по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Искусство кино и музеи кино: мировая практика и современные проблемы
Быкова Наталья Ивановна

кандидат педагогических наук

доцент, заведующий кафедрой, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

644116, Россия, г. Омск, ул. Красный Путь, 36, оф. 313

Bykova Natalia Ivanovna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Film, Photo, and Video Creative Work at Omsk F. M. Dostoevsky State University

644116, Russia, Omsk, str. Krasnyi Put', 36, of. 313

bukovani@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Предметом исследования являются музеи кино. Объект исследования – искусство кино. Автором рассматривается мировой опыт в области создания музеев кино. Изучается история отечественного Музея Кино и перспективы его дальнейшего развития, особое внимание уделяется современному состоянию музея кино и проблемам, связанным с определением функций подобных музеев, которые в настоящий момент однозначно не определены. Осмысление мирового опыта в данном вопросе необходимо для разрешения проблемы создания и функционирования музея кино в России. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются основные концепции видения музеев кино, их социокультурная значимость. Научная новизна статьи заключается в том, что культурный феномен музея киноискусства детально не исследовался и требует серьезного изучения. Музеи кино существуют во многих странах мира, однако вопрос о том, что понимается именно под музеем кино – это вопрос достаточно сложный в силу синкретичности экранных искусств.

Ключевые слова: музей кино, кинематограф, культурное наследие, экранные искусства, искусство кино, мультимедиа, фотоискусство, синкретизм, музей фотографии, экспозиция

DOI:

10.7256/2409-8744.2016.6.21255

Дата направления в редакцию:

02-12-2016


Дата рецензирования:

02-12-2016


Дата публикации:

19-01-2017


Abstract.

The subject of this research is the cinema museums, while the object is the art of cinematography. The author examines the global experience in the area of creation of cinema museums, as well as studies the history of Russian Cinema Museum and prospects of its further development. Special attention is given to the modern status of cinema museums and issues associated with determination of their functions, which at the present stage remain unambiguous. The perception of the world experience in regards to this question is necessary for resolving the problem of creation and functionality of the cinema museum in Russia. The main methods of this study is the comparative-historical and analytical. The work analyzes the key concepts of outlook upon the cinema museums, as well as their sociocultural importance. The scientific novelty lies in the fact that the cultural phenomenon of the museum of cinematography art requires thorough examination. Cinema museums are located in multiple countries of the world, however, the question of what does the notion of cinema museum imply, is rather complicated due to the syncreticity of the screen arts.

Keywords:

multimedia, art of cinema, screen art, cultural heritage, cinematography, cinema museum, photography, syncretism, Museum of photography, exposition

Введение

Кино - сравнительно молодой вид искусства, который на сегодняшний день является одним из самых массовых. Кинематографу в этом году исполнилось 120 лет, именно поэтому в России 2016 г. объявлен годом кино.

Несмотря на сравнительно непродолжительный путь развития киноискусства, можно отметить множество экспериментов, находок, достижений, которыми этот молодой вид искусства искренне гордится. С первых шагов возникновения кинематографа, исследователи, историки и теоретики кино заговорили о новом виде музейных экспонатов – кинодокументах. Величайшие образцы отечественной и зарубежной киноклассики являются всемирным наследием, требующим бережного отношения к себе и изучения, именно поэтому в настоящий момент серьезное внимание уделяется вопросам сохранения истории киноискусства. С этой целью в крупнейших странах мира создаются музеи кино.

Исторически первые кинодокументы хранились у кинематографистов, на киностудиях, предприятиях кинопроката, в кинотеатрах; именно здесь начинали собирать и хранить кинопленки, негативы, афиши, в то же время единого принципа отбора экспонатов не существовало. И до настоящего времени ведутся дискуссии о том, что является объектом хранения в музее кино.

На вопрос о том, каким должен быть музей кино в современном мире однозначно ответить невозможно, так как в силу синкретичной природы экранных искусств, их артефакты, как правило, не являются конечным продуктом самого искусства, особенно современного, имеющего цифровой формат и, следовательно, множество равнозначных копий. Продолжающиеся дискуссии о миссии музеев кино и их функциях говорят о том, что этот вопрос остается открытым.

Современный музей – это не только учреждение культуры, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность. «Музей – это особое место в мировой культуре, моделирующее ее историю и эволюцию, фиксирующее неумолимый бег времени, сохраняющее память о прошлом и созидающее уникальные возможности для диалога эпох, культур, народов в контексте развития современной культуры. Знание действительной истории – ключ к познанию настоящего и предвидению будущего» [1].

Миссия музея – это главное, что он может сказать о себе своим реальным и потенциальным посетителям. Однако сегодня, когда адресованные музею запросы и ожидания стали рассматриваться как нечто весьма сложное по своей структуре и динамике, уже недостаточно и, пожалуй, невозможно говорить о миссии музея одной формулировкой, имеющей равное отношение как к конкретному музею, так и к музеям в целом. Общим местом, не вызывающим сомнений, оказывается утверждение, что музей – это хранилище ценностей, научно-исследовательский институт, культурный и образовательный центр [2].

Мировой опыт в области создания музеев кино

Говоря об истории возникновения музеев кино, следует в первую очередь отметить один из старейших и крупнейших музеев кино в мире - это Французская Синематека (Cinémathèque Française). Музей был создан в 1936 г. французским кинорежиссером Жоржем Франжю и Анри Ланглуа, одним из основателей Международной федерации киноархивов. Музей располагает крупнейшей в мире коллекцией фильмов, которая насчитывает около 60 тысяч картин; уникальными документами, среди которых рукописи сценариев. В фондах музея располагается крупнейшая в мире коллекция кинокамер, насчитывающая несколько тысяч экземпляров. Посетители музея имеют возможность увидеть экспонаты, используемые в процессе подготовки к съемкам фильма и непосредственно в съемочном процессе: костюмы, в которых снимались известные актеры культовых фильмов, фрагменты декораций, фотографии со съемочных площадок и многое другое.

Семиэтажное здание музея включает нескольких кинозалов, библиотеки, выставочные павильоны. В настоящее время Синематека является одним из самых престижных музеев в области сохранения истории кино.

Интересно и само здание музея - это проект Франка Гери - одного из крупнейших современных архитекторов, уникальное произведение современной архитектуры. Можно сказать, что французский музей кино привлекает туристов не только редкими музейными экспонатами, но и необычным внешним видом здания, которое напоминает танцовщицу в балетной пачке. Своеобразный облик здания с первых шагов окунает посетителей в мир иллюзий, ведь кино - это иллюзион.

Не менее значимым для сохранения истории киноискусства является Нидерландский институт кино EYE. Ориентация на зрителя, его современные запросы и компьютерные технологии – одна из основных задач, которую ставит перед собой Нидерландский институт кино EYE в Амстердаме. Здание института, на территории которого располагается музей кино, библиотека, студийные павильоны, также является уникальной архитектурной достопримечательностью Европы.

Нидерландский музей был основан еще в 1952 г., однако располагался первоначально в другом здании. Потребности времени, диктующие сегодня особые требования к музеям кино, которые становятся интерактивной площадкой для погружения в таинственный мир киноискусства, предъявляют серьезные требования не только к экспонатам, но и к помещениям, в которых располагаются эти экспонаты. В 2012 году музей кино переехал в новое здание на берегу реки. Архитектурный ансамбль создан по проекту австрийских архитекторов (компания Delugan Meissl Associated Architects), которые известны в Европе созданием уникальных памятников современной архитектуры, таких своеобразных, как музей Порше (Porsche), геометрическая форма которого отражает философию известной в мире автомобильной компании.

Задача, поставленная перед архитекторами Нидерландского института кино, становится понятной при его ближайшем рассмотрении, так как посетители музея с первых шагов окунаются в атмосферу иллюзий мира кинематографа. Музей окружен водными каналами и напоминает застывший айсберг или большую устрицу, которая находится в раковине.

Посетители имеют возможность познакомиться с коллекцией, некоторые экспонаты которой датируются концом XIX в. Фильмофонд содержит более 45 000 картин, среди которых и одни из первых кинолент мирового кино, и современные образцы киноиндустрии.

Кроме классических музейных выставочных экспозиций, посетителям предлагаются интерактивные формы общения с искусством кино. Например, одна из выставок называется Панорамой. Выставочный зал представляет собой помещение, окруженное со всех сторон подвижными фрагментами из различных фильмов, которые управляются с помощью движущиеся панелей.

Самым крупным музеем в области экранных искусств считается Китайский национальный музей кино, который основан в 2005 г. и занимает площадь в 38 тыс. квадратных метров. В состав музея входят 20 выставочных залов, несколько кинозалов, библиотека. Коллекция музея интересна тем, что содержит уникальные экспонаты, рассказывающие об истории развития восточного кинематографа, в первую очередь, Китая, Гонконга, Тайваня.

Именно музеи кино в современном мире чаще, чем какие-либо другие учреждения культуры ставят своей задачей удивить посетителя. В этой связи нельзя не упомянуть Италию.

Итальянский Национальный музей кино располагается в Турине. Организаторы и руководство музея заявляют о том, что это не совсем музей. По крайней мере, он не является музеем в традиционном понимании этого слова. Благодаря богатству коллекции и многообразию видов научно-популярной деятельности музей входит в число важнейших музеев кино в мире. В первую очередь неповторимым его делает необычная организация выставки. Музей расположен внутри башни Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) – уникального монумента, который является символом Турина. Внутри монумента швейцарский дизайнер Франсуа Конфино (François Confino) создал иллюзию погружения в атмосферу кино, которая возникает благодаря неожиданным визуальным и слуховым эффектам.

Краткий экскурс, рассказывающий о наиболее известных музеях кино, дает возможность сделать выводы о том, что современные тенденции в этой сфере более ориентированы на новейшие мультимедийные технологии, которые должны удивить и поразить посетителя интерактивными компонентами, тактильными эффектами, зрелищными спецэффектами.

Многие исследователи пишут о том, что сегодня миссия музея современного искусства значительнее шире, чем просто выставочная площадка или хранилище ценных экспонатов. Наблюдается тенденция, связанная с расширением сфер деятельности музеев, поскольку существует потребность общества в музее, который стал бы культурным центром. Музей стремится привлекать, развлекать, информировать, быть приятным местом встречи, и в то же время сохранять высокий культурный статус. Это влечет за собой появление новых пространств и дополнительных функций музея.

Нельзя не отметить, что пространство музея современного искусства является креативной площадкой, открывающей новые возможности для посетителей. Говоря о феномене современного музея, важно вспомнить о том, что и в XIX в., и в XX в. музей любого профиля прежде всего осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. В конце прошлого столетия представление о миссии музея видоизменяется. Музеи становится своеобразным информационным центром, объединяющим культурные ценности прошлых эпох и современность.

Практика музеев современного искусства во всем мире доказывает, что, несмотря на все большую разновидность дополнительных мероприятий и услуг, которые предлагает нам музей: лекторий, кинозал, библиотека, клуб, магазин или театральная площадка – все они являются частью единого культурного пространства с общим интеллектуальным и художественным вектором. Музей стремится привлекать, развлекать, информировать, быть приятным местом встречи и в то же время, сохранять высокий культурный статус. Это стимулирует поиск аттрактивных решений, размещения в пространстве музея новых площадей, которые должны быть решены в единой стилистической и концептуальной системе музея [3].

Проблемы и перспективы создания музея кино в России

Первым вдохновителем и основателем музея кино в нашей стране можно считать Г. М. Болтянского, который не только коллекционировал киноисточники, но и обосновывал в многочисленных докладных записках идею созданию музея кино. По итогам его доклада в апреле 1922 г. Государственный ученый совет Наркомпроса, принял постановление об организации киномузея, главной задачей которого было собирать киноисточники. И, несмотря на то, что из-за отсутствия средств создание музея было отложено, Г. М. Болтянскому все же удалось затронуть ряд очень важных вопросов, касающихся не только создания специального учреждения, но и вопросов комплектования, учета и хранения киноматериалов [4].

Решение о создании музея кинопоявляется в 1926 г. Датой создания первого в мире Музея Кино можно считать 9 марта 1926 г. Среди главных задач музея было укрепление идеологии, массово-просветительская работа, обслуживание «нужд» кинематографа и способствование внедрению кино как нового метода работы во все музейные учреждения. Г. М. Болтянским и его коллегами были разработаны подробная инструкция по комплектованию, учету и хранению экспонатов, должностные инструкции, формы научно-фондовой и культурно-просветительской работы музея. Некоторые остаются неизменными и по сей день. Фонды включали в себя библиотеку, фототеку, фильмотеку, плакатотеку, аппаратуру, макеты, эскизы, чертежи и декорации. Но ввиду того, что с момента своего зарождения музей не имел специального здания, он, во-первых, передавался в ведение Государственной академии художественных наук, а во-вторых, вместо постоянной экспозиции устраивал лишь временные выставки.

После принятия первого решения о создании в нашей стране музея кино прошло 90 лет. Можно выделить несколько этапов становления и разработки концепций музеев подобного рода. В нашей стране процесс создания музеев кино идет по двум направлениям: во-первых, с 1950-х гг. начинают функционировать музеи конкретных киностудий, например, музеи «Мосфильма», «Ленфильма», «Леннаучфильма», занимающиеся сбором и сохранением материалов, иллюстрирующих историю становления и развития определенной киностудии. Во-вторых, персональные выставки, посвященные деятелям кинематографа, активизируют процесс создания мемориальных киномузеев [4].

Отечественный кинематограф также, как и российский зритель, заинтересован в наличии серьезного музея кино, тем более что наши кинофильмы по многим показателям являются серьезным достоянием мирового киноискусства. К сожалению, ситуация в этой области долгое время оставалась крайне сложной. Например, крупнейший в мире архив Дзиги Вертова находится в Вене среди экспонатов Австрийского музея кино (Österreichisches Filmmuseum). Дзига Вертов - один из основателей и теоретиков отечественного документального кино. Его фильм «Человек с киноаппаратом», снятый в 1929 г., до сих пор считается мировой кинокритикой одним из лучших образцов документалистики.

Сегодня миссия музея современного искусства значительнее, чем просто выставочная площадка или хранилище. Наблюдается тенденция, связанная с расширением сфер деятельности музеев современного искусства. Иллюстрацией этой реалии может служить деятельность многих музеев современного искусства, среди которых Центр Жоржа Помпиду, Нью-Йоркский музей современного искусства (Museum of Modern Art) и многие другие музеи, ставшие культурными, образовательными и развлекательными центрами. Важно отметить, что развитие музеев современного искусства в данном ключе актуально для современной России. В последние несколько лет в нашей стране открылось большое количество музеев и центров современного искусства: Московский музей современного искусства, Мультимедиа арт-центр, «Винзавод», «Гараж», «Красный октябрь» (Москва), «Лофт проект Этажи» (Санкт-Петербург), Музей современного искусства Permm (Пермь) и многие другие [3].

С идеей создания в нашей стране Центрального музея Кино выступает Наум Клейман - известный российский историк кино. С 1992 г. по 2014 г. Наум Клейман являлся директором этого музея, который располагался до 2005 г. в здании Киноцентра на Пресне. За непродолжительный период времени удалось собрать уникальные коллекции: более 40 тысяч фильмов, множество фотографий, костюмов, кинотехники, других уникальных экспонатов, среди них произведения живописи Андрея Тарковского, куклы Сергея Параджанова, костюмы «Ивана Грозного», первый отечественный «Оскар» за фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

К сожалению, ситуация с музеем в течение последнего десятилетия была крайне неблагополучной. Музей не имел собственного здания, фондовые коллекции хранились на территории киноконцерна «Мосфильм», выставки и тематические показы проводилась на различных площадках.

В какой-то степени функции музея кино в последние десятилетие выполнял в Москве Мультимедиа Арт Музей, который задумывался первоначально как Московский дом фотографии. В 1996 г. организованный по инициативе Ольги Свибловой и при поддержке Правительства Москвы он с 2003 г. преобразован в Мультимедийный комплекс, в состав которого входят Мультимедиа Арт Музей, Московский дом фотографии, Школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. На территории комплекса экспонируются различные выставки, посвященные не только фотографии, но и интересным событиям в мире кино и модной индустрии. Очень удобно расположенный на улице Остоженка в центре Москвы, музей имеет возможность всегда быть в центре внимания гостей и жителей столицы.

В настоящий момент проблема со зданием для Центрального музея Кино решена. Музею передан павильон № 36 на ВВЦ.

По словам Арт-директора музея Кино Екатерины Бочавар, в новом здании музея планируется создать зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, открыть три кинозала для показа фильмов из коллекции музея.

Перед создателями музея встала задача приспособить под нужды музея историческое здание, состоящее из двух корпусов. Главный корпус создан по проекту архитекторов П. П. Ревякина и Ю.Н. Шевердяева в 1954 г. и является ярким выражением стиля, называемого «сталинским ампиром». В 1975 г. эти же архитекторы дополнили комплекс новыми строениями, используя стиль, господствующий в 70-х гг. Таким образом, в современном комплексе можно будет увидеть движение времени, застывшее в архитектуре. Это сродни идее кинематографа, «запечатляющего время» на кинопленке» [5].

Павильон № 36 Всероссийского выставочного центра располагается очень далеко от главного входа на расстоянии примерно двух километров по центральной аллее, за павильоном Космонавтики. Это красивое место, расположенное около пруда и ботанического сада. Здание павильона было спланировано первоначально для экспозиции "Водное хозяйство". Администрация музея Кино не планирует кардинально менять первоначальный архитектурный замысел здания, которое органично вписывается в ландшафтный дизайн. Предполагается сохранить открытое пространство и влиться в современные тенденции, планируя интерактивные капсулы, благодаря которым посетители могут стать на несколько минут режиссёром, оператором, актёром или художником кино и создать собственный фильм, который можно будет взять с собой.

Рассуждая о том, каким должен быть современный музей искусства кино, Алексей Лебедев, заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева на канале «Культура» в диалоге с Александром Архангельским в программе «Тем временем» еще раз отметил, что работа в киномузеях первоначально шла в научно-профессиональном поле. Это был в первую очередь архив-лекторий. Такая миссия музея сегодня не востребована массами. Востребован был бы музей-миф, музей-сказка. Именно таким является музей кино в Турине. Одной из проблем является тот факт, что в кино есть большая обманчивость как в объекте хранения, так и в объекте предъявления. Что показывать зрителю? Конечный продукт – кино? Но музей не кинотеатр [6].

Новые технологии меняют сами принципы кодирования смыслов. Эти смыслы обнаруживаются теперь не вне человека, что само по себе предполагает отстраненность его от предмета осмысления («мировоззрение»), а в продолжении его внутренних возможностей и способностей. Компьютер – это не просто технология, как, например, перо, которым можно записать только то, что уже есть в голове. Компьютер ведет с вами диалог, он спрашивает, отвечает, подтверждает, создает иную реальность. Для электронной коммуникации не нужны живые люди, достаточно виртуальных. Человек один на один не с техникой, а со всем миром, который эта техника открывает [2].

Если подходить к трактовке идеи создания музея киноискусства не сточки зрения экспонатов и артефактов, а в аспекте его социокультурной роли, то миссию такого музея следует рассматривать именно в аспекте межкультурной коммуникации.

Музей как о важнейший элемент инфраструктуры культурной коммуникации может послужить основой «идеальной» функциональной модели музея, определяющей в конечном итоге те целевые ориентиры, которыми музей мог бы руководствоваться в своем развитии. В данном контексте музей можно трактовать многогранно.

Во-первых, музей – это пространство коммуникации, представляющее возможность общения широкому кругу участников, наполненное целенаправленно отобранными и концептуально представленными объектами историко-культурного значения; оснащенное необходимым материально-техническим оборудованием.

Во-вторых, это место встречи субъектов коммуникации, доступное для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, а также для тех, кто в этой информации нуждается.

В-третьих, это коммуникационный узел, то есть место приема, научной обработки и систематизации, специального хранения, переадресации, перераспределения и доставки информации социокультурного значения, заключенной в музейных предметах и памятниках.

В-четвертых, это средство коммуникации в виде специфической, основанной на предметном материале, универсальной знаковой системы, совместимой с другими знаковыми системами [2].

Опыт мировой практики в области создания музеев киноискусства позволяет сделать выводы о том, что наблюдается тенденция на усиление развлекательной функции музея.

Порой музеи предлагают посетителям простейшие тактильные, физические ощущения, но не интеллектуальное стимулирование или эстетическое, душевное переживание. Во внимание в таком случае не принимаются образованные люди, специалисты и ученые, то есть интеллектуальная и профессиональная элита, которую зачастую путают с социальной элитой [7].

С одной стороны, стремление музея быть именно культурным и досуговым центром обуславливает наличие не только выставочных площадей, но и магазинов, кафе, творческих студий, концертных залов и кинозалов. С другой стороны, такое разнообразие функциональных возможностей музея должно быть компенсировано другими факторами.

Нельзя не согласиться с том, что потребность современного музея конкурировать на рынке досуга, в борьбе за желание посетителей провести время не в кино или торговом центре, а именно в музее, определяет более аттрактивный вид пространственных решений, призванных, находясь в единых стилистических и концептуальных рамках с представленным искусством, привлекать публику, предоставляя как можно больше вариантов реализации образовательной и рекреационной функций музея.

Таким образом, музей помогает человеку понять себя, окружающий мир, адаптироваться к культурной среде. Будучи стабильным хранителем истории и «вечных ценностей», музей помогает посетителю найти свое место в агрессивном информационном и визуальном потоке современной культуры, быстроменяющейся общественной и политической обстановке.

В то же время необходимо понимать, что существование музея современного искусства как культурного центра нуждается в балансировке способов реализации его функций. Поскольку перевес в ту или иную сторону, и в сторону образовательной функции, и в сторону культурного центра, ведет к губительному для музея пути [3].

Кино, как новый вид искусства, органично взаимосвязано с семейством и традиционных и техногенных искусств. Именно киноискусство явилось точкой пересечения этих двух художественных систем, что обусловило его специфическую двуединую природу. Возникли и обрели влияние художественные формы, опираю­щиеся на новые средства массовой коммуникации.

Именно эта двуединая природа, синкретизм искусства кино, порождает и множество преимуществ, которыми обладают именно музеи кино, и множество проблем, связанных с экспонатами и экспонированием коллекций.

В современной ситуации, ориентируясь на накопленный отечественный опыт сохранения и представления экспонатов искусства кино и учитывая мировой опыт в данной области, можно предположить, что новые перспективы, открывающиеся перед Центральным музеем Кино в России, позволяют ожидать появления современного креативного выставочного пространства, ориентированного на богатые возможности интерактивного представления артефактов киноискусства, опирающегося на современные мультимедийные технологии и не потерявшего своей значимости как объекта культурного значения.

Библиография
1.
Нуттунен Е.А. Музей в системе формирования исторической культуры // Человек и образование. 2011. № 3. С. 40-44.
2.
Мастенина Е.Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации //Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст. / Науч. ред. Б.И. Рашрагович, Б.А. Исаев. СПб.: СПбГУКИ, 2010. С. 256-262.
3.
Салтанова М.В. Музей как культурный центр // Вестник СПбГУКИ. 2013. № 3. С. 119-122.
4.
Михалютина Т.И. Становление и развитие музеев кино в России // Вестник МГУКИ. 2011. № 2. С. 130-133.
5.
Бочавар К. Создание многофункционального кинематографического комплекса на базе павильона ВДНХ №36 [Электронный ресурс]. URL: http://www.museikino.ru/about/new_building/sozdanie-mnogofunktsionalnogo-kinematograficheskogo-kompleksa-na-baze-pavilona-vdnkh-36
6.
Тем временем [Электронный ресурс]. URL: http:// tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1067974/
7.
Яценко-Байрд О.А. Музей и посетитель: мысли русского куратора о современной музейной педагогике в Великобритании // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 93-102.
8.
Cinémathèque Française [Электронный ресурс]. URL: www.cinematheque.fr
9.
Netherlands filmmuseum [Электронный ресурс]. URL: www.eyefilm.nl
10.
Разлогов К.Э. Продолжатель великой традиции // Культура и искусство. 2012. № 3. C. 104 - 106.
11.
Поткина И.В. Духовное наследие Рима в Москве: к истории создания копий катакомб ранних христиан в Музее изящных искусств // Исторический журнал: научные исследования. 2012. № 4. C. 75-81.
12.
Жабский М.И., Тарасов К.А. Конкурентоспособность российского кино
в социокультурной перспективе // Культура и искусство. 2013. № 3. C. 267 - 279. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.3.
13.
Разлогов К.Э. Канны – Москва: опыт культурологического анализа фестивальной жизни // Культура и искусство. 2013. № 4. C. 426 - 438. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9300.
14.
Ханолайнен Д.П. Эстетика воспроизводимого в современном искусстве // Философия и культура. 2013. № 11. C. 1598 - 1606. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9658.
References (transliterated)
1.
Nuttunen E.A. Muzei v sisteme formirovaniya istoricheskoi kul'tury // Chelovek i obrazovanie. 2011. № 3. S. 40-44.
2.
Mastenina E.N. Missiya muzeya v rakurse problem mezhkul'turnoi kommunikatsii //Sovremennye problemy mezhkul'turnykh kommunikatsii: sb. st. / Nauch. red. B.I. Rashragovich, B.A. Isaev. SPb.: SPbGUKI, 2010. S. 256-262.
3.
Saltanova M.V. Muzei kak kul'turnyi tsentr // Vestnik SPbGUKI. 2013. № 3. S. 119-122.
4.
Mikhalyutina T.I. Stanovlenie i razvitie muzeev kino v Rossii // Vestnik MGUKI. 2011. № 2. S. 130-133.
5.
Bochavar K. Sozdanie mnogofunktsional'nogo kinematograficheskogo kompleksa na baze pavil'ona VDNKh №36 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.museikino.ru/about/new_building/sozdanie-mnogofunktsionalnogo-kinematograficheskogo-kompleksa-na-baze-pavilona-vdnkh-36
6.
Tem vremenem [Elektronnyi resurs]. URL: http:// tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1067974/
7.
Yatsenko-Baird O.A. Muzei i posetitel': mysli russkogo kuratora o sovremennoi muzeinoi pedagogike v Velikobritanii // Voprosy muzeologii. 2010. № 2. S. 93-102.
8.
Cinémathèque Française [Elektronnyi resurs]. URL: www.cinematheque.fr
9.
Netherlands filmmuseum [Elektronnyi resurs]. URL: www.eyefilm.nl
10.
Razlogov K.E. Prodolzhatel' velikoi traditsii // Kul'tura i iskusstvo. 2012. № 3. C. 104 - 106.
11.
Potkina I.V. Dukhovnoe nasledie Rima v Moskve: k istorii sozdaniya kopii katakomb rannikh khristian v Muzee izyashchnykh iskusstv // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2012. № 4. C. 75-81.
12.
Zhabskii M.I., Tarasov K.A. Konkurentosposobnost' rossiiskogo kino
v sotsiokul'turnoi perspektive // Kul'tura i iskusstvo. 2013. № 3. C. 267 - 279. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.3.
13.
Razlogov K.E. Kanny – Moskva: opyt kul'turologicheskogo analiza festival'noi zhizni // Kul'tura i iskusstvo. 2013. № 4. C. 426 - 438. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9300.
14.
Khanolainen D.P. Estetika vosproizvodimogo v sovremennom iskusstve // Filosofiya i kul'tura. 2013. № 11. C. 1598 - 1606. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9658.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"