Борзова Т.В. —
Особенности работы студентов с методологическими текстами в ситуации дистанционного обучения
// Психолог. – 2020. – № 4.
– С. 31 - 44.
DOI: 10.25136/2409-8701.2020.4.33558
URL: https://e-notabene.ru/psp/article_33558.html
Читать статью
Аннотация: В статье автор подробно рассматривает особенности работы студентов вуза с методологическими текстами в ситуации дистанционного обучения.
Актуальность проводимого исследования связана с тем, что работа с методологическими текстами позволяет дать студенту определенные векторы саморазвития, способствует становлению методологической культуры будущего специалиста в границах той или иной научной дисциплины.
Цель данной статьи – представить итоги экспериментального исследования процесса обучения студентов вуза смысловому пониманию информации, содержащейся в методологических текстах. Объектом исследования является понимание как процесс и результат деятельности студентов. Предметом исследования являются особенности работы студентов с методологическими текстами.
Основными выводами проведенного исследования является факты установления различного рода трудностей в работе с методологическими текстами у 65% студентов от общей выборки в 260 человек. После проведения специального обучения были обнаружены изменения, позволяющие заключить, что эти изменения произошли в сторону увеличения доли студентов, которые не испытывают трудностей в понимании текста на основе развития умений применять способы работы с текстом.
Динамика в показателях (вычленение ключевых слов или показателей критериев методологического текста; формулирование основного вопроса методологического текста и др.) позволяет считать эффективной разработанные нами способы работы с методологическими текстами.
Abstract: This article examines the peculiarities of work with methodological texts in the conditions of distance learning among university students. The relevance of this research is substantiated by the fact that work with methodological texts give students certain vectors for personal development, contributes to the formation of methodological culture of future specialist within the boundaries of a particular scientific discipline. The goal is to demonstrate the results of experimental research of the process of teaching the conceptual understanding of information contained in methodological texts to university students. The object of this work is understanding as the process and the result of students' activity. The subject is the peculiarities of students' work with methodological texts. The main conclusions lie in the fact that 65% of students faced various types of difficulties in working with methodological texts out of the total sample of 260 respondents. The conducted special training revealed positive changes: the number of students who did not experience difficulties in understanding of text, based on the ability to apply techniques of working with texts, has increased. The dynamics in indicators (derivation of keywords or indicators of the criteria of methodological text; formulation of the basic question of methodological text, etc.) allows considering the developed by authors methods of working with methodological texts effective.
Борзова Т.В. —
Психология понимания:программа исследования личности в ее отношении к среде
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 8.
– С. 839 - 847.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.8.15844
Читать статью
Аннотация: Предметом проводимого нами исследования являются психологические условия, определяющие развитие понимания как процесса и результата деятельности студентов вуза. Объект исследования: процесс обучения студентов. Нами представлена разработка диагностического инструментария процессов понимания субъектом познания себя, событий и явлений окружающего мира, других людей. Рассматриваемая нами научная работа А.Ф. Лазурского, С.Л. Франка "Программа исследования личности в ее отношении к среде", обладает не только культурной ценностью произведений, написанных учеными начала 20 века, но и несет в себе мощный диагностический потенциал познания и понимания человеком дисгармоничности бытия и собственной личности, а также возможности достижения такой гармонии. Предпринята попытка адаптации "Программы исследования личности в ее отношении к среде"А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка к процессу обучения студентов. Основным вкладом автора в исследование проблем понимания текстовой природы социально-гуманитарного знания является создание диагностического инструментария, позволяющего осуществлять возможности современного студента входить во взаимодействие с любым знаковым комплексом, обладающим смыслом и способным создавать новые смыслы. Первым шагом такой работы была публикация модифицированной версии методики Г.Кезелинг "Преодоление трудностей написания текста"("Психология и психотехника", 2014, №1).
Abstract: The subject of the study are psychological conditions that determine the development of understanding of both the process and resuls of operatoins of the university students. The object of the study is the learning process of students. In her article Borzova has attempted to develop a diagnostic tool for studying the processes of student understanding himself, events and phenomena of the surrounding world, and other people. The author considers that the scientific text of Alexander Lazursky and Semyon Frank "The program for studying personality in terms of its attitude to the environment" does not only have a cultural value as a text written by the scientists of the 20th century. This text also has a powerful diagnostic potential of knowledge and understanding of the human being and his disharmony with himself and the othe world. Borzova attempts to adapt "The program for studying personality in terms of its attitude to the environment" to the process of teaching students. The main contribution of the author in the study of the problems of understanding the nature of the text and social sciences is the creation of the diagnostic tool that allows a modern student to interact with all kinds of signifiers that possess the meaning and are capable of creating new meanings. The first step towards this goal has been the publication of a modified version of Koseling's inventory "Overcoming Difficulties in Writing Texts" (published in the Psychology and Psychotechnics Journal, Issue 1, 2014).
Борзова Т.В. —
Динамика развития понимания в обучении
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 7.
– С. 716 - 726.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.7.11912
Читать статью
Аннотация: В статье представлены размышления о продвижении студентов в процессуальном поле понимания в границах трех сфер человеческого бытия и традиций исследования субъекта - когнитивной, герменевтической и экзистенциальной. Осмыслены такие феномены как понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение в процессе обучения студентов. На основании анализа междисциплинарных исследований в статье представлен текст, подлежащий толкованию, как основная содержательная единица гуманитарной образовательной деятельности, обладающая значительным потенциалом при развитии понимания в обучении студентов вуза. В центре внимания находятся теоретические особенности, специфика и характеристика работы студентов с текстом с целью продвижения в процессуальном поле понимания. Разработана теоретическая модель динамики продвижения студентов в процессуальном поле понимания и выделены эмпирические критерии данного процесса. Показано, что в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования и развития понимания в обучении. Результаты анализа существующих источников научной информации и новые, авторские подходы позволили выявить высокую актуальность проблематики развития понимания в обучении и острую необходимость практической реализации концептуальных подходов известных отечественных психологов в обучении студентов.