по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шеркова Татьяна Алексеевна
Психология и Психотехника, 2015-4
Шеркова Т.А. - Мотив пути в древнеегипетской культуре: культурно-исторический и психологический аспекты

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14884

Аннотация: Предметом исследования архетипа пути в древнеегипетской мифологии и ритуальной практике в сопоставлении с идеями и образами бессознательного в целостной психике современного человека в Юнгианской комплексной психологии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как мифологические представления о круговом вращении солярного бога-творца как пути бога, отраженном в планировке храма-пути. Эта мифологема отразилась в инициации умершего, идущего по божественным путям через преисподнюю. Его проводником считался бог познания Тот. Магическими заклинаниями он нейтрализовал демонов страны мертвых. Этот путь приводил душу покойного в небесный божественный мир вечной жизни. Эти мифологические представления сопоставляются с такими ключевыми понятиями в комплексной психологии как либидо, внутренний человек, архетипами Самости, Мудрого старца и др. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном методе в аспекте научного синтеза в области изучения мифологического сознания и комплексной психологии. Основными выводами проведенного анализа являются: мифологическое сознание основополагалось на изоморфизме материально-чувственного и духовно-психического в представлениях о картине мира и роли в ней человека. Мотив пути в древнеегипетских представлениях, рассмотренный в аспекте единства мифа о солярном боге-творце и инициации в погребальном обряде, «перебрасывает мост» к философско- психологической идее К. Г. Юнга о борьбе противоположностей и снятии конфликтов благодаря связующему символу в единой целостности – Самости. Особым вкладом автора в исследование темы является обстоятельное рассмотрение архетипа пути в сопоставительном историко-психологическом анализе. Новизна исследования заключается в том, что впервые в сравнительной мифологии раскрываются глубинные основы ключевого мотива пути личности, что возможно только на основе комплексной психологии К.Г. Юнга.Данное исследование может найти практическое применение при чтении лекций и в практической работе, в психотехнике.
Психология и Психотехника, 2014-2
Шеркова Т.А. - Образно-символический язык древнеегипетской культуры: додинастический период

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10890

Аннотация: Космогонические мифы имели самое непосредственное отношение к жизни социума. Жизнедеятельность социального организма и поверение человека символически уподоблялись совершенному, священному, гармоничному космосу, картине мира, восходящей к первоистокам. Отсюда и основная функция ритуалов - восстановление, обносления космического порядка, направленных на вечное возвращение к началам мироздания в циклическом потоке времени. Поэтому ключевым считалось познание истоков, давших энергетический заряд, либидозную энергию развитию общества и человека. Образно-символический язык додинастической культуры древнего Египта заложил почву для дальнейшего развития культуры, отразившись в религиозно-мифологических текстах и ритуальной практике. Мифологические образы и мотивы архаического периода древнего Египта сопоставимы с архетипическими образами и символами в трансперсональной психологии. В статье сопоставляются мифологические символические образы и мотивы с идеями трансперсональной психологии. Осное направление этих сопоставлений связано с важнейшим образом Великой матери, ее фуункциями в контексте космогонических представлений, сопоставимых с идеей эмбриологических исследований в глубинной психологии. В русле современных тенденций синтеза наук данная статья посвящена исследованию древнеегипетской мифологии, архетипических символических образов,которые являются основой для изучения ряда аспектов в трансперсональной психологии. Так, образно-символический язык древнеегипетской культуры раскрывает осознаваемые архетипические образы бессознательного древнего и современного человека.
Психология и Психотехника, 2013-2
Шеркова Т.А. - Образ ока солнечного бога в древнеегипетских религиозно-мифологических представлениях: культурно-исторический и психологический аспекты

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.7355

Аннотация: Образ солярного бога-творца – Небесного глаза архетипичен для многих древних и традиционных культурных традиций. Но лишь в древнем Египте этот образ имел двойственную природу. Маскулинный образ бога-демиурга сочетался с феминным, который и носил имя Священного Ока, персонифицированного одной из богинь – дочерей солнечного Атума и Ра. Природа подобных представлений рассматривается в разных аспектах, - историко-культурном и психологическом. Каким психическим содержанием соответствует архетип мотива конфликта и воссоединения божеств в контексте аналитической психологии Юнга? Это основная задача статьи.
Исторический журнал: научные исследования, 2012-8
Шеркова Т.А. - Древнеегипетские храмовые тайники
Аннотация: В древнеегипетской истории уникален феномен создания тайников с культово-меморативными артефактами фараонов-основателей Раннего государства в храмах последующих периодов, построенных на месте древних святилищ. Их локализация очерчивает пределы Раннего государства,его центр и периферии.Анализ материалов позволяет сделать вывод о почитании культа древних фараонов, сохранении духовных традиций как важнейшего инструмента поддержания стабильности государства. Фараон являлся ключевой фигурой в религиозной и ритуальной жизни общества. Особую роль играл царский юбилей,во время которого он проходил испытания, подтверждая легитимность своей власти. этим архаическим переходным обрядом обновления связаны тайники со священными предметами,манифестирующими о культ царских предков, почитавшихся в обновленных храмах.Они также являлись жертвоприношениями богам, на земле которых находился храм.Жертвоприношение как процесс трансформации направлен на непрерывность развития духовных традиций во времени и пространстве в обрядах перехода.
Психология и Психотехника, 2011-10
Шеркова Т.А. - Древнеегипетский бог познания и равновесия Тот: историко-психологический аспект в переходных обрядах
Аннотация: Мифологический мотив перехода души покойного через мир мертвых является одним из радикальных приемов в аналитической психологии при коррекции психологической структуры с перспективой трансформации личности. В кризисные ситуации коллективное бессознательное направляет посланцев из нуминозного мира – архетипические образы помощников и проводников, выводящих к свету сознания. Древнеегипетский бог Тот, олицетворявший основополагающую в древнеегипетской культуре идею воссоединения пары противоположностей и создания целостности, обладал широчайшим спектром познания, в первую очередь, письменности и счета. И как богу магии именно ему вверена важнейшая функция проводника души умершего через иной мир к свету божественного мира.
Психология и Психотехника, 2011-1
Шеркова Т.А. - Божественный Младенец и Великая Мать в древнеегипетской мифологии: мифологический и психологический инцест
Аннотация: В статье рассматриваются материалы, связанные с мифологическим и психологическим инцестом на основе древнеегипетских текстов. Предложенная интерпретация материалов, основанная на юнгианской психологии, предоставляет новые материалы для изучения поднятой в статье проблематики. Основными архетипами являются Божественный Младенец - бог Хор и Великая Мать.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"