по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кутырев Владимир Александрович
Философия и культура, 2018-10
Кутырев В.А. - Спекулятивный реализм как философия фактичности начала конца человеческого (мира). (Размышление над книгой: Квентин Мейясу. После конечности. Эссе о необходимости контингентности. Екатеринбург – Москва. 2015). c. 8-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.10.27939

Аннотация: В знаковой для спекулятивного реализма книге К. Мейясу решается задача получения доступа к «реальности как она есть». Выдвигаются аргументы против корреляционизма классической философии, главным из которых является отказ от принципа необходимости достаточного основания в пользу принципа контингентной фактичности. В качестве нового «недогматического» Абсолюта вводится понятие математизированного Хаоса.Посттеоретический (спекулятивный) реализм есть отражение экспансии искусственной виртуальной реальности, претендующий на парадигмальное объяснение всего сущего. Как превращенная форма философии computer science он обосновывает конечность предметной физической реальности, тем самым лишая человека его жизненного мира. Это вариант нигитологии и проявление апофатического состояния современного сознания. Спекулятивному реализму противопоставляется философия феноменологического субстанциализма. Анализ текста показывает, что это эссенциалистский аналог идей структурализма, онтологии коммуникации и синергетики, которые более убедительно уже разработаны в методологии науки. Сохранение Homo Genus (родового человека) возможно только при условии сохранения его жизненного мира как фактичности «нашей реализации» одного из возможных миров. Философия такого подхода опирается на диалектику нелинейного взаимодействия необходимого и случайного, что допускает существование различных вариантов развития, не отменяя причинных оснований для них.
Философия и культура, 2018-5
Кутырев В.А. - Диалектика Света* (К 70-летию книги Э. Хоркхаймера, Т. Адорно «Диалектика Просвещения») Статья 1. Диалектика (конца) Света c. 24-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.25111

Аннотация: Новое время отвергло представление о Боге как воплощении Света. Его носителем стал Разум, который, реализуясь как Просвещение и Прогресс, дал человечеству огромные блага. И принес угрозы. В критике разума непреходящее значение имеет работа М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика Просвещения». За 70 лет их идеи не устарели, напротив, инструментальная рациональность переросла в технологизацию всех сфер жизни. Проанализированы попытки Ю. Хабермаса примирить рациональность модерна и коммуникативность постмодерна. Методом творческого мышления, включающего кроме логических абстракций интуицию и образные аналогии, критикуется отождествление коммуникации с общением, когда онтологизированная коммуникация поглощает даже рациональность. Став субстанцией, коммуникация превращается в коммутацию и ведет к подавлению вещного бытия как «темной формы» человеческой реальности. Победа коммуникационизма будет означать «конец света» (нашего), его замену информационно-виртуальными (транс=сверх=гипер=свет) формами инобытия. Вялотекущий Апокалипсис мира как процесс его технологической глобализации наиболее адекватно выражается по-русски – Светопреставление.
Философия и культура, 2017-4
Кутырев ?.?. - Бытие человека в постчеловеческом мире (пролегомены к философии феноменологического субстанциализма) c. 104-122

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22593

Аннотация: Выявляются-конструируются (конструвляются) основные этапы «забвения бытия» в истории философии. Окончательным отказом от него стала трансцендентальная феноменология Гуссерля. Как спекулятивно-философское предвидение информационной революции она стала первым опытом возникновения на Земле постчеловеческой формы мышления. Логос и макрореальность отступают под натиском дигитализма и виртуализма.Мир реален как тождественная себе Мысль. Здесь происходит отказ от бытия как вещности, предметности, сопротивляемости в пользу бытия как отношений, которые можно только мыслить, через его переопределение и «рокировку» с Ничто. Сохранение человеческого жизненного мира должно опираться на субстанциальную (реалистическую) феноменологию = феноменологический субстанциализм. Очерчиваются контуры этой новой методологии, вводится понятие феномена-субстанции (онтофании), противостоящего принципу научно-редукционистского моделирования мира. Показано, что бытие несводимо ни к какой форме знания. В таком случае будет другая реальность. Инобытие = «тот свет». В свете задач реконструкции философии оценивается современное состояние феноменологического движения. Раскрывается смысл антропоконсерватизма как идеологии сохранения «нашей реализации» возможных миров. Вводится концепт «вечное обновление того же самого».
Философия и культура, 2014-2
Кутырев В.А., Нилогов А.С. - Pro et contra инновационизма: за сохранение антропоморфной реализации возможных миров

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.10515

Аннотация: Статья – диалог. Продолжение интервью Алексея Нилогова (А. Н.) с автором книги «Время Mortido» Владимиром Кутыревым (В.К.) на тему: «Можно ли управлять прогрессом?» // Nota bene. Философские исследования. 2013. № 8. Оно переросло в беседу, смысловая конструкция которой строится как скрытый, но острый спор «прогрессора» с «консерватором». Собеседники дают разные, чаще противоположные оценки перспектив человечества и существующих взглядов на них. Речь идёт о тенденции к замене всего живого и естественного, техническим и искусственным. Рассматривается соотношение бытия и ничто, постмодернистская трансформация человека в «иное», подрыв фундамента жизни через размывание полов и возникновение слабых (мыслящих) и сильных (программируемых) зомби. Автор книги выступает радикальным противником безграничной экспансии новационных = постчеловеческих технологий, особенно идеи «у-совершенствования» людей, доказывая, что основной задачей современного человека должно быть сохранение своей цивилизации в антропоморфных параметрах. Общество, в котором потребление вытесняет производство и мир предстает как глобальный торговый центр, становясь при этом спектаклем, все меньше нуждается в силе, мужественности и строгой мысли. Потому они не культивируются.
Философская мысль, 2014-1
Кутырев ?.?., Нилогов ?.?. - Об экспансии высоких (постчеловеческих) технологий, её перспективе, их творцах и жертвах c. 164-202

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.1.10676

Аннотация: Статья – диалог. Продолжение интервью Алексея Нилогова (А. Н.) с автором книги «Время Mortido» Владимиром Кутыревым (В.К.) на тему: «Можно ли управлять прогрессом?» // Nota bene. Философские исследования. 2013. № 8. Оно переросло в беседу, смысловая конструкция которой строится как скрытый, но острый спор «прогрессора» с «консерватором». Собеседники дают разные, чаще противоположные оценки перспектив человечества и существующих взглядов на них. Рассматривается соотношение бытия и ничто, постмодернистская трансформация человека в «иное», подрыв фундамента жизни через размывание полов и возникновение слабых (мыслящих) и сильных (программируемых) зомби. Диалог как обсуждение книги: Кутырёв В. А. Время Mortido. – СПб.: Алетейя, 2012. – 334 с. Автор книги выступает радикальным противником безграничной экспансии инновационных = постчеловеческих технологий, особенно идеи «у-совершенствования» людей, доказывая, что основной задачей современного человека должно быть сохранение своей цивилизации в антропоморфных параметрах. Свобода, опирающаяся на провозглашение прав индивида (части) не должна ставиться выше прав общества (целого).
Философская мысль, 2013-9
Кутырев В.А. - Язык (с) человеком: после триумфа, по дороге смерти… c. 86-133

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.5104

Аннотация: В теоретической сфере учащаются диверсии против парадигмальной роли языка в объяснении реальности. Почему и куда они ведут? Ответ требует обновления взглядов на историю языка. Феноменологически люди отличались от прочих существ по внешнему облику, а для слуха по владению словом. При встречах с дикарями первым определителем их челове-ческого статуса была речь как звучащее слово. Выявляются-конструируются этапы его раз-вития: от речи и рукопись/ма, через печать-текст к ситуации смерти языка (и) человека в письме-исчислении. Последнее – структурно-лингвистическая катастрофа. Это отказ от языка как носителя смысла и переход к дигитальной онтологии. Грамматология, скрипторика, числовая риторика – предтечи поворота от человеческого сознания к искусственному интеллекту. Мир вступает в эпоху трансмодерна. Его прогрессистской перспективой стано-вится состояние матрицы или коммутирования при «слипании в точку». Для сохранения человеческой реальности нужны экология языка и консервативный поворот к философии сопротивления.
Философская мысль, 2013-6
Кутырев В.А. - Когнитизация реальности как у-ничто(жение) жизненного мира человека c. 1-39

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.522

Аннотация: Продолжение статьи «Когнитизация мира и ее философско-исторические основания», опубликованной в журнале: Notabene Философские исследования 2012. № 01. Когнитология – теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание. После постмодерна – «гомодерн».
Философская мысль, 2013-4
Кутырев В.А. - Как готовится конец света в философии и науке (наша цивилизация в эпоху трансмодерна) c. 83-116

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.4.285

Аннотация: Современная цивилизация превращается в саморазвивающееся постчеловеческое образование. Когнитивизм и технонаука объявляют реальность макромира проекцией вычислительной математики. Аналоговые характеристики мира заменяются дигитальными. Возникла и расширяется сфера инобытия, в которой нет места для человека. Это эпоха трансмодерна. Она означает, что время нигилизма кончилось. Наступает время «позитива». Позитива, но – Иного. Для человека это переход к трансгомонизму как состоянию его смерти, маскируемый представлениями о бессмертии. Если бессмертное искусственное тело создадут (Проект-2045) оно будет виртуально-техническое. Образуется мир без живых людей. Человечеству не хватает мудрости в использовании своих все более опасных знаний. Условием его самосохранения является обуздание гонки технологий и борьба со стихийностью инновационных процессов, контроль над ними. Предлагается философия сопротивления. Ее суть в культивировании реалистической феноменологии. Необходимо обуздание гонки постчеловеческих технологий и управляемое развитие (controll development). Наше положение безнадежно, значит надо сделать все, чтобы его изменить.
Litera, 2013-3
Кутырев В.А. - О лингвистической контрреволюции, ее причине и постчеловеческих перспективах (размышления над книгой А. Нилогова «Философия антиязыка» СПб., «Алетейя». 2013) c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10077

Аннотация: В сфере гуманитаристики нарастает критика языка. Разрозненные выпады выливаются в контрлингвистическое движение. Один из элементов его – книга «Философия антиязыка» А.С. Нилогова. Причиной этих тенденций являются процессы технологизации и сциентизации современного мира. Рассматриваются превращенные формы их отражения в гуманитарном сознании. На первом уровне лингвистической контрреволюции «антиязыком» можно считать языки программирования и дигитальной коммуникации, что в свое время в завуалированной форме было представлено в работах Ж. Деррида. На втором происходит трансформация коммуникации в «коммутацию», параллельно «слипанию» мира в нерасчлененное тождество Иного. Математическое, техническое, в пределе – бессловесное мышление как бы незаметно, но довольно быстро становится господствующим, нормой, своего рода парадигмальным способом отношения к миру. Это отказ от собственно гуманитарных форм человеческого бытия, который не все готовы принимать с открытыми глазами. Отсюда технологизм современного гуманитарного сознания, даже философского, его трансформация, с одной стороны, в чистое «зомбическое мышление», а с другой - хаотизация, склонность к перверсии и самообману в представлении о происходящих процессах. В статье ставится задача преодоления этих самоубийственных для человека тенденций путем культивирования экологии языка.
Филология: научные исследования, 2013-2
Кутырев В.А. - Язык человека: от крика к тишине

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.8004

Аннотация: Аннотация: В теоретической сфере начались диверсии против парадигмальной роли языка в моделировании мира. Почему и куда они ведут? Ответ требует обновления взглядов на историю языка. Выявляются-конструируются этапы его развития: от речи и рукопись/ма, через печать-текст к ситуации смерти языка (и) человека в письме-исчислении. Последнее – структурно-лингвистическая катастрофа. Это отказ от языка как носителя смысла и переход к дигитальной онтологии. Грамматология – предтеча поворота от человеческого сознания к искусственному интеллекту. Мир вступает в эпоху трансмодерна. Его прогрессистской пер-спективой становится состояние матрицы или «слипания» в точку. Для сохранения челове-ческой реальности нужны экология языка и консервативный поворот к философия сопротивления.
Философия и культура, 2013-1
Кутырев В.А. - Способствует ли когнитизация мира выживанию человечества?

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.6727

Аннотация: Когнитология – теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание.
Философия и культура, 2012-7
Кутырев В.А. - Когнитизация реальности в её философско-историческом выражении
Аннотация: Аннотация. Рассматриваются исторические формы познавательного моделирования мира: онтология, гносеология, эпистемология, когнитология. В когнитизме смысловое познание (Logos) вытесняется формальным (Mathesis). Его философским основанием является трансцендентализм Канта и Гуссерля. Их непоследовательность преодолевается в постмодернизме (Делёз) заменой тождества и противоречия различием и повторением. Информационизмом. Это означает замену «нашего» предметного мира конструктивно-когнитивным, постчеловеческим. Ключевые слова: гносеология, эпистемология, когнитология, трансцендентализм, постмодернизм, тождество, различие, нигитология, Mathesis universalis. Cognitisation of reality in its philosophical and historical terms The article is dedicated to review of historical forms of cognitive modeling of reality: ontology, gnoseology, epistemology, cognitology. Notional kind of cognition is replaced by formal within direction of «cognitivism». «Logos» is reduced to «mathesis». Transcendental philosophical systems of Kant and Husserl can be considered as a basis of «cognitivism». Postmodernism (first of all in the person of Deleuze) overcame incoherence of these systems and replaced «identity and contradiction» by «difference and repetition» in its radical interpretation. This is informationism. It means the replacement of human objective sensual universe by constructed, cognitive post-human world. Key words: gnoseology, epistemology, cognitology, transcendentalism, postmodernism, identity,
Социодинамика, 2012-3
Кутырев В.А. - Идейные причины современного терроризма в мире и России c. 1-33
Аннотация: Показывается ограниченность узко политического понимания причин международного террора и неэффективность социотехнических методов борьбы с ним. Он трактуется как проявление противоречий между образом жизни общества прагматико-технологического типа (цивилизация) и обществ, руководствующихся традиционными духовными ценностями (культуры). Глобальная экспансия идей техногенно-потребительской цивилизации ведет к тому, что она сама же и вымирает. России не следует торопиться расставаться с духовными регуляторами жизни. Борьба за сохранение традиций как фундамента культуры и контроль над применением технологий, особенно в гуманитарной сфере – таково должно быть условие удержания исторической перспективы для человечества в наше время.
Философская мысль, 2012-1
Кутырев В.А. - Когнитизация мира и ее философско-исторические основания c. 1-45
Аннотация: Выявляются исторические формы познавательного моделирования мира: онтология, гносеология, эпистемология, когнитология. В когнитивизме качественное = смысловое познание (Logos) вытесняется количественным = формальным (Mathesis). Его философским основанием является трансцендентализм Канта и Гуссерля. Их непоследовательность преодолевается в постмодернизме (Делёз) заменой принципов мышления: тождества и противоречия различием и повторением. Информационизмом. Это означает замену онтологии нигитологией, «нашего» предметного мира конструктивно-когнитивным, постчеловеческим.
Философия и культура, 2011-12
Кутырев В.А. - Наша цивилизация в эпоху трансмодерна
Аннотация: Современная цивилизация превращается в саморазвивающееся образование.Возникла и расширяется сфера инобытия. Это эпоха трансмодерна. Человечеству не хватает мудрости в использовании своих все более опасных знаний.Предлагается философия сопротивления.
Философия и культура, 2011-5
Кутырев В.А. - Величи(на)е и коварство феноменологической идеи Гуссерля
Аннотация: Трансцендентальная философия Гуссерля рассматривается как предвидение информационной революции. Это исток, "начало" отрицания современной технонаукой реальности макромира
Политика и Общество, 2011-5
Кутырев В.А. - Об идейных основания современного терроризма в мире и России.
Аннотация: Показывается ограниченность политических и социотехнических методов борьбы с терроризмом. Одной из его причин является противоречие между консерватизмом и прогрессизмом как, с одной стороны, стремлением культур к самосохранению, а с другой, экспансией уничтожающих их цивилизационных технологий. России не следует торопиться отказываться от культурных скрепов общественной жизни и ценностных регуляторов социальных отношений. Успех в преодолении терроризма возможен при условии духовного оздоровления всего общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"