Ханнанова Т.Р. —
Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы «приземления»
// Право и политика. – 2014. – № 2.
– С. 153 - 160.
DOI: 10.7256/2454-0706.2014.2.10691
Читать статью
Аннотация: В современных условиях организации и ведения сельскохозяйственного производства государственная аграрная политика реализуется неэффективно. Одним из важнейших факторов повышения ее эффективности является положительное восприятие и осознание важности и значимости целей, задач, содержания и ожидаемых результатов реализации названной политики на первичном уровне производства непосредственно самими сельхозтоваропроизводителями. Проблема «приземления» аграрной политики приобретает сегодня первостепенное значение. В подавляющем большинстве агрополитические решения принимаются и осуществляются на макроуровне, не доходя до первичного звена производства. Вследствие этого непосредственный сельхозтоваропроизводитель остается вне политического и управленческого воздействия. И как результат, цели аграрной политики не достигаются, задачи не исполняются, не происходит качественных изменений в системе аграрного производства. Повышение его эффективности и устойчивости видится на пути реализации аграрной политики каждым сельхозтоваропроизводителем, во всех подотраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Назрела необходимость в активизации политической деятельности, направленной на положительное восприятие современной обновленной аграрной политики государства, на формирование доверия к ней. Исследование проведено на основе общенаучных и специальных методов (системный подход, общефилософские методы, исторический метод и др.). Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые в современных условиях сформулирована проблема «приземления» государственной аграрной политики, а именно: проблема осознания, восприятия, понимания ее целей и задач непосредственными сельхозтоваропроизводителями и формирования их доверия к названной политике;
2. Впервые сформулированы индикаторы сущности и содержания государственной аграрной политики;
3. Даны конкретные предложения по разрешению проблемы «приземления» аграрной политики государства и повышения ее эффективности на уровне первичного сельскохозяйственного производства.
Основной вывод: одним из направлений повышения эффективности аграрной политики государства является обеспечение ее реализации в рамках непосредственного производства всеми сельхозтоваропроизводителями. Только при их доверительном и осознанном отношении к действиям и решениям государства в аграрной сфере возможны качественные положительные изменения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства.
Ханнанова Т.Р. —
Государственная аграрная политика в животноводстве: проблемы формирования и реализации
// Политика и Общество. – 2014. – № 2.
– С. 183 - 189.
DOI: 10.7256/2454-0684.2014.2.10844
Читать статью
Аннотация: Проблемы формирования и реализации государственной аграрной политики в животноводстве недостаточно изучены в политологической науке. Сложные взаимосвязи между аграрной политикой и одной из основных подотраслей сельского хозяйства представляют особый интерес не только для ученых, но и политических акторов, действующих в ареале аграрных отношений, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей и всего населения нашей страны. Эффективность государственного воздействия на животноводство во многом предопределяется уровнем восприятия принятых политических решений первичным производством, в то же время эффективность и устойчивость этого производства не могут быть достигнуты без грамотной, целенаправленной, последовательной и качественной политики государства в аграрной сфере. Применение общенаучных и специальных методов исследования (анализ, синтез, системный подход, сравнительный, исторический метод, метод включенного наблюдения и др.) позволяют выявить наиболее актуальные проблемы формирования и реализации аграрной политики государства в сфере животноводства, а также предложить пути их решения. В статье впервые формулируется проблемы повышения эффективности формирования и реализации государственной аграрной политики в социально значимой подотрасли сельского хозяйства – животноводстве и представлены предложения по разрешению этих проблем. Также выявлена взаимная зависимость качества названной политики и уровня эффективности и устойчивости российского животноводства в современных условиях.
Ханнанова Т.Р. —
Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы «приземления»
// Law and Politics. – 2014. – № 2.
– С. 153 - 160.
DOI: 10.7256/2454-0706.2014.2.42398
Читать статью
Аннотация: В современных условиях организации и ведения сельскохозяйственного производства государственная аграрная политика реализуется неэффективно. Одним из важнейших факторов повышения ее эффективности является положительное восприятие и осознание важности и значимости целей, задач, содержания и ожидаемых результатов реализации названной политики на первичном уровне производства непосредственно самими сельхозтоваропроизводителями. Проблема «приземления» аграрной политики приобретает сегодня первостепенное значение. В подавляющем большинстве агрополитические решения принимаются и осуществляются на макроуровне, не доходя до первичного звена производства. Вследствие этого непосредственный сельхозтоваропроизводитель остается вне политического и управленческого воздействия. И как результат, цели аграрной политики не достигаются, задачи не исполняются, не происходит качественных изменений в системе аграрного производства. Повышение его эффективности и устойчивости видится на пути реализации аграрной политики каждым сельхозтоваропроизводителем, во всех подотраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Назрела необходимость в активизации политической деятельности, направленной на положительное восприятие современной обновленной аграрной политики государства, на формирование доверия к ней. Исследование проведено на основе общенаучных и специальных методов (системный подход, общефилософские методы, исторический метод и др.). Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые в современных условиях сформулирована проблема «приземления» государственной аграрной политики, а именно: проблема осознания, восприятия, понимания ее целей и задач непосредственными сельхозтоваропроизводителями и формирования их доверия к названной политике;
2. Впервые сформулированы индикаторы сущности и содержания государственной аграрной политики;
3. Даны конкретные предложения по разрешению проблемы «приземления» аграрной политики государства и повышения ее эффективности на уровне первичного сельскохозяйственного производства.
Основной вывод: одним из направлений повышения эффективности аграрной политики государства является обеспечение ее реализации в рамках непосредственного производства всеми сельхозтоваропроизводителями. Только при их доверительном и осознанном отношении к действиям и решениям государства в аграрной сфере возможны качественные положительные изменения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства.
Ханнанова Т.Р. —
Объективация субъективного в аграрной политике государства
// Политика и Общество. – 2013. – № 12.
– С. 1488 - 1498.
DOI: 10.7256/2454-0684.2013.12.10483
Читать статью
Аннотация: В настоящее время стоит задача повышения эффективности государственной аграрной политики. Решение этой задачи предполагает необходимость объективации субъективного в государственной аграрной политике, т.е. редукции принимаемых объективных нормативных решений в природно-обоснованные, природно-содержательные действия всех участников агрополитических отношений. Практика формирования и реализации решений государства в аграрной сфере подтверждает аргументированность и правильность постановки проблемы объективации субъективного в деятельности политических акторов. Субъективизм государственной аграрной политики России отрицательно сказывается на сельском хозяйстве. Он влечет за собой реальные экономические потери и негативные социальные последствия, является причиной принятия необоснованных спровоцированных решений по государственной поддержке сельской отрасли производства, питая иждивенчество и иммобилизуя здоровое хозяйствование. Тенденция утраты природной самостоятельности аграрного производства должна быть преодолена, а политика государства в этой сфере нацелена на возрождение политического престижа и эффективное использование недооцененного природного потенциала сельского хозяйства. Статья основана на общефилософских методах исследования, а также на системном подходе к сложным природным и общественным явлениям. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые в политологической науке формулируется проблема объективации субъективного в государственной аграрной политике;
2. Предлагается оригинальный авторский подход к решению проблемы объективации субъективного в аграрной политике государства;
3. Предложен механизм редукции принимаемых субъективных нормативных решений в природно-обоснованные, природно-содержательные действия всех участников агрополитических отношений.
Ханнанова Т.Р. —
Объективная природа растениеводства как фактор формирования и реализации аграрной политики государства
// Политика и Общество. – 2013. – № 10.
– С. 1260 - 1269.
DOI: 10.7256/2454-0684.2013.10.9799
Читать статью
Аннотация: Аграрная политика российского государства в сфере растениеводства, к сожалению, недостаточно эффективна. Одним из важнейших факторов, отрицательно влияющих на формирование и реализацию государственной политики в этой подотрасли сельского хозяйства, является системное игнорирование политическими акторами объективного факта природной предопределенности всех элементов названной политики. В статье доказывается, что объективная природа растениеводства является фактором формирования и реализации аграрной политики государства, качество которой, в свою очередь, обуславливает эффективность и устойчивость сельскохозяйственного производства. Имеющиеся в настоящее время политические решения и нормативные акты, посвященные развитию сельского хозяйства, носят несистемный разрозненный характер, принимаются по случаю каких-либо неблагоприятных событий в аграрном секторе и также не учитывают природной специфики растениеводства, не имеют опоры и на природу самого человека - естественного носителя сельского образа жизни и труда, что влечет за собой нигилизм и недоверие сельхозтоваропроизводителей к аграрной политике государства.
Ханнанова Т.Р. —
Контроль в системе аграрной политики государства
// Политика и Общество. – 2013. – № 9.
– С. 1079 - 1087.
DOI: 10.7256/2454-0684.2013.9.9303
Читать статью
Аннотация: Аграрная политика государства представляет собой системное явление, включающее в качестве неотъемлемых элементов не только формирование и реализацию, но и контроль исполнения политических и управленческих решений в сфере аграрных отношений. Как показал исторический опыт осуществления российской аграрной политики, даже самые благодатные решения были обречены на провал, поскольку не было эффективного контроля за их исполнением. Следует констатировать, что и в настоящее время в Российской Федерации отсутствует должный контроль за исполнением агрополитических решений, что влечет за собой недостижение целей государственной аграрной политики, неэффективность и неустойчивость сельскохозяйственного производства, продовольственную опасность и уничтожение сельского образа жизни. Проблема несформированности и несовершенства контроля в системе аграрной политики государства должна быть обозначена и решена совместными усилиями государства, общества и сельхозтоваропроизводителей. В статье даны авторские предложения по воссозданию контроля исполнения агрополитических решений и повышению его эффективности.
Ханнанова Т.Р. —
Концепция приоритета рационального землепользования и его политико-правовой защиты
// Политика и Общество. – 2013. – № 7.
– С. 895 - 907.
DOI: 10.7256/2454-0684.2013.7.8993
Читать статью
Аннотация: Практика хозяйствования на селе показала, что право собственности на землю не смогло превратить крестьянина в хозяина земли и стать юридическим основанием защиты исконно принадлежащего ему естественного права. Основная причина этого – отсутствие концептуального подхода и, как следствие этого, понижение значимости правомочия землепользования и его политического обеспечения. На основе изучения опыта сельскохозяйственного землепользования в аграрном секторе экономики и сложившейся практики государственного воздействия на земледельческие отношения в работе выдвинута соответствующая проблеме концепция.
Сущность концепции заключается в обосновании приоритетной роли правомочия сельскохозяйственного землепользования по отношению к правомочиям владения и распоряжения, поскольку последние два правомочия не обеспечивают рационального использования земли и, как следствие этого, достижение устойчивости и устойчивости сельскохозяйственного производства.
Данная концепция может стать основой новой государственной аграрной политики России, направленной на преодоление отсталости сельского хозяйства и АПК.
Ханнанова Т.Р. —
Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы
// Политика и Общество. – 2013. – № 6.
– С. 2 - 2.
DOI: 10.7256/2454-0684.2013.6.8065
Читать статью
Аннотация: Действующая аграрная политика государства носит декларативный характер. В настоящее время она зиждется на устаревших теоретико-эмпирических конструкциях, не позволяющих обеспечить ее успешную реализацию. В статье предлагаются новые принципы реализации современной аграрной политики России, обеспечивающие позитивную результативность функционирования аграрного сектора экономики. К ним относятся компетентность, реализуемость, исполнимость, контроль исполнения, регулятивность.
Ханнанова Т.Р. —
Государственная аграрная политика: проблемы объективации
// Право и политика. – 2013. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0706.2013.4.7781
Читать статью
Аннотация: Эффективность государственной аграрной политики определяется соответствием ее содержания природе сельского хозяйства, его объективной данности. В связи с этим приоритетной задачей указанной политики является обеспечение симбиоза субъективного с объективным, устранение противоречий между ними, отказ от негативного отношения к природному, естественному в аграрной экономике. Объективация аграрной политики государства как результат его деятельности в сельском хозяйстве рассматривается в статье как процесс осознания и познания объективных закономерностей природы и общества. Вызовы современности требуют наличия политического интереса государства к проблемам развития аграрного сектора, который должен объективироваться в конечном счете в повышении эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства.
Ханнанова Т.Р. —
Государственная аграрная политика: проблемы объективации
// Law and Politics. – 2013. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0706.2013.4.42208
Читать статью
Аннотация: Эффективность государственной аграрной политики определяется соответствием ее содержания природе сельского хозяйства, его объективной данности. В связи с этим приоритетной задачей указанной политики является обеспечение симбиоза субъективного с объективным, устранение противоречий между ними, отказ от негативного отношения к природному, естественному в аграрной экономике. Объективация аграрной политики государства как результат его деятельности в сельском хозяйстве рассматривается в статье как процесс осознания и познания объективных закономерностей природы и общества. Вызовы современности требуют наличия политического интереса государства к проблемам развития аграрного сектора, который должен объективироваться в конечном счете в повышении эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства.