по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Синёва Ольга Валентиновна
Психология и Психотехника, 2020-4
Артемьева О.А., Синёва О.В. - В поисках научного коллектива Л. С. Выготского c. 89-102

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34639

Аннотация: Хотя Л. С. Выготский занимает центральное место в истории отечественной психологии в силу уникального вклада в развитие научной мысли и организацию работы новых научных центров, собственно научный коллектив под руководством Л.С Выготского в данной статье впервые выступает в качестве предмета самостоятельного научного исследования. Обсуждаются результаты целеописательного биографического анализа, материалом которого стали историко-психологические источники, опубликованные свидетельства очевидцев–современников Л. С. Выготского, зафиксированные в форме официальных и неофициальных документов: воспоминания, данные бесед и интервью, научные автобиографии, стенограммы выступлений, биографические статьи, а также изданные архивные материалы. Новизна реализованного исследовательского подхода состоит в обращении к научной деятельности Л.С Выготского и его научной школы с позиций теории коллектива. Выявлено, что, в силу работы в разных учреждениях, различия целей научной деятельности, группа ученых под руководством Л. С. Выготского не может быть определена как коллектив. Лидер советской психологии и дефектологии возглавлял несколько связанных научных коллективов: с 1924 г. их основной базой был Институт экспериментальной психологии, с 1929 г. – Экспериментальный дефектологический институт и Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, с 1932 г. – Всесоюзный институт экспериментальной медицины. Для организации эффективной научной работы коллективов существенное значение имели творческие, педагогические и организаторские способности Л. С. Выготского. Ученый реализовал демократический стиль руководства, основанный на единстве руководства, познания и общения. Возглавляемая Л. С. Выготским научная школа – исследовательский коллектив была объединена прогрессирующей экспериментально и практико-ориентированной научно-исследовательской программой, чувствительной к общественным потребностям в построении теории и системы психологической помощи в СССР.
Психология и Психотехника, 2018-3
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Международная научная коммуникация в развитии научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX века c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.26312

Аннотация: Статья посвящена проблеме интернационализма и изоляционизма отечественной психологии первой половины XX века. Объектом проведенного исследования является интернациональные тенденции развития отечественной практико-ориентированной психологии, а предметом – международная научная коммуникация как условие развития основных научно-практических течений отечественной психологии изучаемого периода. Предлагается оригинальный подход к решению проблемы в контексте идеи о саморазвивающемся коллективном субъекте научного познания, вовлеченном в систему международных научных коммуникаций. Реализуется метод историко-психологической реконструкции. Представлены результаты анализа данных о международном сотрудничестве в ходе организационного оформления научно-практических течений, а также об официальных и неформальных контактах ведущих представителей советской педологии, психотехники и психоанализа с зарубежными учеными. Новизна проведенного исследования состоит в раскрытии специфики и роли общесоциального и научно-социального условий в осуществлении межнациональной научной коммуникации отечественных психологов: определяется значение не только общественной потребности (в повышении производительности труда, воспитании нового человека, теоретического и идейного оправдания социальных преобразований, признания и укрепления политических позиций советского государства за рубежом), но и научной политики в отношении научно-практических течений психологии. Делаются выводы о тесной связи международной научной коммуникации, советской научной политики и процессов институционализации отечественных научно-практических течений в 1920-х гг.
Психолог, 2017-6
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Социальная детерминация развития научно-практических течений советской психологии в первой половине ХХ века: результаты исследования c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.21612

Аннотация: Обосновывается проблема социальной детерминации развития практической психологии в России. Предлагается ее историко-научное решение на материале истории развития основных течений отечественной практической психологии в первой половине XX столетия. Дается краткая характеристика основных современных подходов к определению условий, предпосылок, факторов и результатов социальной детерминации развития педологического, психоаналитического и психотехнического течений в 1920-х–начале 1930-х гг. Представляются результаты эмпирического исследования детерминации развития и кризиса течений в первой половине XX столетия с применением таких методов историко-психологического исследования, как анализ продуктов научной деятельности, биографический и библиографический анализ, методы историко-психологической реконструкции и разработки периодизации исторического процесса. Выделяются основные социальные условия развития научно-практических течений: 1) советская научная политика; 2) общественная потребность в практико-ориентированных исследованиях, проявившаяся в производственной, идеологической, социальной и административной сферах. Впервые раскрывается основной механизм социальной детерминации развития научно-практических течений советской психологии – институционализация. Определяются специфические черты советской научной политики в отношении практической психологии: ее амбивалентный характер и значение для процессов деинституционализации (упразднение научно-исследовательских центров, ликвидация специализированных печатных органов и т.п.). Предлагается периодизация развития научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX столетия с учетом социального контекста.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"