по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Урсул Татьяна Альбертовна
Философская мысль, 2017-2
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобально-космическая революция в науке c. 26-45

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21876

Аннотация: В статье, отталкиваясь от развиваемой концепции антропогеокосмиза и космоглобалистики, авторы аргументируют точку зрения о начале развёртывания более широкого процесса – глобально-космической научной революции. Этот процесс начинает развёртываться на базе интеграции глобальных и космических исследований, постепенно захватывая всё большее научное пространство. Показано также, что в последнее время в науке под действием глобальных факторов и процессов происходит совершенно новая глобальная революция, которая существенно отличается от предыдущих, уже выявленных ранее, даже тем, что термин «глобальный» здесь используется как в качественно-содержательном, так и в пространственно-географическом и пространственно-космологическом значениях. Рассматриваются два встречных вектора движения в познании феномена глобальности: одно из космоса к видению глобальных характеристик и целостности человечества и планеты, а другое - с самой планеты, из локальных мест проживания людей в направлении к глобальным границам и далее – во внеземные просторы. Используются необходимые для раскрытия темы статьи общенаучные подходы и методы исследования: комплексно-междисциплинарный, эволюционно-исторический и системно-глобальный подходы, методы концептуального моделирования, проектирования и исследования будущего, в особенности футурологический подход, ориентирующий на исследовательское и целевое прогнозирование динамики изучаемых объектов. Для обоснования универсальности глобально-космической революции, наука в целом разделяется на две новые группы (кластера): земные и космические науки, которые по своей численности неравноправны. Существующие классификации наук можно дополнить этим дихотомическим делением, на которое указал ещё В.И. Вернадский. Авторы полагают, что со второй половины прошлого века и с начала нынешнего темпорально-линейное «революционное движение» науки в целом не прекращается, но всё больше уступает место имеющему общенаучно-интегративную природу «мультиреволюционному взрыву». Это не только междисциплинарное объединение глобальной и космических революций в единое целое в науке, но и иные проявления поли- и междисциплинарности в составе и содержании научных революций. Суть этого комплексно-интегративного научного феномена заключается в появлении почти в один и тот же исторический период не одной «очередной» научной революции, а одновременно по историческим масштабам времени целого их «куста» или комплекса. К глобально-космической революции в науке добавляются информационно-кибернетическая революция, экологическая революция, темпоральная революция (прежде всего процесс футуризации) и ряд других универсально-глобальных революций в науке, создающих когнитивную основу становления будущей сферы разума – ноосферы, идею которой в нашей стране предложил и развил В.И. Вернадский.
Социодинамика, 2016-4
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Ключевая роль образования в достижении Целей устойчивого развития c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18218

Аннотация: Устойчивое развитие требует изменений в мышлении и способах действия, причём ключевую роль в обеспечении таких изменений играет образование. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого будущего, но и приоритетным и опережающим его средством, т.е. переход к УР начинается со становления образования в интересах устойчивого развития и формирования нового глобально-устойчивого сознания. ОУР становится одним из ключевых механизмов достижения новых 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты на Саммите по УР в рамках 70-ой Генеральной ассамблеи ООН, утвердившей Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Была принята также Глобальная программа действий по ОУР, о которой было объявлено на Всемирной конференции ЮНЕСКО по ОУР, прошедшей в 2014 г. в Айти-Нагое (Япония), которая дала оценку современного состояния образования в мире и ориентировала на решение проблем перехода цивилизации к устойчивому развитию. Этой цели служит и новая, принятая в Инчхоне концепция образования, которая нацелена на выполнение важной роли образования в качестве основной движущей силы достижении других предлагаемых ЦУР. Авторы используют междисциплинарный, историко-эволюционный, футурологический подходы и принцип темпоральной целостности к исследованию становления образования для устойчивого развития, а также системный, глобальный и ряд других комплексно-общенаучных подходов для выявления общих тенденций развертывания образования для устойчивого развития. В статье отмечается, что, продолжая дальнейшее движение к УР, вместе с тем необходимо начать реализацию новой стратегии мирового образовательного процесса, способного ускорить и расширить масштабы движения к «глобальной устойчивости». Показано, что экологическая составляющая (и соответствующая модель) образования в настоящее время превалирует в той форме образования, которым сейчас именуется ОУР, но это пока это лишь начальный этап формирования новой системной модели образования в интересах устойчивого развития. К экологической составляющей ОУР уже добавляется видение ОУР в темпоральном ракурсе как опережающего образования, а также трактовка образования на базе концепции «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», моделей глобализации образования и глобального образования. Предполагается, что в дальнейшем будут синтезированы и другие модели образования (например, начавшегося процесса космизации образования и становления космического образования на базе астрономии и космонавтики, глобального эволюционизма).
Политика и Общество, 2015-6
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальные революции в науке и образовании

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.6.15353

Аннотация: В статье обсуждаются глобальные процессы, приводящие к фундаментальным трансформациям в сфере науки и образования. Особое внимание уделяется глобальной революции в науке, которая начинается с ее кардинальной глобализации и ориентации на возможности перехода к устойчивому развитию и последующему ноосферогенезу. Обсуждается процесс глобализации образования и становление нового типа образования – глобального образования, которое, по мнению авторов, начало свой путь с лекций В.И. Вернадского в Московском университете ещё в начале прошлого века. Предполагаются кардинальные революционные изменения мирового образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и формированию глобального образования ноосферной ориентации. Используются системный, футуролого-прогностический, ноосферный и другие методологические подходы исследования будущего, а также компаративистский, эволюционно-исторический и междисци¬плинарно-общенаучный подходы и методы концептуального моделирования. Отмечается, что на макроуровне проявляется приоритетная зависимость образования от целостного социума, а на «микроуровне» – приоритетно-содержательная зависимость от науки. Такая двусторонняя зависимость образования от свойств и характеристик общества в целом, с одной стороны, и его наиболее важной части – науки, с другой стороны (которая также зависит от целого), свидетельствует о «двойной детерминации» эволюционных процессов в образовании. Отмечается, что образование должно будет не только модернизироваться, но и футуризироваться, в определенных аспектах становиться опережающим образованием, эффективно прокладывающим путь в желаемое глобальное и ноосферно-устойчивое будущее. Предполагается, что становление и эволюция моделей и типов глобального образования окажется в ведении нового типа глобальных исследований – образовательной глобалистики как междисциплинарной области, связывающей глобалистику и науки об образовании.
Политика и Общество, 2013-2
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Будущее человечества: апокалипсис или дальнейшая эволюция?

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.2.7249

Аннотация: Авторы рассматривают вопрос о возможной гибели человечества, который ранее ставился и обсуждался многими учеными. Вместе с тем обсуждается идея К.Э. Циолковского о возможности бесконечного прогресса общества, зародившегося и развившегося на нашей планете в результате широкого освоения космоса. Исследуются многочисленные глобальные и космические угрозы и опасности, с которыми может встретиться человечество в ходе своего дальнейшего развития и оценивается вероятность гипотезы о социальном бессмертии. Анализируется предположение о принципиальной возможности появления в ходе глобальной эволюции более высокой ступени эволюции материи, условно названной постсоциальной (надобщественной) ступенью.
Политика и Общество, 2012-4
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальные исследования и становление ноосферы через устойчивое развитие
Аннотация: В статье рассматривается новая область глобальных исследований - футуроглобалистика, ориентированная на осознание и прогнозирование будущего глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе. Авторы анализируют в основном два нормативных прогноза-сценария глобального развития - переход к устойчивому развитию и следующий за ним ноосферогенез. Устойчивое развитие представляется как глобально-управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации. Ноосферогенез видится как будущий глобальный процесс становления социоприродной сферы существования человечества, в которой интеллектуально-информационная деятельность станет определяющим фактором эволюции и которая сформируется в результате наиболее полного воплощения рационально-гуманистических принципов и идеалов через переход к устойчивому развитию.
Педагогика и просвещение, 2012-1
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Перспективы образования: информационно-экологическая ориентация в интересах устойчивого развития
Аннотация: Предлагаются информационный и экологический подходы к исследованию формирующихся моделей образования в перспективе перехода к устойчивому развитию. В связи с этим предполагаются кардинальные эволюционные трансформации образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития.
Философия и культура, 2012-1
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальный (универсальный) эволюционизм: предметное поле и проблемная ориентация
Аннотация: В статье рассматривается общенаучная концепция глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем выступает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Самосохранение представляется в качестве доминирующего способа существования различных форм материи во Вселенной, реализуемого в вещественном фрагменте мироздания через эволюцию, в скрытом веществе (темной массе) через изменения как своего рода «протоэволюцию», в космическом вакууме (темной энергии) – без движения, через покой. Основной проблемой исследования этого типа эволюции видится супермагистраль как траектория эволюционных процессов во Вселенной, на которой происходит непрерывная самоорганизация материальных систем, начиная от Большого Взрыва и до социальной ступени эволюции, которая имеет неопределенно долгое социоприродное продолжение
Философия и культура, 2010-8
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальные исследования: от глобализации знаний к становлению глобального знания
Аннотация: В статье рассматриваются взаимосвязанные процессы глобализации знаний и становление глобального знания. Раскрывается эволюционный подход (отличный от исторического подхода) к глобальным исследованиям и особенно к глобалистике, которая, по мнению авторов, исследует различные глобальные процессы и системы, включая глобальные природные процессы, глобализацию и глобальные проблемы. Формирование глобального знания и глобальные трансформации в науке рассматривается в ракурсе перехода к устойчивому развитию и становления сферы разума.
Политика и Общество, 2010-7
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Феномен образования в глобально-эволюционном ракурсе
Аннотация: В статье предлагается эволюционный подход к исследованию мирового образования в перспективе развертывания глобальных процессов и, прежде всего, глобализации. Выживанию человечества будут способствовать различные формы глобального образования, ориентированные на эффективное содействие выходу из общепланетарного антропогенного кризиса. Эволюция глобальных процессов уже оказывает влияние на мировое образование, которое может обрести не только свою планетарную общность и целостность, но и обнаруживает тенденцию наполнения своего предметного поля глобальным содержанием. Анализируется проблема формирования и эволюции предметно-содержательного аспекта глобального образования как новой формы образования, соответствующей эпохе глобализации. Предполагаются кардинальные трансформации современного образования как эволюционное движение от постиндустриальной его формы к образованию для устойчивого развития, а в дальнейшем к ноосферному образованию в процессе становления сферы разума.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.