Статья 'Коммуникационно-правовой анализ некоторых специальных событий в деятельности рок-группы в историческом разрезе («камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд»)' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Коммуникационно-правовой анализ некоторых специальных событий в деятельности рок-группы в историческом разрезе («камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд»)

Синеокий Олег Владимирович

доктор наук по социальным коммуникациям (специальность "документоведение, архивоведение", 27.00.02), научный сотрудник, профессор издательского дела

69002, Украина, г. Запорожье, ул. Александровская, 84

Synieokyi Oleg Vladimirovich

Doctor of Science in Social Communications (specialty "Document Studies, Archive Studies", 27.00.02), Scientific Associate, Professor of Publishing Industry, Publishing Group "Helvetica"

69002, Ukraine, g. Zaporozh'e, ul. Aleksandrovskaya, 84

vinyl-doc@email.ua
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-868X.2017.2.17991

Дата направления статьи в редакцию:

14-02-2016


Дата публикации:

18-02-2017


Аннотация: В статье впервые в отечественной научной литературе с системной точки зрения проанализирована рок-группа в системе правоотношений, сложившихся в области музыкальной индустрии. Предмет публикации – музыкально-правовой анализ международной практики по решению проблем, возникающий в юридической плоскости в связи со специальными событиями, связанными с трансформацией рок-групп. Автор подробно рассматривает примеры из практики музыкального бизнеса юридического содержания и судебного (внесудебного) рассмотрения споров. Отдельное внимание уделено выявлению специфики раздельного и нераздельного соавторства в составе рок-группы, а также интеллектуально-правовым особенностям использование бэк-каталога групп и лейблов. Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации в разрезе культуролического знания с элементами права интеллектуальной собственности. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что рок-группа занимает в системе правоотношений в области звукозаписи одно из основных мест как целостное коммуникационное явление, представляющее собой специальный формат музыкального коллектива с характерными особенности в составе, численности, распределении ролей и функций, используемых инструментах. На коммуникационно-правовой территории описывается каждое из специальных событий («камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд») с анализом сходств и различий, а также проблем, которые нередко возникают по поводу сопадений названий. Заслуживающим отдельного внимания является предложение о нормативном закреплении использования термина «музыкальное право», характеризующего комплексную суботрасль гражданского права, предметом регулирования которой являются отношения, возникающие в музыкальной сфере, в частности правовые аспекты международного музыкального бизнеса.


Ключевые слова: индустрия звукозаписи, специальные события, рок-группа, с участием, «возвращение», «воссоединение», «воссоздание», музыкальное право, международное интеллектуальное право, внесудебное урегулирование

Abstract: This article is first within the Russian scientific literature to analyze a rock band within the system of legal relations formed in the area of music industry from the systemic perspective. The subject of this publication is the music-legal analysis of international practice on resolution of the issues that emerge in juridical platitude due to special events associated with the transformation of rock bands. The author thoroughly reviews the examples of legal content and judicial (extrajudicial) consideration of disputes from the practice of music industry. Particular attention is given to determination of specificity of separate or joint co-authorship within the rock band, as well as intellectual-legal peculiarities of the use of back-catalogue and labels. The theoretical core of this research consists in the theory of communication in terms of the culturological knowledge with element of intellectual property law. The author comes to a conclusion that a rock band holds one of the major places within the system of legal relations in the area of sound recording as an integral communication phenomenon that represents a special format of music collective with characteristic peculiarities in composition, distribution of role and functions, and used instruments. Based on the communication-legal theory, the author describes each of the special events (“comeback”, “reunion”, “reincarnation”, and “reestablishment”), analyzing the similarities and differences, as well as issues emerging due to the match of names. The author underlines the proposition regarding the normative consolidation of the use of the term “music law” that characterizes a complex sub-branch of civil law, the subject of regulation of which lie in the legal relations emerging in music sphere, and particularly legal aspects of the international music business.



Keywords:

Extrajudicial regulation, International intellectual right, Music law, Reunion, Reincarnation, Comeback, With participation, Rock band, Special events, Sound recording industry

Актуальность и краткое описание проблемы с постановкой исследовательской задачи

В отечественном научном знании музикально-развлекательная сфера выступала предметом исследования разных наук. Пожалуй, лучшим примером социального явления, которое весьма далеко от «сухой» юридической науки, является музыка. В течение десятилетий (а может, и веков) две социальные реальности – музыкальная и юридическая – существовали почти параллельно, и было довольно трудно сделать так, чтобы они успешно взаимодействовали.

Юридическая наука не могла учитывать чувственно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений как искусствоведческой категории. Посмотреть же на свои творения как на «объект права» музыканты, в свою очередь, по понятным причинам были не готовы.

Система звукозаписи рок-музыки в качестве подсистемы органично включена в общую метасистему массового рекординга, представляющую собой совокупность организаций различных форм собственности, которые обеспечивают и осуществляют скоординированную деятельность по разработке и коммерциализации технологий звукозаписи. Музыкальную звукозапись можно рассматривать как явление, рожденное новейшими технологиями, и эффективный способ вовлечения широких масс слушателей в разнообразные социокультурные процессы, где особое место занимают вопросы правовой регламентации и саморегулирования [1].

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений и музыкальных фонограмм, выступало предметом исследований М.Е. Алистратовой [2], О.Ю. Волкова [3], Е.А. Звегинцевой [4], О.В. Кондаковой [5], А.О. Радоминовой [6], О.С. Тучковой [7] и некоторых других российских авторов. Кроме этого, музыкальное произведение изучалось как объект авторского права [8], фонограммы рассматривались как объект права интеллектуальной собственности [9], а также были исследованы проблемы реализации авторских прав на музыкальное произведение в договорной сфере [10]. Нормативно-правовое поле, касающееся управления музыкальной отраслью [11] и регулирующее смежные вопросы в индустрии звукозаписи [12], является узкоспециализированным.

В музыкальной индустрии рок-группа, точнее её название и продукция с указанием определённого наименования, является товарным знаком (брендом). Рок-группа представляет определённую структурную единицу музикального бизнеса. В мировой истории рок-музыки известны различные виды рок-групп, классифицируемые по целому ряду оснований («пауэр-рок-трио»; «бит-квартет»; квартет с поющим гитаристом; квинтет со «свободным» вокалистом и двумя гитаристами; секстет с одним дополнительным музыкантом на любом инструменте; «рок-оркестр» и др.), однако построение типологии рок-групп не завершено. Социодинамика деятельности рок-группы, как правило, состоит из нескольких этапов (три обязательных – создание [A], восхождение к успеху [B], период популярности [C]; и три факультативных – изменения в составе [D], распад [E], возобновление деятельности [F]), складывающихся в определённую систему. После смен в составе рок-группа как бизнес-музыкальная единица продолжает функционировать – в одних случаях под старым оригинальным названием, в других – под изменённым, но узнаваемым брендом, а в третьих – под совершенно новым именем. Из-за проблем в юридической плоскости при расхождении понимания по поводу использования названия группы нередко действовало по две группы с одинаковыми базовыми названиями (иногда были преднамеренно созданы точные копии, иногда это были т.н. «случайные совпадения названий групп»). Анализ юридической практики в данном секторе звукозаписи рок-музыки свидетельствует о том, что при возобновлении профессиональной деятельности группы одно из центральных мест имеет реализация права на название . Использование названия рок-группы является весьма тонким и деликатным культурно-правовым вопросом, который даже в судебном порядке решается неодинаково, что подчёркивает наличие в данном вопросе достаточно сложных стандартов и корпоративных правил.

Актуальность темы публикации обусловлена юридической неопределённостью таких понятий, широко используемых в международном музыкальном бизнесе, как «камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд» и ряда других. Данными терминами обозначаются специальные события в динамике деятельности рок-группы. В целом, по общему правилу, специальными событиями (Special Events) в любой бизнес-деятельности прийнято считать PR-мероприятия, которые проводяться компанией (фирмой) в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам. Спецсобытия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в самой компании и окружающей её среде, стать событием для целевых групп общественности [13]. В музыкальной индурии к специальным событиям можно отнести презентацию нового релиза (альбома, сингла и т.п.), проведение нестандартного выступления (концерта), участие в какой-либо акции и т.п. Однако особое значение в жизнедеятельности рок-групп имеют «камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд» и некоторые другие. Поэтому основной целью настоящей публикации является концептуальная характеристика вышеуказанных специальных событий в музыкальном бизнесе с позиций международного права интеллектуальной собственности, без излишней нормативной детализации (последнее может представлять предмет отдельной научной статьи).

Рассмотрим отображение комбинаций по субъектному составу в трендах преобразований рок-проектов, т.е. понятия «возвращение», «воссоединение» и «реорганизация» в динамике цикличного развитиякоммуникаций в рок-группах с правовой позиции.

«Камбэк» (Возвращение) и «Реюнион» (Воссоединение)

Возвращение артиста в шоу-бизнес после длительного отсутствия в музыкальной индустрии называют английским термином «Камбэк» (англ. Comeback ). Иногда так обозначают выход нового альбома после нескольких лет молчания исполнителя или группы. Например, в 2008 г. вышел альбом A Brand New World группы RARE EARTH с абсолютно новым материалом, записанным после 15-летней паузы – ранее о распаде группы официально не объявлялось, поэтому данный релиз нельзя считать «реюнионом», правильнее называть его «альбомом-камбэком» – как, скажем, и в случае с диском Here & Now (2007) британо-американского фолк-рок-трио AMERICA, который вышел после девятилетней паузы в динамике записи новых релизов. Так же к понятию «камбэк» можно отнести, например, выход альбомов Walk On (1994) и Corporate America (2002) группы BOSTON, паузы между даннными релизами составляли по восемь лет каждая. Соответственно в биографии этого коллектива состоялось два «камбэка» (либо – вышло два «альбома-камбэка»).

«Реюнион» может считаться таковым, если он осуществлён в полном составе участников оригинального проекта либо – с минимальными изменениями, допускаемыми ввиду объективных причин (смерть, болезнь и т.п.) и урегилировании вопроса с правопреемниками об использовании нзавания группы. В 2003 г. Игги Поп инициировал воссоздание своего детища – одного из первостроителей «гаража» и «прото-панка» (вообще одним из представителей т.н. «прото-панка» считают группу MС5 [14]). Вначале реорганизованная группа была объявлена под названием IGGY AND THE STOOGES , но в 2007 г. было прийнято решение о возвращении к оригинальному названию – THE STOOGES.

31 августа 2007 г. TEACH-IN воссоединились для участия в шоу на выставке в Маастрихте, где была исполнена «живём» на голландском языке всего одна песня «Ding-a-Dong», а также повторный «реюнион» произошёл в 2008 г. – для участия в открытии фестиваля Евровидения в Москве, а также для записи для «Авторадио» двух хитов на английском языке.

THE BEACH BOYS для записи новой студийной работы (2012) – первой за последние 16 лет и празднования своего 50-летия в рамках мирового турне с участием всех членов оригинальных составов группы.

В 1997 г. состоялся кратковременный «реюнион» BLACK SABBATH, основной целью которого была запись двух новых треков и концертного альбома с материалом периода Оззи Осборна (1970–1978). По прошествии пятнадцяти лет – на 2012 г. было намечено полноценное «воссоединение» BLACK SABBATH в классическом составе, однако из-за контрактных разногласий барабанщик Билл Уорд (Bill Ward) отказался в нём участвовать ( в отвергнутом Уордом проекте контракта он оказывался бы юридически не в статусе полноправного члена группы, а «работника, нанятого на постоянную ставку»). На концертах за барабанной установкой работал участник сольной группы Озии Осборна – Томми Клуфетос (Tommy Clufetos), а в записи полноценного студийного альбома 13 приняли участие барабанщик RAGE AGAINST THE MACHINE Брэд Уилк (Brad Wilk) и клавишник Адам Уэйкман (Adam Wakeman) в правовом статусе приглашённых музыкантов. Таким образом, с одной стороны, сторого в юридическом смысле оригинальный состав BLACK SABBATH никем не дополнен и произвольно не расширен, однако – с другой – полноценного «воссоединения», строго говоря, так и не состоялось, а выпущенный в 2013 г. новый альбом представлен в исполнении ¾ состава оригинальной группы с двумя гостевыми инструменталистами. Записью руководил продюсер Рик Рубин (Frederick Jay Rubin)

В сентябре-октябре 2015 г. объявлено, что John Marshall, Roy Babbington, John Etheridge и Theo Travis воссоединяются под названием SOFT MACHINE для участия в нескольких концертах, которые пройдут с декабря 2015 по март 2016 гг. в Нидерландах, Бельгии и Великобритании. Сооснователей SOFT MACHINE – проекта, ставшего базисом для развития «кентерберийского рока», джаз-фьюжн, психоделического и прогрессивного рока, в числе участников которого в разное время были более, чем 20 музыкантов, – Kevin Ayers, Daevid Allen, Hugh Hopper, Elton Dean в живых уже нет.

В 2013 г. возобновлена деятельность фолк-прог-рок-группы LINDISFARNE в «новой версии» – как R AY JACKSON S LINDISFARNE (гитаристы Дэйв Халл-Денхолм (Dave Hull-Denholm), Чарли Хэркорт (Charlie Harcourt), Стив Дэггерт (Steve Daggett) и басист Ян Томсон (Ian Thomson), которые уже участвовали в тех или иных предыдущих версиях LINDISFARNE, а также барабанщик Пол Томпсон (Paul Thompson), работавший в ROXY MUSIC в 1971–1980 гг. и с 2001 г.). В 2015 г. вокалист Рэй Джексон, являющийся основателем и бессменным участником всех реинкарнаций данного проекта, заявил, что прекращает работу в группе. Род Клементс – второй участник оригинального состава с 1968 г. – совместно с участниками последней версии группы продолжает работу под именем ROD CLEMENTS LINDISFARNE – возражений по поводу использования географического названия о. Линдисфарн, как базового слова в бренде, пока не поступило.

Денни Лейн, который совместно с Полом Маккартни принимал активное участие в создании WINGS и дальнейшем развитии группы на протяжении 1970-х гг., инициировал в 2007 г. реюнион этого, пожалуй, лучшего из всех «постбитловских проектов», однако без Маккартни (хотя последний и не возражал против использования бывшими коллегами – Денни Лейном, Денни Сейуэллом и Хенри Маккалохом названия КРЫЛЬЯ, мероприятие всё равно особым успехом не увенчалось). К сожалению, кроме Пола, в подобном «реюнионе» не могло быть ещё двух основных участников WINGS – Линды Маккартни (умера в 1998 г.) и Джимми Маккаллоча (умер в 1979 г.).

Если кто-либо из живых и здоровых основных участников оригинального состава по определённым причинам не желает принимать участия в воссоединении, полноценным реинионом это не считается и может вызвать юридические проблемы, в т.ч. и в связи с использованием оригинального названия группы. Так, после смерти Пита Хэма (Pete Ham) восстановление коллектива BADFINGER привело к созданию в 1978 г. фактически новой группы с тремя участниками оригинального состава, но звукозаписывающая компания «Elektra» согласилась с решением использовать название BADFINGER, что в 1981 г. привело к кратковременному существованию до смерти Тома Эванса двух версий группы – Molland’s B ADFINGER и Evans & Gibbins’ B ADFINGER . Так было и в случае с THE DOORS [15], которым после воссоединения в неполном составе (без покойного Джима Моррисона и не захотевшего принимать участия в возрождении Джона Денсмора) c 2003 г. пришлось видоизменить название на THE DOORS OF THE 21 CENTURY.

Возвращаясь к BADFINGER, можно упомянуть и то, что после смерти в 2005 г. барабанщика Майка Гиббинса (Mike Gibbins), Джозеф Молланд (Joey Molland) остался единственным учасником оригинального состава BADFINGER, но поскольку он собственником названия не является несколько концертных выступлений, состоявшихся в 2013–2015 гг., на которых исполнялся репертуар из фонографического наследия группы (в т.ч. лучшие песни авторства Хэма и Эванса), были проведены под вывеской Joey Molland’s B ADFINGER . Участником оригинального состава THE IVEYS (1961–1969) Роном Гриффитцем (Ron Griffiths), на место которого в декабре 1969 г. был приглашён Молланд (с этого момента группа собственно и получила название BADFINGER) была предпринята попытка воссоединения. В 2013 г. был проведён «Pete Ham Tribute Сoncert» с участием Дэвида Дженкинса (David Jenkins) и нескольких приглашённых музыкантов. Мероприятие проходило под вывеской THE IVEYS Live (по-видимому название группы было дополнено словом «Live» ввиду того, что сооснователем THE IVEYS наряду с Хэмом, Гриффитцем и Дженкинсом, считается и Терри Глисон (Terry Gleeson), не принимавший участия в акции). Одна из наиболее известных композиций группы «Come and Get It» (автор – Пол Маккартни), вышедшая в январе 1970 г., была записана с Гриффитцем, а не Молландом. Таким образом, первого можно считать учасником не только THE IVEYS, но и BADFINGER; стало быть Гриффитц теоретически может считаться правомочным использовать название BADFINGER, равно как и исполнять часть раннего репертуара (например, он является автором «Dear Angie», которая кроме первой записи в июле 1969 г. для дебютного LP Maybe Tomorrow (группы ещё под именем THE IVEYS) попала в трек-лист первого альбома BADFINGER Magic Christian Music, официально выпущенного в январе 1970 г. составом Хэм–Эванс–Гиббинс–Молланд).

В 1974 г. была образована шведская рок-группа с уникальным клавишным звучанием с элементами прогрессивного и арт-рока, скандинавского фолка, под оригинальным названием URA KAIPA, однако вскоре название этого необычного проекта сократилось до KAIPA [16]. В 2000 г. по инициативе основателя группы Ханса Лундина (Hans Lundin) и участника оригинального состава Ройне Столта (Roine Stolt), ставшего к тому времени участником таких знаковых современных прог-рок-проектов, как TRANSATLANTIC, THE TANGENT, THE FLOWER KINGS и некоторых др., состоялся «реюнион», в результате которого с 2002 г. после 20-летнего перерыва выпущено несколько оригинальных самобытных релизов в выработанном гибридном музыкальном формате. Все эти альбомы вышли в свет под маркой KAIPA (при воссоединении, кроме Лундина и Столта, остальные музыканты не принимали участия в первой версии проекта).

В 1979 г. был предпринят «реюнион» голландской рок-группы SHOCKING BLUE (авторов знаменитой «Venus» – известной в СССР как «Шизгара»). Записанная новая песня «Louise» лейблом не была выпущена. В итоге, в конце 1984 г. группа выступила на фестивале «Back-to-the-Sixties», завершив своё существование как субъекта музыкальной индустрии. Однако в 1993 г. солистка Маришка Вереш (Mariska Veres) собрала абсолютно новый состав группы, оставив за собой название SHOCKING BLUE – с разрешения основателя проекта Робби ван Лиувена (Robbie van Leeuwen), к тому времени окончательно ушедшего из музыкального бизнеса. Но, к сожалению, третья версия SHOCKING BLUE в 1994 г. смогла записать всего лишь один сингл «Body and Soul». 2 декабря 2006 г. в возрасте 59 лет Маришка Вереш умерла.

В 1995 г. под именем известной голландской блюз-роковой группы LIVIN’ BLUES был выпущен альбом Out of the Blue. Однако ни о каком «реюнионе» в рок-прессе и других источниках не сообщалось. В записи принимал участие только один из участников оригинальных LIVIN’ BLUES вокалист-гитарист Нико Кристиансен (Nicko Christiansen). Затем, с целью минимизации конфликтности ситуации, Нико Кристиансен во второй половине 1990-х гг. при концертных выступлениях стал использовать вывеску NEW LIVIN’ BLUES, а с 2005 г. зарегистрировал видоизменённое название LIVIN BLUES’ XPERIENCE (LBX), под которым в XXI ст. выпущено три достаточно успешных релиза с новым студийным и концертным материалом, записанном в духе старой школы LIVIN’ BLUES. В свою очередь, Тед Оберг выступает со своей группой с соответствующим названием OBERG. Интересно, что в Польше в рамках тура 2010 г. менеджментом использовалась вывеска LIVIN’ BLUES AFTER, под которой выступали две группы – OBERG и CZYSTA WODA (преимущественно в статусе польского кавер-бэнда). Использование же оригинального имени LIVIN’ BLUES, как одного из самых заметных в 1970-е гг. блюзовых коллективов Европы, по-прежнему является предметом обсуждения между, главным образом, Тедом Обергом и Нико Кристиансеном.

В 2001 г. Брайан Джонсон с целью проведения камерного британского тура возродил GEORDIE (исполнявших с 1972 по 1983 гг. «хард-рок» в блюзовом формате с некоторыми элементами «глэма»). «Реюнион» состоялся в последнем составе 1978 г. с участием Джонсона (перед его уходом в AC/DC) – без особых перспектив на продолжение работы с этой группой. Но дабы не провоцировать возможные юридические проблемы со стороны участников других составов GEORDIE, он назвал этот ретро-проект GEORDIE II.

Весьма самобытный британский полистилистический музыкальный коллектив SUPERCHARGE был основан в 1970 г. в Ливерпуле певцом и саксофонистом Альби Доннелли (Albie Donnelly) совместно с барабанщиком Дэйвом Ирвингом (Dave Irving). Определенный успех имел диск Local Lads Make Good, вышедший в 1976 г. Но в целом продажи пластинок в Великобритании были невысокими. В 1977 г. группе удалось попасть в национальный хит-парад Австралии, где песня «You’ve Gotta Get Up And Dance» заняла третье место. И тогда «соул-рок» с джазовым привкусом SUPERCHARGE было решено трансформировать в достаточно оригинальный танцевальный «диско-фанк» – в итоге музыканты попали в точку. Альбом Body Rhythm, выпущенный лейблом «Virgin Schallplatten GmbH» в 1979 г. однозначно можно считать самым ярким в дискографии ансамбля и одной из лучших поп-музыкальных записей 1979 г. В музыкально-стилистическом плане эта пластинка состоит примерно пополам из диско и рока. Продюсером диска выступил небезызвестный Роберт Ланге (Robert John «Mutt» Lange), который в своё время продюсировал AC/DC, CITY BOY, DEF LEPPARD, OUTLAWS, FOREIGNER, THE CARS, SAVOY BROWN и др. Продюсирование альбома может служить хрестоматийным уроком, но далее SUPERCHARGE отказались от продюсерских услуг Ланге и в данной версии просуществовали ещё пять лет – до 1984 г. Успех Body Rhythm повторить не удалось. В конце 1980-х гг. поющий клавишник Грег Барретт (Greg Barrett) возобновил выступления под брендом SUPERCHARGE. В работе обновленной версии группы некоторое время принимал участие и Доннелли – исключительно как тенор-саксофонист, фактически уступив роль лидера Баррету. В 1990-е гг. Альби Доннелли параллельно активно эспериментировал в межстилистической плокости, отойдя от танцевального диско-фанка в более ощутимую поп-джазовую сторону и в конце-концов создал свой сайд-проект Albie Donnelly’s BIG THREE . В начале 2000-х гг. Доннелли принял решение осуществить «воссоединение» базовой группы, в результате которого появился проект под названием Albie Donnelly’s SUPERCHARGE . Причём до 2010 г., наряду с новыми музыкантами, в работе группы принимал участие оргинальный барабанщик и сооснователь проекта – Дэйв Ирвинг (с юридической точки зрения этому «реюнион-бэнду» ничего не мешало называться просто SUPERCHARGE; быть может причина в том, что к этому времени под таким же названием уже сосуществовало ещё несколько совершенно разных автономных групп, ничем не связанных с этим проектом).

В последние годы, кроме Доннелли, в составе Albie Donnelly’s SUPERCHARGE работают Рой Херрингтон (Roy Herrington), Юрген Вейчинг (Jürgen Wieching), Майк Рафалчук (Mike Rafalczyk), Саша Кюн (Sascha Kühn) и Вольфганг Дикманн (Wolfgang Diekmann). Коллектив неспешно играет свою версию ритим-энд-блюза с активным использованием альт-саксофона, тенор-саксофона, тромбона, гармоники, бас-гитары, клавишных и ударных. Но главное состоит в том, что отыскать что-то общее в музыкальном плане с проектом, записавшем в 1979 г. отличный альбом Body Rhythm очень сложно.

После официального прекращения деятельности оригинального проекта BONEY M., практически каждый из участников, в разное время входивших в основной состав ансамбля, стал выступать в качестве лидера со своими бэк-вокалистами, именуя себя «BONEY M.». Однако основатель и владелец прав на марку BONEY M. Фрэнк Фариан признает только состав группы во главе с Лиз Митчелл, исполнившей 80% женских вокальных партий в записях на дисках.

В новом тысячелетии основатели и в прошлом основные участники британской группы THE ZOMBIES (одни из основоположников в 1962 г. стиля, который позже назовут «барокко-роком» или «чеймбер-попом» – их главный хит «She's Not There» вышел в виде сингла в 1964 г.) возобновили свою совместную деятельность и выпустили в 2002 г. альбом Out of the Shadows наименованием Rod Argent & Colin Blunstone , но с 2004 г. все последующие релизы уже обозначены как продукция THE ZOMBIES. С 2011 г. используется название THE ZOMBIES featuring Colin Blunstone & Rod Argent.

В 2008 г. бывший гитарист NAZARETH Мэнни Чарлтон концертировал со своей собственной группой, состоящей из трёх американских музыкантов, и как продюсер выдавал её за оригинальный ансамбль под названием NAZARETH featuring Manny Charlton . Участники оригинального NAZARETH ранее не регистрировали название группы как торговую марку, однако ситуация вызвала их протест и стала поводом для непростого юридического разбирательства [17]. В результате Чарлон обязался в дальнейшем использовать имя THE MANNY CHARLTON BAND с возможностью приписки с указанием «экс-НАЗАРЕТ».

Сама же базовая группа NAZARETH после ухода фронтмена Дэна Маккаферти (Dan McCafferty) в 2013 г. функционирует уже с третьим лидер-вокалистом – на место ушедшего в январе 2015 г. Линтона Озборна (Linton Osborne) принят Карл Сентанс (Carl Sentance), ранее участвовавший в работе швейцарских хард-рокеров KROKUS и сольной группы Дона Эйри (Don Airey). На 2015 г. запланировано сотрудничество Линтона Озборна с Мэнни Чарлтоном (не исключается даже совместная перезапись новых версий хитов NAZARETH). Как видим, в роке непростые разноуровневые коммуникации опутывают все звенья музыкальной системы звукозаписи, при этом постоянно соприкасаясь с правовыми вопросами.

В 2013 г. по инициативе единственного участника оригинального состава – перкуссиониста Бобби Колдуэлла во второй раз (первый кратковременный «реюнион» состоялся в 1999 г.) воссоздана британо-американская рок-легенда CAPTAIN BEYOND (два других учредителя оригинальной группы Ларри Рейнхардт (Larry “Rhino” Reinhardt) и Ли Дорман (Lee Dorman) умерли в 2012 г., а уже упомянутый выше Род Эванс (Rod Evans) – после судебного решения о неправомерном использовании названия «DEEP PURPLE» бесповоротно отошёл от музыкальных дел.

В 2014 г. была возрождена английская психоделическая группа 1960-х гг. MABEL GREER’S TOYSHOP – одна из предтеч (pre - band ) YES – в 1966–1968 гг. в ней играли Крис Сквайр (Chris Squire), Питер Бэнкс (Peter Banks), Тони Кей (Tony Kaye), Джон Андерсон (Jon Anderson) и Билл Брэдфорд (Bill Bruford). В «реюнионе», состоявшемся после 45-летнего перерыва, принял участие два из основателей MABEL GREER’S TOYSHOP – поющий гитарист Клайв Бэйли (Clive Bayley) и барабанщик Боб Хаггер (Bob Hagger) – все эти годы они были вне музыкальной индустрии и занимались другими видами бизнеса, а также два «новичка» басист Хьюго Баррэ (Hugo Barré) и Билли Шервуд (Billy Sherwood) – клавишные, второй бас и продюсирование. В результате воссоединения в мае 2015 г. на лейбле «RSK Entertainment» вышел альбом под названием New Way Of Life, трек-лист которого составляют вновь записанные версии старых хитов и ряд совершенно новых песен [18].

Объединение Рэнди Бахмана и Фреда Тёрнера, состоявшееся в 2010 г. для записи альбома RocknRoll Is The Only Way Out не называлось «реюнионом» из-за отсутствия двух других участников супергруппы BACHMAN-TURNER OVERDRIVE – Роба Бахмэна и Блейра Торнтона, которые даже подавали судебный иск, чтобы помешать Рэнди выступать под вывеской BTO [19]. В итоге альбом был выпущен под сокращенным названием, состоящем из фамилий основных участников – BACHMAN & TURNER.

«Реинкарнация» (Повторное воплощение) и «Реистаблишд» (Воссоздание)

Иногда при неполном (по объективным обстоятельствам) воссоединении группы вместо термина «реюнион» используется философско-религиозное понятие «реинкарнация» (лат. «повторное воплощение»). Так, было, например, при возобновлении в 1987 г. музыкальной деятельности LYNYRD SKYNYRD, где роль погибшего в 1977 г. в авиакатастрофе основателя и главного идейного вдохновителя Ронни Ван Занта (Ronnie Van Zant), стал исполнять его младший брат – Джонни Ван Зант (Johnny Van Zant), при участии оставшихся в живых других участников оригинального состава – вначале пробно как кавер-бэнд, а потом как полноценно восстановленный рок-проект. Не секрет, что у группы по-прежнему хватает злопыхателей, которые продолжают обвинять её в спекуляции на названии LYNYRD SKYNYRD. И тем не менее, группа сохранила свой фирменный знак и вот уже почти тридцать лет выпускает новые альбомы, содержащие легко узнаваемый музыкальный материал, откровенно перекликающийся, но при этом – не повторяющий того, с чего началось LYNYRD SKYNYRD как явление.

Начиная с 1997 г. cущественные юридические сложности по использованию логотипа разворачивались и в связи с многочисленными «реинионами» американской хэви-метал-группы RATT (истоки возникновения группы уходят в 1973 г.), что в начале 2000-х гг. привело к появлению сразу нескольких постверсий – R ATT Featuring Stephen Pearcy и RATT B ASTARDS , а также нескольких разных коллективов под названием R ATT . В июне 2015 г. Бобби Блотзер (Bobby Blotzer) сформировал ещё одну параллельную постверсию под вывеской Bobby Blotzer's R ATT EXPERIENCE . Данная ситуация вызывает крайнее недовольство всех заинтересованных лиц (среди которых наибольшую активность проявляют, прежде всего, Robbie Crane и Juan Croucier), потому судебный спор в стане RATT не закончен.

В 1995 г. вокалист Рэй Оуэн (Ray Owen) как один из основателей британской хард-блюз-рок-группы JUICYLUCY (1969–1973) сделал попытку возвращения в музыкальную индустрию под прежним названием своего проекта, но с участием новых музыкантов (Mike Jarvis, Andy Doughty, Spencer Blackledge). В этом составе был записал и выпущен новый альбом Here She Comes Again (1995). Эта версия просуществовала до 1997 г., после чего для дальнейшего использования оригинального бренда – JUICY LUCY возникли юридические препятствия. В этой связи Оуэну пришлось группу рас пустить и совместно с гитаристом Стивом Фишем (Steve Fish) создать новый проект «Ray Owen’s MOON», имя которого отталкивалось от названия сольного альбома Оуэна – Moon (1971). В 2004 г. правовая ситуация с названием позитивно разрешилась и к воссозданной вновь группе присоединились басист Колин Фадж (Colin Fudge) и барабанщик Пол Флетчер (Paul Fletcher). В этой версии под именем JUICY LUCY в 2006 г. был выпущен альбом Do That And You'll Lose It. В 2007 г. JUICY LUCY выступили на Кембриджском рок-фестивале. Однако в 2009 г. Оуэну по состоянию здоровья пришлось выйти из состава группы. После некоторых реорганизаций в составе (Steve Fish, Paul Fletcher, James Morris) группа продолжила выступать как рок-трио. В 2012 г. вместо Джеймса Морриса принят бас-гитарист Фрэнк Кокейн (Frank Cokayne), но в 2013 г. и он был заменён Мишелем Филипсом (Michael Phillips). Рэй Оуэн, лишившись права на единоличное использование бренда JUICY LUCY, проживает во Франции, где время от времени даёт сольные акустические сеты и небольшие концертные выступления с участием коллег по первому «реюниону» своего детища – Майка Джарвиса и Спенсера Блэкледжа, используя при этом вывеску Ray Owen’s JUICY LUCY. Следует заметить, что в своё время через JUICY LUCY прошло более двадцати рок-музыкантов, среди которых такие видные мастера, как Микки Муди (Micky Moody) – один из лучших в мире слайд-гитаристов, сооснователь WHITESNAKE и ряда «постснейковских формаций» и др. Так, благодаря умелому использованию юридической казуистики и стечению обстоятельств, название одного из значимых британских рок-проектов оказалось в руках достойных музыкантов – но в общем-то далёких от оригинала.

В 2006 г. была воссоздана легендарная THE SPENCER DAVIS GROUP (периоды активности 1963–1969, 1973–1974 гг.), причём одновременно в двух версиях. Записи новых альбомов не планировались, а проводились активные гастроли по США и Европе с ретроспективным материалом. Юридических разногласий не возникло, поскольку основатель и владелец торговой марки – Спенсер Дэвис приветствовал возрождение группы в обоих вариантах и не возражал против использования коллегами своего имени в концертной деятельности. Британская версия THE SPENCER DAVIS GROUP в связи со смертью Эдди Хардина (Eddie Hardin) в 2015 г. прекратила свою деятельность.

В 1998 г. музыкальные разногласия между членами BARCLAY JAMES HARVEST привели фактически к расколу оригинальной группы на две производные – « Barclay James Harvest Through the Eyes of John Lees » с участием двух основателей Джона Лииса (John Lees) и Стюарта “Вулли” Вольстенхольма (Stuart “Woolly” Wolstenholme), в 2006 г. название было немного модифицировано на « John Lees Barclay James Harvest » . А два других участника оригинального состава Лес Холройд (Les Holroyd) и Мел Притчард (Mel Pritchard) с 2001 г. для своих записей использовали наименование « Barclay James Harvest featuring Les Holroyd » . В современном музыкальном бизнесе это один из немногих примеров, когда при разделении хорошо известной группы «мягкого» прогрессивного арт-рока с элементами психоделического фолка, основанной в 1966 г., до юридического конфликта дело не дошло: проблемы с использованием названия и правом на исполнение бэк-каталога BARCLAY JAMES HARVEST урегулированы заключением между основателями «дружеского соглашения». К большому сожалению, Вольстенхольм (в 2010 г.) и Притчард (в 2004 г.) умерли. После некоторых реформаций с новыми участниками, субпроекты BARCLAY JAMES HARVEST (один под руководством Леса Холройда, а второй, соответственно, – Джона Лииса) паралельно и достаточно успешно функционируют, записывая и выпуская новые студийные альбомы, а на концертах также выборочно исполняя ранний материал из творческого наследия единой для обоих «базовой» группы, в т.ч. в «акустике» и в сопровождении симфонического оркестром.

В 1973 г. главой отдела A&R лейбла «Polydor» Уэйном Брикертоном (Wayne Bickerton) и его партнёром по продюсерско-авторскому дуэту Тони Уоддингтоном (Tony Waddington) для пробных записей нескольких своих новых песен из семи сессионных музыкантов была создана глэм-роковая группа THE RUBETTES, которая в течение 1970-х – 1980-х гг. с краткосрочными перерывами исполняла мелодичный поп-рок с элементами «рокабилли». В 2000 г. квартет разделился на две самостоятельные группы. В 2002 г. суд постановил разрешить использовать слово «RUBETTES» обоим новообразованным музыкальным коллективам. Алан Уильямс (Alan Williams) совместно с двумя другими членами оригинального состава Джоном Ричардсоном (John Richardson), Миком Кларком (Mick Clarke) при участии экс-клавишника THE KINKS Марка Хейли (Mark Haley), сформировали свою версию группы под названием « The Rubettes featuring Alan Williams » (в начале 2015 г. в этой версии произошли первые кадровые изменения – группу покинул Хейли, а Стив Этерингтон (Steve Etherington) был приглашён на его место, что оказалось для «Trademarking Band’s Name» некритичным). Вторая версия ансамбля, в которую вошли Билл Хёрд (Bill Hurd), Алекс Бинс (Alex Bines), Пол да Винчи (Paul Da Vinci), Билли Хилл (Billy Hill), Ян Пирс (Ian Pearce), получила название «The Rubettes featuring Bill Hurd» . К середине 2013 г. данный музыкальный субпроект претерпел значительные кадровые пертурбации, в результате которых из числа «учредителей» этой версии группы в составе остался лишь Билл Хард, что вновь приблизило угрозу лишения его прав на использование в названии базового слова «RUBETTES».

В 2002 г. бывшими участниками первой в истории австралийского рока супергруппы LITTLE RIVER BAND Бибом Бёртлзом, Гленном Шорроком и Грэмом Гоблом созданное софт-рок-трио представлялось на концертах THE ORIGINAL LITTLE RIVER BAND или THE VOICES OF LITTLE RIVER BAND. Выступления анонсировались как реюнион с исполнением раннего материала. В результате возник правовой конфликт по поводу использования названия LITTLE RIVER BAND, который в середине 2005 г. пришлось урегулировать во внесудебном порядке: заключено соглашение, согласно которому трио BIRTLES SHORROCK GOBLE получает право рекламирования своей связи с LITTLE RIVER BAND, но выступать под этим именем прав нет. Бёртлз и Гобл были разочарованы таким юридическим решением, и как ответ записали песню «Someone’s Taken Our History» (Кто-то взял нашу историю ). После этого, вплоть до 2015 г., они безуспешно пытались наложить запрет на исполнение группой с новыми участниками, которая сегодня называется LITTLE RIVER BAND, песен авторства Birtles–Briggs–Goble–Shorrock. В юридической практике рока процесс получил название «We Two Pty Ltd.».

Близкая история произошла с известной британской рок-группой WISHBONE ASH. Мартин Тёрнер (один из создателей в 1969 г. WISHBONE ASH) в 2004 г. организовал свою собственную группу под названием MARTIN TURNER’S WISHBONE ASH, в работе которой эпизодически принимал участие ещё один из учредителей – Тед Тёрнер. Однако использование имени WISHBONE ASH было осуществлено без согласия и против воли третьего основоположника данной группы как музыкальной единицы – Энди Пауэлла, выступающего с группой под неизменённым названием. MARTIN TURNER’S WISHBONE ASH сделал повторную запись альбома Argus, записанного в 1972 г. оригинальной группой, которая вышла в свет в 2008 г. под названием Argus: Through The Looking Glass. В результате рассмотрения судебного иска по интеллектуальной собственности с целью пресечения использования названия MARTIN TURNER’S WISHBONE ASH, инициированного Энди Пауэллом, Тёрнер спор проиграл: ему больше не разрешено использовать своё имя в названии группы, хотя он имеет право ссылаться на то, что является одним из четырёх первоначальных членов WISHBONE ASH. В подаче апелляции в феврале 2014 г. ему было отказано. Дело получило название «Andrew Powell V Martin Turner». В результате Мартин Тёрнер был вынужден провести ребрендинг, в результате которого родился баннер с кратким описанием содержания его шоу – «Martin Turner P lays the M usic of Wishbone Ash» . Такой вариант судом допускался. Некоторые криктики упрекали Тёрнера в том, что он, в своё время будучи основным композитором в оригинальном WISHBONE ASH, за истекшие десять лет не записал ни одной новой композиции. Ответ на всё подобные укоры пришёл сам собой: в 2015 г. группа выпустила полностью оригинальный новый студийный альбом Written in the Stars подписанный как Martin Turner , founding original member of W ISHBONE ASH . Альбом получил положительные отзывы, в которых многие рок-критики и преданные фэны подчёркивали высокое качество музыкального материала с признаками «классического WISHBONE ASH». Годом ранее вышел Blue Horizon – 24-й студийный альбом WISHBONE ASH (состав под руководством Энди Пауэлла).

Рики Медлок (Rickey Medlocke) – основатель и лидер ветеранов южноштатовского рока BLACKFOOT, который покинул свою группу ради участия в восстановленных LYNYRD SKYNYRD, отсудил у своих экс-коллег Грега Т. Уокера (Greg T. Walker) и Чарли Харгетта (Charlie Hargrett) право работать под прежним названием. Особенностью данной музыкально-юридической ситуации, является то, что сам Медлок в реорганизованной под его руководством версии BLACKFOOT, собранной в 2012 г. из новых молодых музыкантов, как гитарист-исполнитель личного участия не принимает.

В звукозаписи рок-музыки термин Recollection (с англ. – досл. «Воспоминание» ) используется, как правило, в наим. (обозначении) релизов, содержащих ретроспективную подборку материала данного исполнителя, нередко – в новом исполнении. Например, под маркой трибьют-проекта CREEDENCE CLEARWATER REVISITED, созданного в 1995 г. бывшими участниками легендарной группы CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL Стю Куком (бас-гитара) и Дугом Клиффордом (ударные) – они же выступили продюсерами, выпускался диск Recollection, составленный из концертных записей хитов классического периода, но спетых в 1995–1998 гг. новым лидер-вокалистом Джоном Тристао (ex-PEOPLE!).

Всё это дополнительно свидетельствует о происходящих сложных трансформациях рок-групп по субъектному составу, а отсюда о наличии в этой области разноуровневых социокоммуникационных закономерностей.

В ряде из перечисленных выше случаев разница между «реюнионом» и «камбэком» весьма условна, а для чёткого разграничения требуется дополнительное изучение юридических документов (это выходит за рамки предмета нашего исследования – тем более, что доступ к этим данным ограничен, т.к. представляет коммерческую тайну лейблов-издателей и самих музыкантов, а также их возможных наследников, которые могут быть людьми непубличными). Нужно учитывать, что возобновление деятельности группы после перерыва возможно также и в виде «Re-established», т.е. восстановления (воссоздания) группы после длительного перерыва, что также следует разграничивать с «реюнионом» (с англ. Reunion – «Воссоединение» ).

Таким образом, критерием размежевания служит наличие юридического оформления факта распада группы.

Специфика раздельного и нераздельного соавторства в составе рок-группы

Авторское право является формой правовой защиты не только самих музыкальных произведений, но и записей музыкальных произведений, размещенных на компакт-дисках, грампластинках, кассетах и других носителях, позволяющих воспроизводить звук приемлемый для восприятия. В мировой практике совокупность этих процедур носит название «Copyright Protection & Rights Recapture» , что означает не только защиту авторских прав, но и восстановление прав на музыкальное произведение. На носителе звукозаписи автор может указать свою фамилию либо псевдоним.

В некоторых национальных законодательствах об авторском праве (Ливан, Филиппины, Бангладеш и др.) зафиксировано требование регистрации музыкального произведения или же договора о передаче авторского права в качестве необходимой процедурной предпосылки.

Соблюдение формальностей в авторско-правовой сфере также подробно прописано в законодательстве Аргетины, Боливии, Панамы и др. В других странах не требуется выполнения особых официальных процедур для установления охраноспособности произведения, в т.ч. музыкального (Франция, Великобритания и др.) [20].

В практике звукозаписи рок-музыки первостепенное значение имеет точное понимание понятия «оригинальность» (от лат. Originalis – «первичный»), что не тождественно термину «новизна». При реализации права на изменение музыкального произведения возникает много вопросов, связанных, прежде всего, с границами осуществления этого права. Вопросы возникают в тех случаях, когда музыкальное произведение (отдельная музыкальная тема) творчески изменяется другим лицом, а в результате этих действий возникает новый объект авторского права [21]. Чаще всего автор обработки должен получить разрешение владельца авторских прав на первозданное музыкально произведение для использования оригинального произведения как «основы» для переработки. Наличие у автора вновь созданного произведения обязанности получить разрешение автора первичной композиции зависит от степени оригинальности его творения [22]. Данные положения являются важными, поскольку одним из личных прав автора является препятствование обезображиванию музыкального произведения и искажению его содержания. В звукозаписи рок-музыки, как ни в каком другом виде музыкального бизнеса, важное место занимает «соавторство» – совместная творческая деятельность по созданию музыкального произведения.

Все соавторы являются первичными субъектами авторского права. Соавторство музыкального произведения может быть как нераздельным (неделимым), так и раздельным (делимым). Нераздельным считается такое соавторство, при котором невозможно выделить часть произведения, созданную конкретным соавтором. При раздельном же соавторстве у четко обозначенной части музыкального произведения, созданного соавторами, является один конкретный автор. Так, например, объединение музыки и слов приводит к появлению нового произведения – песни, основанной, чаще всего, на раздельном соавторстве. Впрочем, случается и по-другому. В частности, в истории рок-музыки классическим примером нераздельного соавторства можно считать творческий тандем «Lennon–McCartney». В то же время следует подчеркнуть, что при создании не музыкального произведения, а музыкальной фонограммы (т.е. записи этого произведения) соавторство, в своё м подавляющем большинстве, является раздельным, поскольку кроме творческой составляющей содержит многочисленные технические и технологические компоненты. Вряд ли в равной степени можно считать соавторами автора музыки, слов и, скажем, звукоинженера. Даже такие крупные звукорежиссёры, как Джордж Мартин или Алан Парсонс, несмотря на свою центральную роль в создании звука ряда концептуальных рок-альбомов, не имеют равных прав авторства: первый – на композиции THE BEATLES, а второй – на творение The Dark Side Of The Moon (1973) группы PINK FLOYD. Хотя некоторые исследователи считают, что звукорежиссёр если и не считается полноценным соавтором, то выступает «соавтором интерпретации музыкального произведения» [23]. В контрактах отдельные детали, связанные с указанием авторства, могут прописываться весьма неодинаково. Так, например, на альбоме DEEP PURPLE Burn (1974) большинство композиций написано при активном участии нового на то время поющего бас-гитариста Гленна Хьюза (кроме «Mistreated» и «A200»), однако в трек-листе на обложке пластинки его имя не значится ни в одной песне. Это связано с тем, что в случае указания в качестве автора (соавтора), ему грозила бы выплата неустойки своему предыдущему музыкальному издателю – лейблу «Threshold». По прошествии опредёленного в упомянутом контракте с лейблом времени, Гленн Хьюз исполняет эти песни со своими многочисленными группами-проектами и на сольных концертах, считая себя полноценным соавтором «Burn», «Must Just Take Your Life», «Mistreated » (хотя в записи именно этой песни, например, он как второй вокалист и соавтор не принимал участия) и некоторых других. Один из наиболее авторитетных на постсоветском пространстве исследователей творчества DEEP PURPLE В.В. Дрибущак отмечает о том, что «в наши дни справедливость восторжествовала – в соавторах песен Хьюза начали указывать» [24]. С целью установления объективной картины по данному вопросу, в процессе исследования нами изучен обширный масив всевозможных фирменных, лицензионных и «пиратских» CD-перезданий альбома Burn и ни в одном варианте этого диска Гленн Хьюз в соавторах не значится. В случае теоретически возможного возникновения по данному поводу судебного спора – документальные подтверждения авторства Хьюза (здесь такими следует считать указание на конверте оригинальной пластинки Burn фамилии авторов) оформлены ненадлежащим образом, следовательно могут быть истолкованы судом не в его пользу. Поэтому музыканты основываются в данном случае не на дововор, а на «добрые дружеские отношения», что вполне допустимо. В истории звукозаписи значительный сегмент рок-хитов написан не только посторонними авторами (т.н. «хитмейкерами»), но и творческими тандемами, сложившимися, чаще всего, в рамках одной группы, – из которых наиболее известной творческой парой являются «Леннон–Маккартни», хотя в реальности Джон и Пол сочиняли песни порознь. Иногда такое «совместное написание фамилий авторов» является следствием выполнения условий контракта, но в большинстве случав – это скорее дань традиции. Так, например, со времен альбома Indelibly Stamped (1971) – второго студийного альбома британской прог-рок-группы SUPERTRAMP – Рик Дэвис и Роджер Ходжсон не сочинили совместно ни одного трека (произведения, написанные одним автором – «Dreamers», «Take a Long Way Home», «It’s Raining Again», «Breakfast in America» и др., хорошо узнаваемые и легко отличимы от песен второго – «Bloody Well Right», «Goodbye Stranger», «Rudy» и др.). Таким же образом в этом проекте были распределены записи вокала: каждый автор (за редчайшими исключениями) поёт свои песни [25]. Весьма спорным является утверждение Л.А. Непомнящего о том, что в современном мире теряется авторство музыкального произведения: «каждое исполнение становится оригинальным и закрепляется как «авторское» за исполнителем, т.е. нет одного произведения, а есть неограниченное количество онтологически эквивалентных экземпляров» [26].

Право на использование бэк-каталога

В практике звукозаписи рок-музыки важное место занимает «право на использование бэк-каталога» , которое может быть как у группы, так и у рекорд-лейбла, либо стороннего субъекта (например, родственника покойного музыканта). В данном случае термин «использование» предполагает следующее: исполнение на концертах в виде, близком к оригинальной записи (поскольку точное исполнение невозможно), исполнение на концертах в видоизмененённом виде (например, с другим вокалом, другими инструментальными партиями и т.п.), переиздание в ремастированном виде ранее записанных оригинальных композиций и перезапись (новую запись) оригинальных композиций.

Понятие, используемое в лексике музыкальной звукозаписи, под которым понимается творческое наследие в виде каталога записей определённого исполнителя (группы), является термин «Бэк-каталог» (англ. Back-Catalogue ).

Существует две основные категории – «Бэк-каталог исполнителя» и «Бэк-каталог издателя». К первой разновидности относится полный перечень ранее выпущенных релизов всех форматов и других записей (в т.ч. и ранее неопубликованных), сделанных конкретным, как правило, хорошо известным музыкантом или популярной группой, а ко второй – систематизированный список записей, произведё нных конкретным субъектом звукозаписывающей деятельности – лейблом, фирмой, студией (в т.ч. работ, которые доселе были не доступны, ранее официально не выпускались, но в своё время были записаны данным производителем фонографической продукции по условиям контракта или другим легальным основаниям).

Право на использование бэк-каталога проявляется, прежде всего, в сфере всевозможных перезданий и составляет большую часть современной практики рекорд-лейблов. В качестве примера можно привести «Angel Air» – одну из небольших независимых фирм звукозаписи, которая занимается не только официальным переизданием на CD всевозможных рок-раритетов 1970-х гг. (MOTT THE HOOPLE, IAN GILLAN BAND, ATOMIC ROOSTER, SNAFU и др.), но выпуском новых записей воссоединившихся коллективов (TYGERS OF PAN TANG, Andy Scott’s SWEET и др.) [27].

Рону Манну (Ronald «Ron» Mann) и Луису Рентропу (Louis Rentrop) удалось отыскать и приобрести оригинальные мастер-ленты с раритетними записями раннего (т.е. до URIAH HEEP) периода творчества Дэвида Байрона (David Byron), сделанные в 1968–1970 гг. в рекорд-студии «Avenue Records».

Ранее музыкальный материал, представляющий, большей частью, кавер-версии хитов тех лет («Yellow River», «Rainbow», «American Woman», «Give Peace A Chance» и др.), официально не выпускался. В результате в 2012–2013 гг. на лейбле «Artistry Recordings» вышло три компакт-диска The Early Sessions Vol. 1, Vol. 2, Vol. 3.

Если в 1970-е гг. многие рок-группы не уделяли должного внимания деталям регистрации авторского права на свои песни, то с наступлением 1980-х гг. ситуация резко изменилась в сторону тщательного юридического закрепления собственных музыкально-творческих наработок. Например, на песни группы RAINBOW с 1981 г. регистрацией авторских прав занималась продюсерская фирма «Thames Talent Ltd.», созданная Брюсом Пейном (Bruce Payne) и Колином Хартом (Colin Hart).

Скрипач Гихарро Карлос Прието (Carlos Prieto Guijarro) – более известный как Мохамед (Mohamed) – из испанской фолк-металлической группы MÄGO DE OZ в одном из интервью заявлял о том, что их первый лейбл «Locomotive Music» украл у группы много CD, и с 2105 г. они теперь с указанной фирмой звукозаписи судяться [28]. В этой связи группе пришлось изменить своего издателя на лейбл «Pägana Records».

Следует заметить, что юридические споры в практике использования бэк-каталога нередко происходят и в российском музыкальном шоу-бизнесе. Так, например, в 2013 г. рок-группа АРИЯ как юридическое лицо официально запретила экс-вокалисту группы Артуру Беркуту исполнять песни этого коллектива. Такое решение было связано с тем, что Беркут не захотел подписать юридическое соглашение, согласно которому он мог бы «совершенно безвоздмездно исполнять те песни АРИИ, к которым имел непосредственное отношение», т.е. несколько песен 1982 г. и большинство композиций, записанных с 2002 по 2011 гг. Вместо этого Артур Беркут на своих концертах стал петь песни из всех периодов творчества группы (информация по данному юридическому спору взята для примера из журнала InRock. 2013. № 1. С. 9).

Основные выводы и заключительные положения о дальнейших перспективах

Основываясь на изложенном выше материале исследования, можно обобщить, что «реюнионы» рок-групп могут быть нескольких типов, классифицируемые по различным основаниям, основными из которых являются следующие: а) по составу: полный и частичный; б) по наименованию: под оригинальным названием без изменений и под гибридным названием с элементами оригинального имени (т.е. включающем основное слово или несколько слов); в) по фактическим основаниям: реальный и мнимый; г) по юридическим основаниям: правомерный и нарушающий права других участников оригинального проекта, собственников имени группы и/или их наследников; д) по сроку действия: длительный и краткосрочный.

По целям «реюнионы» могут быть трёх основных типов:

1) «парадное воссоединение» для участия в какой-либо важной единоразовой торжественной акции – например, THE EVERLY BROTHERS – для концерта в Королевском Альберт-Холле (Лондон, 23 сентября 1983 г.). GRAND FUNK RAILROAD после более, чем десятилетнего перерыва в марте 1997 г. записали концерт в поддержку народа Боснии и Герцеговины. LED ZEPPELIN выступили с концертом в лондонском многоцелевом крытом стадионе «The O2 Arena» 12 декабря 2007 г. в память об Ахмете Эртегуне – президенте фирмы звукозаписи «Atlantic Records» и личном друге Роберта Планта [29]. WARLOCK воссединились для выступления на фестивале «Wacken Open Air» в 2004 г. [30], а MOTT THE HOOLE – для нескольких крупных концертов в 2009 и 2013 гг. (в т.ч. на упомянутом выше «The O2 Arena»).

2) «нестандартное воссоединение» дляпроведения одного или серии концертов – TRAPEZE – несколько концертов в 1991 и 1994 гг., COZY POWELL’S HAMMER – один концертный тур в конце 1992 – первой половине 1993 гг., СREAM – несколько концертов в 1993 и 2005 гг., BLOODROCK – концерт 12 марта 2005 г. Реюнион RAINBOW без основателя группы Ритчи Блэкмора привёл к созданию в 2008 г. концертного проекта OVER THE RAINBOW [31]. 2 и 3 февраля 2013 г. FAMILY для двух вечерних концертов в «O2 Shepherds Bush Empire, London» с Роджером Чэпменом и другими оригинальными учасниками.

3) «типичное воссоединение» для записи нового сингла или альбома и для дальнейшей совместной музыкальной деятельности (в т.ч., возможно, и без указания конкретной причины).

Примеров «типичных реюнионов» в музыкальной индустрии достаточно много – THE TROGGS (1975), THE LORDS (1976), THE MOODY BLUES (1977), ATOMIC ROOSTER (1980), THREE DOG NIGHT (1981), John Mayall & THE BLUESBREAKERS (1982), STRAWBS (1983), DEEP PURPLE (1984), TEN YEARS AFTER (1988, 2003), AMBROSIA (1989), SHOOTING STAR (1989), 10 CC (1991, 1999), LIGHTHOUSE (1992), BIRTH CONTROL (1993), FOGHAT (1993), BUDGIE (1995), JAMES GANG (1996, 2001, 2005), KISS (1996), CUBI + BLIZZARDS (1996), AXE (1997), FLEETWOOD MACK (1997), LITTLE RIVER BAND (1998), A-HA (1998, 2015), ANGEL (1999), BLUE CHEER (1999), VANILLA FUDGE (1999), THE GUESS WHO (1999), MOUNTAIN (2001), Y&T (2001), HUMBLE PIE (2001), NEKTAR (2002), THE NICE (2002), HEAVY METAL KIDS (2002), EUROPE (2003), KIX (2003), THE YARBIRDS (2003), SPOOKY TOOTH (2004), DIESEL (2004), VAN DER GENERATOR (2005), CACTUS (2006), THE HOLLIES (2006), ALCATRAZZ (2006), QUICKSILVER MESSENGER SERVIVE (2006),ASIA (2006), THE POLICE (2007), FRIJID PINK (2007), BAD COMPANY (2008), RETURN TO FOREVER (2008), CURVED AIR (2008), ACCEPT (2009), MR.BIG (2009), THE FACES (2009, 2015), ELOY (2009), THE MONKEES (2010), KING KOBRA (2010), LAID BACK (2010) и др.

Отдельно следует сказать, что не обошли страны Восточной Европы и процессы «воссоединения» музыкальных коллективов, причём как до распада «социалистического блока», так и позднее – YU GRUPA (1987), KORNI GRUPA (1987), STERN-COMBO MEISSEN (1996), SILLY (2005), ROCKHAUS (2006), LEB I SOL (2006), TEŠKA INDUSTRIJA (2007), PARNI VALJAK (2009), SMAK (2010) и др.

Итак, существуют три варианта восстановления группы – «реюнион» (воссоединение участников музыкального коллектива после юридически зафиксированного распада), «камбэк» (возвращение группы в музыкальный бизнес в виде выпуска нового студийного релиза, записанного в том же составе, в каком она приостановила свою деятельность) и «реистаблишд» (воссоздание группы после длительного перерыва в выпуске альбомов и приостановленной концертной деятельности, возможно с частичными изменениями в составе неосновных участников). Данные трансформации играют важное значение в музыкальной индустри, поэтому требуют точной регламентации и закрепления в отдельных положениях международного права интеллектуальной собственности.

Термин «Music Law», используемый в западной традиции, относится к правовым аспектам музыкального бизнеса. Заметим, что такое понятие, как «музыкальное право» в отечественой науке пока используется весьма робко.

Следует заметить, что правовое регулирование индустрии звукозаписи включает не только «право интеллектуальной собственности», но и «корпоративное право», «коммуникационное право», «хозяйственное право», «трудовое право», «налоговое право» и ряд других отраслей [32],[33],[34] и по предмету правового регулирования приближается к институтам информационного права.

Таким образом, международное право интеллектуальной собственности становится важнейшим инструментом регуляции отношений в области индустрии звукозаписи.

Библиография
1.
Синеокий О.В. Корпоративная культура и право корпораций в культуре музыкальной звукозаписи / О.В. Синеокий // Культура и искусство. 2015. № 4. C. 413–421
2.
Алистратова М.Е. Авторское право на музыкальные произведения: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / М.Е. Алистратова. М., 2012. 164 с.
3.
Волков О.Ю. Правовой институт защиты объектов авторских и смежных прав, выраженных в цифровой форме, в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / О.Ю. Волков. М., 2010. 215 с.
4.
Звегинцева Е.А. Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования фонограммы: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Е.А. Звегинцева. М., 2003. 215 с.
5.
Кондакова О.В. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права по законодательству Республики Беларусь: автореф. дис. … канд. юрид. наук. : 12.00.03 / О.В. Кондакова ; Белорус. госуд. ун-т. Минск, 2012. 24 с.
6.
Радоминова А.О. Гражданско-правовое регулирование создания и использования аудиовизуальных произведений: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / А.О. Радоминова. М., 2012. 193 с.
7.
Тучкова О.С. Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / О.С. Тучкова. М., 2011. 175 с.
8.
Кован Д.В. Авторские права на музыкальные произведения и их защита по гражданскому праву Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Д.В. Кован. М., 2011. 139 с.
9.
Вахонєва Т. Фонограми як об’єкти права інтелектуальної власності / Т. Вахонєва // Підприємство, господарство і право. 2011. № 11. C. 60-63.
10.
Жилінкова О.В. Договори в сфері реалізації авторських прав на музичний твір : [монографія] / О.В. Жилінкова. Х. : Інформаційно-правовий центр «Ксилон», 2008. 212 c.
11.
Синеокий О.В. Профессиональная продюсерская культура: право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии / О.В. Синеокий // Социодинамика. 2015. № 4. C. 18–48.
12.
Синеокий О.В. Лейблы в производстве продукции культуры музыкальной индустрии (коммуникационная структура и корпоративные отношения) / О.В. Синеокий // Человек и культура. 2015. № 1. C. 22–41.
13.
Алёшина И.В. Специальные события / И.В. Алёшина // Паблик рилейшнз для менеджеров (Библиотека «Полка букиниста»: Значимые книги отечественных и зарубежных авторов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polbu.ru/aleshina_pr/ch25_i.html.
14.
Межекова К. Уэйн Крамер (MC5): Музыка, открывающая двери / К. Межекова // InRock. 2013. № 1. С. 34–35.
15.
Каганцов Я. Manzarek / Krieger: Радостный обман / Я. Каганцов // InRock. 2012. № 4. С. 24.
16.
Савицкая Е. Томас Эриксон и Ингемар Бергман (KAIPA): KAIPA-с-начала, KAIPA-на-бис / Е. Савицкая // InRock. 2015. № 1. С. 40–43.
17.
Райт Дж. Дэн Маккаферти (NAZARETH): Новость года / Дж. Райт [пер. с англ. М. Владимирский] // InRock. 2009. № 1. С. 38–39.
18.
Новости… Альбомы… – MABEL GREER’S TOYSHOP: До и после YES // InRock. 2015. № 1. С. 8.
19.
Хард-рок, хэви-метал, прогрессив… Chronicles // InRock. 2009. № 6. С. 5.
20.
Дрешер Ю.Н. Организация патентно-лицензионной деятельности и авторское право : [учебн-метод. пособ.] / Ю.Н. Дрешер. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 57.
21.
Жилінкова О.В. Договори в сфері реалізації авторських прав на музичний твір : [монографія] / О.В. Жилінкова. Х. : Інформаційно-правовий центр «Ксилон», 2008. С. 81.
22.
Интеллектуальная собственность (исключительные права) : [учебное пособие] / [М.В. Карпычев, Н.М. Коршунов, Т.В. Ларина, Ю.Л. Мареев, и др. ; под ред. Н.М.Коршунова]. М.: Эксмо, 2006. C. 63.
23.
Осколков С.А. Звукорежиссёр как соавтор интерпретации музыкального произведения / С.А. Осколков // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании : Матер. II Всерос. научно-практ. конф., 27 марта 2010 г. / С.-Петерб. гум. ун-т профсоюзов ; науч. ред. Е.А. Полехина. СПб. : СПбГУП, 2010. С. 11.
24.
Дрибущак В.В. Glenn Hughes. Joe Lynn Turner. Голоса рока / В.В. Дрибущак [история], А.В. Галин [дискография, составление], Д.Д. Прохоров [перевод]. М. : Галина Е.Г ; [при содействии агентства «Rock-ExPress»], 2008. С. 20–21.
25.
Ганкин Л. Роджер Ходжсон (SUPERTRAMP): Воздух Калифорнии / Л. Ганкин // InRock. 2009. № 1. С. 40–41.
26.
Непомнящий Л.А. Рок-музыка – современные мифы / Л.А. Непомнящий // Вестник КемГУКИ. 2012. № 19. Ч. II. С. 85.
27.
Импалер В. Питер Пёрнелл (ANGEL AIR): Сохранённая история / В. Импалер // InRock. 2014. № 4. С. 17.
28.
Патрашов Р. MÄGO DE OZ: Немного волшебства / Р. Патрашов, Н. Патрашова // InRock. 2015. № 1. С. 10–11.
29.
Борисова Е. Роберт Плант: Точка невозврата / Е. Борисова // InRock. 2010. № 5. С. 26–30.
30.
Патрашов Р. Доро Пеш: Мои фэны – моя жизнь / Р. Патрашов, Н. Хорина // InRock. 2009. № 5. С. 40–41.
31.
Чиликин К. OVER THE RAINBOW: Найдите десять отличий / К. Чиликин // InRock. 2009. № 5. С. 23.
32.
Маркова О.В. Перспективы правовой защиты интеллектуальной собственности и способы укрепления устойчивого элемента системы правовой защиты интеллектуальной собственности / О.В. Маркова // Политика и Общество. 2012. № 6. C. 101–106.
33.
Каламкарян Р.А. Кодификация и прогрессивное развитие международного права как формы административно-правовой деятельности мирового сообщества по совершенствованию международного права / Р.А. Каламкарян // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2011. № 4. C. 63–76.
34.
Бочкарёв С.А. О концепциях развития гражданского и уголовного законодательства о собственности / С.А. Бочкарёв // Право и политика. 2011. № 8. C. 1282–1289.
References
1.
Sineokii O.V. Korporativnaya kul'tura i pravo korporatsii v kul'ture muzykal'noi zvukozapisi / O.V. Sineokii // Kul'tura i iskusstvo. 2015. № 4. C. 413–421
2.
Alistratova M.E. Avtorskoe pravo na muzykal'nye proizvedeniya: dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.03 / M.E. Alistratova. M., 2012. 164 s.
3.
Volkov O.Yu. Pravovoi institut zashchity ob''ektov avtorskikh i smezhnykh prav, vyrazhennykh v tsifrovoi forme, v Rossiiskoi Federatsii: dis. … kand. yurid. nauk : 12.00.14 / O.Yu. Volkov. M., 2010. 215 s.
4.
Zvegintseva E.A. Pravovoe regulirovanie otnoshenii, voznikayushchikh v protsesse sozdaniya i ispol'zovaniya fonogrammy: dis. … kand. yurid. nauk : 12.00.03 / E.A. Zvegintseva. M., 2003. 215 s.
5.
Kondakova O.V. Audiovizual'noe proizvedenie kak ob''ekt avtorskogo prava po zakonodatel'stvu Respubliki Belarus': avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. : 12.00.03 / O.V. Kondakova ; Belorus. gosud. un-t. Minsk, 2012. 24 s.
6.
Radominova A.O. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie sozdaniya i ispol'zovaniya audiovizual'nykh proizvedenii: dis. … kand. yurid. nauk : 12.00.03 / A.O. Radominova. M., 2012. 193 s.
7.
Tuchkova O.S. Prava avtorov muzykal'nykh proizvedenii na radio i televidenii: dis. … kand. yurid. nauk : 12.00.03 / O.S. Tuchkova. M., 2011. 175 s.
8.
Kovan D.V. Avtorskie prava na muzykal'nye proizvedeniya i ikh zashchita po grazhdanskomu pravu Rossiiskoi Federatsii: diss. … kand. yurid. nauk : 12.00.03 / D.V. Kovan. M., 2011. 139 s.
9.
Vakhonєva T. Fonogrami yak ob’єkti prava іntelektual'noї vlasnostі / T. Vakhonєva // Pіdpriєmstvo, gospodarstvo і pravo. 2011. № 11. C. 60-63.
10.
Zhilіnkova O.V. Dogovori v sferі realіzatsії avtors'kikh prav na muzichnii tvіr : [monografіya] / O.V. Zhilіnkova. Kh. : Іnformatsіino-pravovii tsentr «Ksilon», 2008. 212 c.
11.
Sineokii O.V. Professional'naya prodyuserskaya kul'tura: pravo shou-biznesa i antikrizisnye kommunikatsii v muzykal'noi industrii / O.V. Sineokii // Sotsiodinamika. 2015. № 4. C. 18–48.
12.
Sineokii O.V. Leibly v proizvodstve produktsii kul'tury muzykal'noi industrii (kommunikatsionnaya struktura i korporativnye otnosheniya) / O.V. Sineokii // Chelovek i kul'tura. 2015. № 1. C. 22–41.
13.
Aleshina I.V. Spetsial'nye sobytiya / I.V. Aleshina // Pablik rileishnz dlya menedzherov (Biblioteka «Polka bukinista»: Znachimye knigi otechestvennykh i zarubezhnykh avtorov) [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://polbu.ru/aleshina_pr/ch25_i.html.
14.
Mezhekova K. Uein Kramer (MC5): Muzyka, otkryvayushchaya dveri / K. Mezhekova // InRock. 2013. № 1. S. 34–35.
15.
Kagantsov Ya. Manzarek / Krieger: Radostnyi obman / Ya. Kagantsov // InRock. 2012. № 4. S. 24.
16.
Savitskaya E. Tomas Erikson i Ingemar Bergman (KAIPA): KAIPA-s-nachala, KAIPA-na-bis / E. Savitskaya // InRock. 2015. № 1. S. 40–43.
17.
Rait Dzh. Den Makkaferti (NAZARETH): Novost' goda / Dzh. Rait [per. s angl. M. Vladimirskii] // InRock. 2009. № 1. S. 38–39.
18.
Novosti… Al'bomy… – MABEL GREER’S TOYSHOP: Do i posle YES // InRock. 2015. № 1. S. 8.
19.
Khard-rok, khevi-metal, progressiv… Chronicles // InRock. 2009. № 6. S. 5.
20.
Dresher Yu.N. Organizatsiya patentno-litsenzionnoi deyatel'nosti i avtorskoe pravo : [uchebn-metod. posob.] / Yu.N. Dresher. M. : FAIR-PRESS, 2003. S. 57.
21.
Zhilіnkova O.V. Dogovori v sferі realіzatsії avtors'kikh prav na muzichnii tvіr : [monografіya] / O.V. Zhilіnkova. Kh. : Іnformatsіino-pravovii tsentr «Ksilon», 2008. S. 81.
22.
Intellektual'naya sobstvennost' (isklyuchitel'nye prava) : [uchebnoe posobie] / [M.V. Karpychev, N.M. Korshunov, T.V. Larina, Yu.L. Mareev, i dr. ; pod red. N.M.Korshunova]. M.: Eksmo, 2006. C. 63.
23.
Oskolkov S.A. Zvukorezhisser kak soavtor interpretatsii muzykal'nogo proizvedeniya / S.A. Oskolkov // Sovremennye audiovizual'nye tekhnologii v khudozhestvennom tvorchestve i vysshem obrazovanii : Mater. II Vseros. nauchno-prakt. konf., 27 marta 2010 g. / S.-Peterb. gum. un-t profsoyuzov ; nauch. red. E.A. Polekhina. SPb. : SPbGUP, 2010. S. 11.
24.
Dribushchak V.V. Glenn Hughes. Joe Lynn Turner. Golosa roka / V.V. Dribushchak [istoriya], A.V. Galin [diskografiya, sostavlenie], D.D. Prokhorov [perevod]. M. : Galina E.G ; [pri sodeistvii agentstva «Rock-ExPress»], 2008. S. 20–21.
25.
Gankin L. Rodzher Khodzhson (SUPERTRAMP): Vozdukh Kalifornii / L. Gankin // InRock. 2009. № 1. S. 40–41.
26.
Nepomnyashchii L.A. Rok-muzyka – sovremennye mify / L.A. Nepomnyashchii // Vestnik KemGUKI. 2012. № 19. Ch. II. S. 85.
27.
Impaler V. Piter Pernell (ANGEL AIR): Sokhranennaya istoriya / V. Impaler // InRock. 2014. № 4. S. 17.
28.
Patrashov R. MÄGO DE OZ: Nemnogo volshebstva / R. Patrashov, N. Patrashova // InRock. 2015. № 1. S. 10–11.
29.
Borisova E. Robert Plant: Tochka nevozvrata / E. Borisova // InRock. 2010. № 5. S. 26–30.
30.
Patrashov R. Doro Pesh: Moi feny – moya zhizn' / R. Patrashov, N. Khorina // InRock. 2009. № 5. S. 40–41.
31.
Chilikin K. OVER THE RAINBOW: Naidite desyat' otlichii / K. Chilikin // InRock. 2009. № 5. S. 23.
32.
Markova O.V. Perspektivy pravovoi zashchity intellektual'noi sobstvennosti i sposoby ukrepleniya ustoichivogo elementa sistemy pravovoi zashchity intellektual'noi sobstvennosti / O.V. Markova // Politika i Obshchestvo. 2012. № 6. C. 101–106.
33.
Kalamkaryan R.A. Kodifikatsiya i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava kak formy administrativno-pravovoi deyatel'nosti mirovogo soobshchestva po sovershenstvovaniyu mezhdunarodnogo prava / R.A. Kalamkaryan // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. 2011. № 4. C. 63–76.
34.
Bochkarev S.A. O kontseptsiyakh razvitiya grazhdanskogo i ugolovnogo zakonodatel'stva o sobstvennosti / S.A. Bochkarev // Pravo i politika. 2011. № 8. C. 1282–1289.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"