по
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Условия публикации
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Алейник Раиса Михайловна
Философская мысль, 2018-10
Алейник Р.М. - Человек эпохи информационной революции c. 86-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.10.27135

Аннотация: XXI век называют эпохой пятой информационной революции на этапе появления средств и методов обработки информации, повлекшем кардинальные изменения в жизни общества. Объектом исследования является человек информационной эпохи. В настоящее время идет интенсивное накопление разнообразных эмпирических данных о новом человеке в рамках социальной антропологии, рассматривающей общество и человека с позиций эволюции форм коммуникации, нейронауки, рассматривающей Интернет в качестве главного стимулятора деятельности мозга, и педагогики, ждущей прихода нового, очень подготовленного ученика. Такая междисциплинарная область как теория поколений рассматривает человека с аксиологических позиций. Массово-медийное состояние общества продолжает расширяться, преобразуя науку, философию, политику, искусство. Эти изменения заставляют менять привычный способ восприятия мира, стиль мышления и ценностные ориентации. Автором делается попытка обобщить данные о конфликте поколений « цифровых от рождения » и « цифровых иммигрантах » и путях его разрешения в условиях, когда информационная революция еще не завершена.
Философская мысль, 2017-8
Алейник Р.М. - Юбилей Реформации как повод дискуссии о природе веры c. 93-101

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.23683

Аннотация: В пятисотлетнюю годовщину Реформации вопрос о Боге и сущности веры не снят с повестки дня. Лютер, инициировавший дебаты с Римской церковью об индульгенции и покаянии, не собирался вступать с ней в борьбу, но она случилась и длилась все эти столетия. Нынешнее празднование происходит в обстановке поиска диалога между церквями. Это новый экуменизм, экуменизм личностей, готовых к заимствованию опыта друг друга. Русская православная церковь оставалась в стороне от этого противостояния, но прошла свой извилистый путь в двадцатом веке от гонений на церковь до проправославного консенсуса: большинство населения считает православие важным элементом российской идентичности. Но эта консенсусность существует в условиях плюрализма идеологий и вероисповеданий. Налицо сложность в отношении конфессиональных норм внутри РПЦ. У нас до сих пор не сложилось единой старообрядческой идентичности. Разные согласия взаимно отрицают православность друг друга. Идеал нормативности по-разному трактуется представителями теологии, философии и религиоведения. Также неоднозначно интерпретируется вопрос о возможности синтеза науки и веры, который особенно остро стоит в эпоху «общества знаний». Как обсуждается проблема такого рода европейцами? В качестве основного источника автор использует дискуссию между протестантским теологом Р. Бультманом и экзистенциальным философом К. Ясперсом, вызвавшую общественный резонанс. Р. Бультман предложил обновить подход к истолкованию христианского вероучения, назвав его концепцией демифологизации на основе фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Она получила неоднозначную оценку у современников и побудила к дискуссии со стороны К. Ясперса. Эти материалы опубликованы. Они представляют основной источник данной статьи. Автор опирается на методологические принципы историко-философского исследования, методологию социологии религии и философского религиоведения, герменевтического анализа. Дискуссия затрагивает вопросы веры и Откровения, веры и языка, веры и истины, научного и экзистенциалистского понимания истории. Обращает на себя внимание качественный уровень данной полемики, демонстирирующий глубокую содержательность обсуждения и ту самую диалогичность истины, которую возвестили М. Бахтин, М. Бубер, Н. Лосский, Э. Левинас, К. Леви-Стросс, а также волю к коммуникации.
Философская мысль, 2013-6
Алейник Р.М. - Познание и мировоззрения: натуралистская позиция c. 40-67

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.181

Аннотация: Предмет статьи – эпистемология с позиции нового натурализма в сопоставлении с понятием мировоззрения. Рассматриваются основные подходы к эпистемологии сложившиеся в классической и неклассической философской традиции, их достоинства и недостатки. Обсуждаются идеи натурализации эпистемологии (в особенности концепция Жан-Мари Шеффера) и то, как разворачивается исследование натуралистической концепции в философской антропологии и социально-гуманитарных науках. Натуралистический подход открывает новый взгляд на мировоззрение, дающий возможность гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Цель статьи - оценить достоинства этого подхода к эпистемологии. Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Этот подход позволяет устранить дихотомию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделах “Предмет философии”, "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
Философская мысль, 2013-3
Алейник Р.М. - Натуралистский поворот в философской антропологии c. 139-169

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.178

Аннотация: Предмет статьи - концепция нового натурализма в исследовании человека. Цель - оценить достоинства этого подхода к антропологии. Натурализм - когнитивный принцип в философской антропологии, укореняющий человеческую идентичность в эволюции форм биологической жизни. Это не редукционизм, по мнению авторов концепции (Ж.М. Шеффер и др.) Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Ряд исследователей, исповедующих концепцию натурализма, напоминают, что далеко не все культурные традиции исходят из дихотомии природы и культуры, что это скорее удел европейцев. В конечном счете, такая установка привела к появлению глобальных проблем техногенной цивилизации, которые чрезвычайно сложно разрешать. А натуралистический подход позволяет устранить бинарную оппозицию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделе "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
Философия и культура, 2011-12
Алейник Р.М. - ПРОЕКТ НОВОГО НАТУРАЛИЗМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация: Автор рассматривает правомочность программы нового натурализма в исследовании человека, общества, культуры. В границах нового воззрения на человека как особо сложного по своей организации биологического вида появляется возможность создать синтез естественных и социально-гуманитарных наук.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.