по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Федорова Айталина Родионовна
Человек и культура, 2022-2
Гоголев А.И., Федорова А.Р. - Современная якутская страшная история как жанр городского постфольклора c. 38-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37822

Аннотация: В данной статье производится рассмотрение особого жанра якутской устной словесности – современных якутских «страшилок». Этот новый жанр сформировался на основе традиционного фольклора в позднесоветский период в эпоху активных урабанизационных процессов в Республике Саха (Якутия) и представляет из себя жанр современного постфольклора. Исходя из точки зрения, что любые фольклорные трансформации являются индикаторами динамики общественных настроений, была предпринята попытка взглянуть на данный жанр как на отражение некоторых социальных переживаний, которые поддерживают и находят свое отражение в определенных сюжетах, которые остаются более устойчивыми. Источниками исследования послужили данные опроса, проведенного в 2018 году, в котором приняли участие 213 респондентов. При помощи полученных материалов были выявлены некоторые количественные данные, а также наиболее популярные и пугающие мотивы современной якутской страшилки по мнению опрашиваемых. Проведен обзор самых популярных сюжетов, приведена характеристика и региональные особенности жанра. Автор приходит к выводам, что якутская страшилка, возникая в период урбанизационных процессов являет собой результат разложения сельских коммуникаций, а персонажи современного хтонического спектра отличаются от традиционных своим упрощенных обликом и универсальностью по отношению к общемировой культуре.
Genesis: исторические исследования, 2021-9
Федорова А.Р. - К вопросу о формировании якутской страшилки как жанра современного фольклора c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.9.36403

Аннотация: В данной работе проводится исследование якутской страшилки: ее формирования и сущности. Современная якутская страшилка берет свои корни из традиционной культуры, но по своей жанровой форме является современным городским фольклором. Целью нашего исследования являлось, с точки зрения антропологии, понять, как этот процесс синтеза происходил, в какой период и почему. Также в исследовании производится попытка анализа отличий якутских пугающих мотивов от советских и общероссийских и выявления основных традиционных источников формирования якутской страшилки. В этом исследовании мы не ставим перед собой цель изучения страшилки с точки зрения фольклористики и не рассматриваем отдельные истории для анализа, страшилка здесь выступает как важная часть современной этнической культуры, в которой сохранились традиционные образы, как результат перехода традиционной жизни в индустриальное общество.   Отдельно данному вопросу ранее в научной литературе внимания не уделялось, что и является новизной данного исследования. Источниками в данной статье являются теоретические работы о якутской культуре, фольклоре в целом и отечественной и советской страшилке. Также источником выступают полевые материалы автора, представленные выдержками из материалов интервью и социологического опроса. В результате исследования автор приходит к выводу, что современная якутская страшилка начинает свое формирование в 1970-ые годы. Основой для нее становится якутский традиционный фольклор, который приобретает формы советской страшилки и образует новый жанр современного устного творчества.
Человек и культура, 2019-6
Федорова А.Р., Слепцова А.А. - Отражение образа мамонта в духовной культуре народов Якутии c. 164-170

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31072

Аннотация: Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов населяющих Якутию. Мамонтовая фауна всегда, так или иначе, влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов. Эти представления сыграли достаточно существенную роль в духовной культуре народов Якутии и в данной статье проводится попытка изучения в их фольклоре архетипа мамонта как части этнической культуры. При изучении данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, сравнительный, системный и метод абстрагирования. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора, систематизации и анализа данных о роли мамонта в фольклоре народов Якутии, выявление категории образов, отражающих традиционные представления о мамонте и определение их региональных особенностей. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления о мамонте у народов Якутии можно разделить на две категории: более реалистичные восточные (у автохтонов Севера юкагиров и чукчей) и более фантастический западный (у якутов, эвенов и эвенков). В целом, мамонт для всех перечисленных народов является важным и сакральным животным, который имеет хтонические черты, но и несет в себе религиозные посреднические функции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.