по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Розенова Марина Ивановна
Психология и Психотехника, 2020-4
Розенова М.И., Калаева А.А. - Отношения как фактор старения и долголетия человека c. 29-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34432

Аннотация: Исследование посвящено проблеме изучения психологических детерминант долголетия и старения, в варианте поиска взаимосвязи значимых отношений личности с темпами биологического и психологического старения. Дается анализ современного состояния проблемы, включающий обобщение биологических и социально-психологических факторов, рассматриваемых, как детерминанты старения. Отмечается, что в современных исследованиях долголетия и старения, первенство биологических наук постепенно утрачивается, в силу накопления важных данных о социальных и психологических факторах старения. На основе соотнесения различных теорий старения, авторы аргументируют возможность определить отношения человека как важный ресурс продолжительности жизни. Фокус исследовательского внимания направлен на базовые (детско-родительские, семейно-родственные) и значимые отношения личности (с друзьями, коллегами, соседями, единомышленниками). Эмпирическое исследование позволило выявить ряд важных взаимосвязей особенностей и удовлетворенности в базовых и значимых отношениях с параметрами биологического и психологического возраста, и темпами биопсихологического старения: биопсихологическое постарение активнее выражено у тех, для кого отношения с родителями и друзьями являются важной ценностью, а в отношениях с сиблингами, соседями и единомышленниками много неудовлетворенности. В работе вскрыта тенденция взаимосвязи качества отношений с отцом со скоростью психологического и физиологического старения: теплота отцовского участия в ребенке, возможно, способствует более длительному сохранению физической и психологической бодрости, защищая от преждевременного старения.
Психология и Психотехника, 2015-10
Розенова М.И. - Эмоциональный дефолт: проблемы неудовлетворенности и распада значимых отношений

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16780

Аннотация: В статье исследуются формы межличностного эмоционального взаимодействия людей в системе значимых (семейных, близких) отношений.В качестве предмета анализа выступают особенности системного манипулирования в области близких отношений, осуществляемого посредством формирования симптомокомплекса душевной боли. Автором подробно рассмотрены: линии эмоционального давления и шантажа и их содержательное наполнение; феноменологические аспекты разных эмоционально-манипулятивных стратегий с описанием ключевых особенностей их реализации; мишени эмоционально-манипулятивного воздействия в их соотнесении с типологией стратегий манипулирования; психологические особенности личности эмоциональных агрессоров, а так же последствия вовлеченности личности в порочный круг манипулятивных отношений. В качестве основных исследовательских методов, использованных для исследования заявленной проблематики, реализованы методы научно-рефлексивного анализа литературы и клинического опыта, с последующим систематизированным обобщением. Основными оригинальными результатами проведенной работы являются: определение видов, особенностей и психологических механизмов эмоционального манипулирования в тесных значимых межличностных отношениях. Выделены существенные признаки, линии и условия воздействия эмоционального давления партнеров друг на друга. Определены критериальные и типологические особенности, динамика и симпотомокомплекс эмоционального давления и шантажа в человеческих отношениях. Раскрыты последствия капитуляции личности перед эмоциональным давлением. Описаны специфические психологические характеристики личности эмоционального манипулятора. Показана динамика и механизмы разрушения эмоциональных связей и доверия между близкими людьми. Определены возможности совладания с проблемами подобного рода на уровне личности.
Психология и Психотехника, 2014-1
Нагоева Р.А. - Замещающая семья: возможности и проблемы социальной и психолого-педагогической подготовки

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.9439

Аннотация: В статье обосновывается необходимость и возможности социально-психологической подготовки и психолого-педагогического сопровождения института замещающего родительства. В России это социальное направление, в настоящее время, приобретает все большую актуальность и все больший охват. Основными инстанциями, занимающимися проблемами приемных семей, по-прежнему, остаются органы опеки и попечительства. Автор констатирует, что формально-оценочных и контролирующих служб для обеспечения нормального и эффективного функционирования института замещающей семьи в современном мире недостаточно. В работе дается анализ имеющего опыта подготовки родителей (обычных и замещающих) в России. В отношении опыта подготовки обычных родителей такой опыт характеризуется локальностью и ситуативностью. Констатируется, что в связи с новым правовым обеспечением, подготовка замещающих родителей предполагается как обязательное, системное мероприятие. Автор выделяет и характеризует ключевые, актуально-проблемные зоны в организации и функционировании центров подготовки замещающей семьи и замещающих родителей.
Психология и Психотехника, 2013-12
Розенова М.И. - Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9493

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы института замещающего родительства, который складывается и развивается в России как общественно-социальный феномен, поддерживаемый государственными правовыми основаниями. В работе проанализировано современное состояние в области социальной и психолого-педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители. Автор акцентирует внимание на необходимости серьезного научного изучения по данному социально-значимому направлению, которое является достаточно «молодым» в плане реализации конкретных образовательных и коррекционных программ. В работе обоснована насущная необходимость научного обобщения и анализа по данной проблеме (показаны последствия малокомпетентного, хаотичного и несистемного подхода), выделены основные направления научного анализа и исследований, предложены организационно-функциональные возможности реализации предлагаемого научно-исследовательского и практико-ориентированного проекта. Аргументирована необходимость привлечения к подобной работе высококвалифицированных научных кадров и невозможность осуществления такого проекта местными центрами подготовки замещающих родителей и замещающих семей. Показана необходимость официальных распоряжений в плане возможности доступа исследователей к получению информации, которой располагают органы социальной опеки и Центры подготовки и сопровождения замещающей семьи в разных регионах России. Параметры необходимой информации задаются планом научного исследования-анализа, но при полном сохранении конфиденциальности и приватности частной жизни.
Психология и Психотехника, 2013-10
Розенова М.И. - Феноменология зависти

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.9650

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы зависти. Представлены различные трактовки понимания зависти, ее проявлений и особенностей в статусе переживания и в статусе личностной черты. Рассмотрены существующие типологии зависти в анализе их характеристик. Приводятся научные взгляды на происхождение, источники и факторы зависти. В работе, со ссылкой на различные источники, констатируется недостаточность изученности феномена зависти, как части человеческой природы в сравнении, например, с феноменом ревности, хотя присутствие зависти, особенно в формате неосознаваемых доминант в личности или состояниях человека, или в качестве детерминант поведения, может таить социальную опасность. Автор описывает четырехфакторную систему детерминант, определяющих активизацию или блокировку потенциалов зависти на уровне личности. В статье приводится феноменологический анализ проявлений непрямой, скрытой зависти, обеспеченной проективными механизмами психологической защиты. Рассмотрены возможные направления и составляющие такой зависти в различных вариантах личностного развития и особенностей жизненной или профессиональной ситуации. Обобщается феноменологический анализ зависти выделением системы и вариаций психологических защит, маскирующих и реализующих бессознательные аспекты зависти. В заключение работы автор приводи пошаговую модель («десять шагов от зависти») возможной профилактической (просветительской и образовательной) и коррекционно-терапевтической работы по снижению потенциалов зависти.
Психология и Психотехника, 2013-6
Розенова М.И. - Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.8316

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования восприятия-оценки современными студентами отношений дружбы и любви. Исследование спланировано контрастно: применены методы, выявляющие осознанное оценивание этих понятий-отношений и методы, позволяющие выявить неосознаваемые, скрытые модели восприятия изучаемых отношений. Обработка результатов проводилась различными методами математической статистики, в том числе процедурами факторного анализа. Последние, позволили обнаружить несколько неожиданные тенденции в представлениях молодых людей об отношениях дружбы и любви. Полученные данные вскрывают неодинаковость, а точнее противоположность семантической представленности отношений дружбы и любви в рационально-осознанных и неосознаваемых оценках молодежи. Выделенные приоритетные факторы практически зеркально противоположны в очевидной оценке и оценке, которая проводится на метафорическом уровне (с использованием техники семантического дифференциала). Если в осознаваемых оценках наиболее надежными, предсказуемыми и предпочтительными отношениями полагаются отношения дружбы, то в системе скрытых моделей, наоборот, дружба позиционируется как более рискованный, непредсказуемый тип отношений, а любовь полагается как надежные, желанные, предсказуемые и ожидаемые отношения. Обобщенные результаты исследования, сравниваемые с данными, полученными в более ранних изысканиях, позволили выделить ряд существенных особенностей в формировании представлений о базовых отношениях личности у современных молодых людей. Результаты исследования, так же, позволили наметить актуальные и перспективные, научно-обоснованные направления влияния и просвещения подрастающих поколений.
Психолог, 2013-6
Бессонова А.Д. - Представления студентов гуманитарных специальностей о дружбе и любви. c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9540

Аннотация: В статье изложены результаты эмпирического исследования обыденных представлений современных студентов о дружбе и любви. Эти отношения выступают в качестве базовых, фундаментальных и неотъемлемо личностно значимых жизненных отношений. В работе отмечается недостаток современных исследований в области фундаментальных жизненных отношений, поскольку современный мир оказывает динамичное влияние на развитие человека, в том числе на его отношения в самых различных аспектах. В какую сторону происходят эти изменения психологам, педагогам и обществу в целом необходимо знать.В эмпирической части исследования представлены результаты ассоциативной и проективной диагностики. Описаны особенности ассоциативного восприятия-понимания отношений дружбы и любви, систематизированы субъективные классификации дружбы и любви, а так же определены корреляционные отношения между субъективной оценкой респондентами опыта дружбы и любви в своей жизни и параметрами склонности к переживанию симпатии или любви, стилем межличностного поведения, измеряемых шкалами стандартизированных методик.Научный анализ результатов исследования продемонстрировал, что в отношении дружбы и любви представления молодежи не дублируют привычные обыденные стереотипы. Например, ассоциативное восприятие-понимание студентами-гуманитариями феномена-понятия «дружба» является позитивно-ориентированным, не содержащим негативные аспекты оценки. В тоже время, ассоциативный ряд понятия «любовь» включает как положительные, так и негативные слова-характеристики. В ассоциативных оценках и классификациях-типологиях отношений дружбы и любви доминирует отражение субъективного опыта респондентов, их актуальных переживаний и отношений. Смысло-обобщенный социальный опыт и рефлексивная эрудиция представлены значительно в меньшей степени. Анализ корреляционных отношений между исследуемыми параметрами показал потенциал положительной взаимосвязи между склонностью респондентов к отношениям любви и симпатии и наличию таких отношений в их жизни, а так же, высокой оценке отношений любви, в целом в жизни людей.
Психология и Психотехника, 2012-11
Розенова М.И. - Пространственно-субъектное взаимодействие: психологические аспекты
Аннотация: В статье рассматривается актуальность и источники проблемы пространственного взаимодействия людей в социально-физической среде. Выдвигается предположение о роли пространства и пространственного взаимодействия как контекста, фактора и результата социализации личности. Предлагаются неординарные исследовательские ракурсы изучения проблемы. Приводятся результаты первичных исследований, и показывается практическая применимость разработки предлагаемой тематики.
Психология и Психотехника, 2012-5
Розенова М.И., Брантова Ф.С. - Психосемантическое исследование представлений молодежи и взрослых о психологически зрелой личности.
Аннотация: В статье анализируется феномен психологической зрелости личности как интегративное образование, отражающее разноуровневые достижения в развитии человека. Выделяются наиболее существенные критериальные признаки данного понятия. Приводятся результаты исследования восприятия и трактовки данного понятия в обыденном сознании молодежи и взрослых людей. Выделены прототипы и факторные модели психологически зрелой личности, представленные на уровне обыденного сознания.
Психология и Психотехника, 2012-3
Розенова М.И. - Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации.
Аннотация: В статье анализируются терминологические особенности аппарата позитивной психологии и возможности его адаптации и преобразования в отечественной психологической науке и практике. Сделано несколько ключевых замечаний по целям и программному обеспечению наиболее значимых направлений возможного развития позитивной психологии в России.
Психология и Психотехника, 2011-11
Розенова М.И., Бовыкин В.И. - Искусственный интеллект:проблемы создания и применения в управлении
Аннотация: Статья посвящена проблемам эффективного управления отечественными предприятиями и организациями. Речь идет о вычленении и возможности влияния на наиболее чувствительные механизмы организации производства и трудовых отношений, обеспечивающие высокую эффективность деятельности людей и организации в целом и стремительное повышение производительности труда. В работе дан первичный психологический анализ и интерпретация внедренной в практику хозяйствования системы «Искусственного управленческого интеллекта», функционирующей на основе законов групповой динамики и феноменов группового давления.
Психология и Психотехника, 2010-8
Розенова М.И., Брантова Ф.С. - Психологическая зрелость личности: возможности психометрии
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению возможности диагностики и психологического измерения парметра психологической зрелости личности. Авторы предлагают новую методику и представляют результаты ее первичной валидизации.
Психология и Психотехника, 2010-8
Розенова М.И., Брантова Ф.С. - Психологическая зрелость личности: возможности психометрии
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению возможности диагностики и психологического измерения уровня психологической зрелости личности. Авторы предлагают новую методику и результаты ее валидизации.
Психология и Психотехника, 2009-8
Розенова М.И. - Кадровый вопрос: психологические проблемы развития и сохранения профессионалов
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы профессионального становления специалиста в контексте кризисов профессионального развития, возникновения синдрома профессионального выгорания и профессиональной деформации личности. Автор ставит вопрос о создании целостной системы профессиональной реабилитации для специалистов различных областей профессиональной деятельности. На примере анализа деятельности и эмпирического исследования среди прокурорских работников показаны необходимость и своевременнось создания подобной системы профессиональной реабилитации специалистов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"