по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шик Сергей Владимирович
Педагогика и просвещение, 2024-2
Шик С.В. - Идеологизация педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.): историко-педагогический анализ c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70233

Аннотация: Предметом исследования является изучение идеологизации педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.). Утверждается, что жизнь семьи подчинялась установкам власти: воспитание у детей в духе коммунизма. Идеологизация вела к насыщению передаваемой информации определённым материалом, показывающий преимущество Советской власти: новый счастливый мир, советская семья, воспитание нового человека, советская педагогика. Историко-педагогический анализ позволяет выявить особенности просвещения родителей в условиях тоталитаризма, выделить опасности идеологизации просвещения. Автор подробно анализирует книги для родителей А.С. Макаренко, М.В. Сарычевой, К.А. Аркина и другие. Особое внимание уделяется анализу характера работы с семьей. Выделены следующие формы педагогического просвещения родителей: работа в школе, по месту жительства, родительские университеты.  Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, воспитания, развития семейных отношений, труды педагогов, психологов, журнал «Семья и школа», книги для родителей. Новизна исследования заключается в том, что просвещение родителей рассмотрено в контексте идеологического влияния. Показано, что в условиях тоталитарного режима, при отсутствии эмпирических исследований родительства, изоляции страны просвещение родителей идеологизировалось. Идеальная семья представлялась хозяйственным коллективом с режимом, порядком, беспрекословной дисциплиной. Формы работы с семьей являлись одновременно контролем за поведением семьи. Идеологизация предполагала воспитание сознательной дисциплины у детей и должна была вырабатывать у родителей «правильные» приемы воспитания и стимулировать идейный рост самих родителей, позволяющий противодействовать западным влияниям и воспитывать у детей высшие качества, необходимые в строительстве коммунизма. Результатом идеологизации просвещения родителей явилось распространение неуважения к ребенку, усиление авторитаризма родителей, игнорирование чувств, нарушение коммуникации родителей и детей.
Педагогика и просвещение, 2023-1
Шик С.В. - Педагогические условия коррекции последствий жестокого обращения с детьми c. 127-136

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37651

Аннотация: Предметом исследования являются педагогические условия коррекции нарушений общения у детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. В основу исследования легло предположение о том, что тревога и враждебность являются доминирующим в сознании таких детей. Своевременная работа с эмоциональной сферой ребенка, исправление сферы общения могут корректировать негативные влияния. Автор подробно рассматривает реализацию педагогических условий: проведение специальных занятий с детьми с целью преодоления тревожности в процессе общения; вовлечение детей в досуговую деятельность, направленную на снижение враждебности по отношению к взрослым; участие детей в выездных мероприятиях, направленных на развитие позитивных эмоций. Новизна исследования заключается в том, что экспериментально проверены педагогические условия коррекции нарушений общения. Автор приходит к следующим выводам: 1. Проведение специальных занятий с детьми с целью преодоления тревожности в процессе общения помогает выразить свои чувства, активизировать общение ребенка с взрослым, сформировать различные средства общения, развить диалогическую речь. 2. Вовлечение детей в досуговую деятельность, направленную на снижение враждебности по отношению к взрослым; позволяет проявиться взрослому как помощнику и защитнику, с которым можно без боязни общаться, совместно достигая намеченных целей. 3. Участие детей в выездных мероприятиях, направленных на развитие позитивных эмоций, позволяет увеличить социальный контекст общения ребенка, расширить круг взрослых, с которыми бы взаимодействовал бы воспитанник.
Педагогика и просвещение, 2020-1
Шик С.В. - «Пролетаризация» подросткового возраста в условиях радикальной реорганизации среднего образования в Советской России (1917 – 1930) c. 74-92

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.28291

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей радикальной реорганизации среднего образования и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Радикальная реорганизация проводилась по двум направлениям. С одной стороны, все существующие учебные заведения были преобразованы в Единую трудовую школу (ЕТШ), с другой стороны, создавалась альтернатива средней школе, позволявшая учиться без отрыва от производства – школа рабочих подростков (ШРП), фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). ЕТШ была создана на месте старой, поэтому несла «буржуазные пережитки», с которыми интенсивно боролись, резко нарушая традиционное обучение и внедряя «трудовые процессы». ШРП / ФЗУ, наоборот, считалась новым типом классовой школы и ее стремились развивать, придать ей общеобразовательный характер. Рассматриваются приводимые меры в отношении этих двух типов школ. Особое внимание уделяется изучению особенностей подростков ЕТШ и рабочих подростков ФЗУ. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, текстов руководителей государства, представителей русской педагогической эмиграции, научно-педагогических, педологических и историко-педагогических работ, воспоминаний. Новизна исследования заключается в том, что особенности подросткового возраста рассмотрены в условиях радикальной реорганизации среднего образования в раннесоветской России. Утверждается, что проводимая реформа вела к «пролетаризации» подросткового возраста у второступенцев ЕТШ. В то время как рабочий подросток ШРП / ФЗУ в действительности был несовершеннолетним взрослым с депривированным детством.
Педагогика и просвещение, 2019-1
Шик С.В. - Проблемный характер подросткового возраста (последняя треть XIX – начало XX в.) как результат контрреформы средней школы Толстого – Делянова c. 68-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27630

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей образовательной охранительно-дискриминационной политики и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности становления подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Либеральный Устав 1864 г. представлял угрозу режиму, поскольку готовил взрослеющего человека к большей самостоятельности и независимости, что давало шанс социальной мобильности для всех слоев населения, открывало новые карьерные перспективы. Контрреформа средней школы, наоборот, ограничивала доступность образования, ужесточала сам процесс обучения, вела к проблемному характеру подросткового возраста. Рассматривается содержание Устава гимназий и прогимназий 1871 г., Устав реальных училищ 1872 г., правила и наказания для учащихся, циркуляры министров, усилия по изменению образовательной политики. Особое внимание уделяется изучению влияния охранительно-дискриминационной курса на искажение течения подросткового возраста. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, научно-педагогических статей, историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что проблемный характер течения подросткового возраста рассмотрен как результат охранительно-дискриминационной политики. Утверждается, что подавление важнейших потребностей подросткового возраста, таких как самопознание, поиск себя, развитие эмоционально-волевой сферы, ориентация на будущее вело к дефициту самопонимания и проявлялось в эмоциональном истощении, демотивации к деятельности и/либо девиантном поведении учащихся.
Педагогика и просвещение, 2018-2
Шик С.В. - У истоков подросткового возраста: реформа среднего образования в России 1864 г. c. 90-98

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.24661

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей реформы среднего образования в России 1864 г., вызывающих возникновение и особенности становления подростничества. В основе исследования лежит предположение, что с этой реформы берет свои истоки подростковый возраст. Историко-педагогический анализ позволяет уяснить причины неблагоприятного, часто девиантного протекания данного возраста, понять недостаточность одностороннего педагогического воздействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как содержание Устава гимназий и прогимназий, аргументы участников дискуссий. Особое внимание уделяется процессу вычленения нового возрастного периода. Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, рецензий, научно-педагогических статей, посвященных реформе 1864 г., а также историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что зарождение подростничества рассмотрено в контексте реформы 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий создавалась система массового (доступного) среднего образования, предполагающая длительный период обучения, сегрегацию учащихся по календарным возрастам. У учащихся возникала новая внесемейная среда жизни, разрушались привычные ориентиры понимания мира и себя, что вело к возникновению подросткового возраста. Вместе с тем декларируемое общечеловеческое образование подменялось формальным подходом, в итоге подростковый возраст начал формироваться преимущественно с негативных моментов как перманентный подростковый кризис.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.