по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Скоробогачева Екатерина Александровна
Культура и искусство, 2016-1
Скоробогачева Е.А. - Искусство Выговской пустыни К вопросу детерминирования феномена старообрядчества в культуре Русского Севера

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.1.16776

Аннотация: Предметом исследования является изобразительное искусство Выговской пустыни. Объект исследования - феномен старообрядчества в культуре Русского Севера. В ходе работы особое внимание уделено выявлению концептов устойчивости и модернизации традиций в старообрядческом искусстве Севера. Доказано, что при всей противоречивости, воздействие староверческой среды на культуру Северной Руси носило позитивный характер, в частности, в расширении ареала художественных традиций края. Исследованы факторы, способствующие распространению северного искусства за пределами окраинных земель: на Урале, в Сибири, Поволжье, Центральной России. В данной статье необходимо применение комплексного междисциплинарного подхода. В качестве специальной методологии исследования избран целостный подход, который базируется на идеях системного анализа. При работе над конкретными научными задачами автор опирался на следующие методы исследования: 1. искусствоведческий анализ произведений, что важно для понимания образных, идейных решений, для выявления их художественного языка; 2. в вопросах атрибуции значимы компаративистский и технико-технологический методы, позволяющие выявить типологию и специфику конкретного памятника. 3. историко-этнографический метод способствует изучению образцов старообрядческого творчества и выявления в них общерусских традиций, символических смыслов. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. обоснование значимости Выговской пустыни как художественного центра Русского Севера; 2. детерминирование исключительности феномена старообрядчества в историко-культурной и религиозно-философской среде, как Севера, так и далеко за его пределами; 3. выявление значимой роли «ревнителей древлего благочестия» в распространении северных традиций в большинстве регионов России.
Человек и культура, 2015-6
Скоробогачева Е.А. - Проблема соотношения векторности и архетипичности в культуре Выговской пустыни c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16862

Аннотация: Предметом исследования является изобразительное искусство Выговской пустыни. Объект исследования - феномен старообрядчества в культуре Русского Севера. В ходе работы особое внимание уделено выявлению понятия устойчивости и модернизации старообрядческих традиций в искусстве окраинных земель. Доказано, что при всей противоречивости, влияние старообрядческой среды в культуре Северной Руси позитивно, в частности, способствует расширению диапазона художественных традиций региона. Изучены факторы, способствующие распространению Северного искусства за пределы региона: на Урале, в Сибири, Поволжье, Центральной России. В данной статье необходимо использование комплексного междисциплинарного подхода. В качестве специальной методологии исследования избран целостный подход, который базируется на идеях системного анализа. При работе над конкретными исследовательскими задачами автор опирался на следующие методы исследования: 1. искусствоведческий анализ произведений, что важно в обозначении образных, идейных решений произведений, выявлении их художественного языка; 2. в вопросах атрибуции важен сравнительный метод технической и технологической специфики, позволяющий выявить типологию и самобытность конкретного памятника. 3. историко-этнографический метод способствует изучению старообрядческих художественных образцов и их символических смыслов. Основные выводы исследования: 1. подтверждение значимости Выговской пустыни как художественного центра Русского Севера; 2. определение уникальности феномена старообрядчества в историко-культурной и религиозно-философской среде, как на Севере, так и далеко за его пределами; 3. выявление важной роли старообрядцев в распространении северных традиций в большинстве регионов России.
Культура и искусство, 2013-3
Скоробогачева Е.А. - Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7463

Аннотация: Цель статьи - проследить с помощью характерных примеров произведений искусства эволюцию образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера. Дана характеристика произведениям иконописи, медного литья, шитья, архитектуры, скульптуры, станковой живописи в хронологических рамках XII-XIX веков. В рамках статьи особенно значим искусствоведческий анализ икон Русского Севера, как живописных, так и меднолитых. Последовательно рассмотрены: генезис, эволюция иконографии святого Николая, стилистические изменения, технико-технологические особенности ряда памятников. Уделено внимание вопросам их атрибуции.Важно соотношение консерватизма традиций и внедрения новшеств в произведениях данной иконографии. Сделан ряд заключений. 1. Образ Николая Чудотворца занимает значимое место в произведениях Русского Севера, что подтверждает общерусский характер северного творчества, так как на Руси и в России рассматриваемый образ получил исключительно широкое распространение. 2. На Севере при индивидуальной и разнообразной трактовке он был приближен к народной среде, стал неотъемлемой частью крестьянского искусства, свидетельствовал о прочности и вневременном звучании традиций, присущих столице и окраине, вобравших суть религиозно-философского учения Византии и смысл простонародных решений. 3. Из представленного материала следует, что эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера претерпела незначительные иконографические изменения, но видимое стилистическое развитие. Это подтверждает значимость генезиса образа, устойчивость его религиозно-философского содержания и сохранение художественного почерка в народном творчестве, что свойственно искусству северного края в целом.
Культура и искусство, 2013-2
Скоробогачева Е.А. - Образы и искусство Русского Севера в творчестве и мировоззрении представителей семьи Васнецовых

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7391

Аннотация: Цель статьи - выявить значение образов и искусства Русского Севера в продолжении традиций национальной культуры России на примере мировоззрения и творчества представителей семьи Васнецовых. Дана характеристика творчества М. В. Васнецова, В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, Ар. М. Васнецова, Н. М. Васнецова, Ал. М. Васнецова. Особенно значим анализ значения образов и искусства Севера в творчестве В. М. Васнецова. Последовательно рассмотрено сложение его мировоззрения в детские, юношеские и зрелые годы. Сделан анализ выражения образов Севера в его живописи, графике, архитектурных проектах, декоративно-прикладном искусстве, прежде всего, в мебели. Рассмотрена степень претворения традиций северного народного искусства в проектах мебели В. Васнецова, выделены три группы мебели: 1. следование древнерусским образцам, 2. стилизация, синтез традиций, 3. менее индивидуальные решения, использование геометрических орнаментов. Сделан ряд заключений. 1. В. Васнецов постиг суть народной жизни, во многом благодаря Северу, что проявилось в познании им древнего художественного языка, который он обогатил своей индивидуальностью и содержанием своей эпохи. 2. В творчестве и мировоззрении В. Васнецовବ, как и других представителей их семьи, образы Русского Севера важны. Они проявлялись явно в натурных пейзажах, жанровых сценах, литературных трудах, звучали отголосками в сказочных, религиозных картинах, характере орнаментов. Через образы Севера художники продолжили традиции Руси. 3. Творчество В. Васнецова является характерным примером влияния искусства Русского Севера на художественный почерк. Мастера обретали здесь новый «язык», что доказывает исключительную роль Русского Севера в возрождении национальных корней в искусстве России, в культуре в целом, на рубеже XIX-XX веков.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.