по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Скворцова Елена Львовна
Филология: научные исследования, 2018-1
Скворцова Е.Л. - Эстетика и позитивизм в воззрениях японского философа Ниси Аманэ c. 96-107

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.1.24061

Аннотация: В статье предлагается краткий анализ эстетических и философских взглядов Ниси Аманэ (1829-1897), видного японского просветителя эпохи Мэйдзи. Предметом исследования являются философские труды Ниси Аманэ, а также выраженные в них эстетические и общемировоззренческие взгляды этого учёного-бюрократа, который предпринял первую в Японии попытку перевода смысла философских терминов Запада на японский язык. Ниси сыграл главную роль в деле трансляции западных научных мировоззренческих представлений для японцев и создал множество абсолютно новых слов в японском языке для обозначения ранее не употреблявшихся понятий. Фактически, научная система Ниси была призвана усовершенствовать классическую неоконфуцианскую метафизику с помощью привлечения опыта западного позитивизма и, отчасти, утилитаризма. Автор статьи использовал эмпирико-герменевтический метод, т. е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. Научная новизна заключается в том, что в работе впервые в рамках отечественной эстетической и историко-философской науки переведены и проанализированы оригинальные труды Ниси Аманэ по эстетике. Сделан вывод, что этот японский учёный попытался приспособить европейскую науку к национальным традиционным ценностям своей страны и вместе со своими соратниками заложил фундамент современной японской эстетической и общефилософской мысли.
Филология: научные исследования, 2013-1
Скворцова Е.Л. - КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНЦЕПЦИИ ”БЕСФОРМЕННОГО” И “ФОРМЫ” В ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКЕ

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.6951

Аннотация: Аннотация: в статье даётся философский анализ оппозиции “форма бесформенное” в дальневосточной эстетической традиции, противопоставленной оппозиции “форма-содержание” на Западе. Рассматриваются категории классической японской эстетики, описывающие «опыт тела», т.е. опыт целостного, непосредственно-практического неутилитарного знания воплощённого индивида о внутреннем порядке мирового континуума. Делается вывод об эстетической составляющей как главной в культурной идентичности японцев.
Филология: научные исследования, 2012-3
Скворцова Е.Л. - Формирование японской эстетической традиции
Аннотация: в статье прослеживается история эстетических взглядов в традиционной Японии. Рассказывается об этапах формирования эстетических категорий в рамках развития японского традиционного искусства. В первую очередь подчёркивается влияние буддизма на японскую художественную традицию. Рассказывается о сильном впечатлении и влиянии на творчество парижских импрессионистов и постимпрессионистов японского искусства. Художественная яркость первого впечатления от соприкосновения с новым ликом красоты - японским - еще долгое время определяла процесс взаимопостижения восточной и западной культур.
Филология: научные исследования, 2012-1
Скворцова Е.Л. - от традиции к философии
Аннотация: В статье рассматриваются процессы, происходившие в духовной жизни Японии в эпоху 1870-1930-е гг., т.е. в период интенсивного усвоения философских идей Запада. Такое усвоение подразумевало не только знакомство с большим количеством произведений на иностранных языках; оно положило начало возникновению научной и философской терминологии на родном языке. За этот период было создано два крупных учебных и исследовательских центра – Институты эстетики в Токийском и Киотоском университетах, что сделало возможным рассмотрение имплицитной эстетики традиционной Японии как неотъемлемой части «пёстрой мозаики» мировой эстетической мысли.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.