по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Синеокий Олег Владимирович
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2021-3
Synieokyi O.V. - Some reflections on the past, present and future of space rock music c. 63-83

DOI:
10.25136/1339-3057.2021.3.35872

Abstract: The topic of space music requires a new scientific perspective. The goal of this article lies in examination of the historical and social peculiarities of the origin and development of space rock. The article presents futuristic interpretation of musicality of the celestial Universe. The article provides information about selected performers of this direction. Contextually, the article encompasses the stories of JULIAN'S TREATMENT and HAWKWIND. In reconstruction of the chronology for new interpretation, the author avoids repetitions and long descriptions of commonly known facts; aligns the key episodes of narration with the communication lines through the prism of social history; as well as gives assessment to the current situation and forecasts for the future. The recordings of space rock music stored in the audio archives, private collections, museums of music, and other sound libraries comprise the empirical basis for this publication. This article is first to offer periodization of the development of space music. The author’s special contribution of consists in clarification of the chronology of a range of recordings, as well as in familiarization of the audience with other aspects that are combined into a single concept. The provided material is intended for scholars in culture studies, musicologists, historians, archivists, as well as everyone interested in rock music.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-1
Синеокий О.В. - Расширение границ жизненного цикла фонодокумента с концептуальной позиции технотронной архивистики (историко-технический и информационно-коммуникационный аспекты) c. 17-51

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.1.23862

Аннотация: Объект исследования – фонодокумент как средство социальной коммуникации. Предмет публикации – особенности хранения фонодокументов в современных цифровых условиях, выявленные на основе систематизации существующих в коммуникационном пространстве фоноархивных институций. Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием современных фундаментальных теоретико-методологических исследований, посвящённых данной проблематике. Цель данной статьи – в рамках развития целостной концепции фоноархивистики обосновать тенденции расширения границ накопительного этапа технотронной коммуникации в жизненном цикле фонодокумента. Рассматриваются особенности организации системы хранения фонодокументов в различных регионах мира. Отмечены базовые принципы функционирования и взаимодействия субъектов хранения звукозаписей. Выявлены общие и отличительные черты функционирования национальных и негосударственных фоноархивов, библиотек и музеев на современном этапе. Внимание акцентировано на особенностях организации хранения и использования радиофонодокументов, детально охарактеризована специфика трансформаций данного подвида. Методологической базой исследования является метатеория социальной коммуникации (ноокоммуникология). Использованы методы сравнительного анализа, научного прогнозирования, терминологического анализа, архивоведческий, междисциплинарного синтеза, системно-функциональный, историко-генетический и историко-типологический подходы. Обоснована системная инкорпорированность мировой системы аудиовизуальных архивов в процессы фонодокументной коммуникации. Модель фонодокументной коммуникации представлена в виде разобщённых элементов, органично собранных воедино и интегрированных в сбалансированную систему. Новизна исследования заключается в обосновании предложенных направлений по совершенствованию коммуникационной платформы для циркуляции архивных звукозаписей в новых цифровых условиях. Особым вкладом автора является теоретическая разработка комплекса мероприятий по функционально-содержательному сегментированию логистических каналов и реконструкции некоторых элементов в жизненном цикле фонодокументов. Предпринято значительное расширение исследовательского поля за счет углублённой репрезентации инновационных разработок по созданию тематических сценариев формирования частных коллекций звукозаписей и модернизации корпоративных фонохранилищ на основе межфирменной кооперации, изложены методические рекомендации по проектированию бюджетной домашней музыкальной библиотеки.
Genesis: исторические исследования, 2017-4
Синеокий О.В. - Основные виды нарушений интеллектуальных прав в истории музыкальной звукозаписи (аналитический обзор проблематики плагиата, контрафакта и бутлегерства во второй половине ХХ – начале ХХІ ст.ст.) c. 161-190

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.18081

Аннотация: Объект представленного исследования – интеллектуальные правоотношения в области музыкальной звукозаписи. Предметом статьи является комплексная характеристика основных видов нарушений интеллектуальных прав в истории музыкальной звукозаписи. Одной из целей публикации является систематизация и разграничение выявленных в данном предметом поле нарушений по степени общественной опасности. В этой связи автор предметно останавливает свой исследовательский интерес на проблематике незаконной деятельности в данной сфере – плагиате, контрафактной аудиопродукции и феномене бутлегерства в хронологических рамках вторая половина ХХ – повторы первых декады ХХI столетия. Подробно рассмотрены примеры из практики нарушений прав правообладателей в музыкальном бизнесе. Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является концепция интеллектуальных прав (права интеллектуальной собственности) в разрезе культурологического знания о социомузыкальной (музыкально-правовой) природе трёх видов нарушений интеллектуальных прав в звукозаписи популярной музыки – плагиата, контрафакта и бутлегерства. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что уровень музыкального звукового потока регулировать с помощью исключительно правовых средств уже невозможно и этот тренд накладывает отпечаток на изменения форматов коммуникаций в музыкальной индустрии и звукозаписывающем бизнесе. Изучение историко-правовых аспектов бутлегерства как субсистемы неофициальных записей дало основания для выведения логико-юридической формулы «бесконфликтного антирекординга». Немаловажной интеллектуально-правовой новацией является выявление разноуровневых соотношений в понятиях «неофициальный релиз» и «официальный бутлег», что требует, по мнению автора, также дополнительного нормативного уточнения на законодательном уровне.
NB: Административное право и практика администрирования, 2017-4
Синеокий О.В. - Социокоммуникационная характеристика служебных и сервисных фонодокументов: сущность, типология, функции, правовой режим c. 50-72

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.4.23795

Аннотация: Исследование, выполненное на стыке документоведения, архивоведения, информационного права и ряда смежных научных направлений, посвящено описанию феномена фонодокумента в мировом коммуникационном пространстве с позиции анализа его эволюции, современного состояния и направлений трансформаций. Предмет публикации – содержание, типология, сервисные функции, правовые особенности функционирования служебных фонодокументов как источников зафиксированной аудиоинформации разных видов. Цель публикации – в рамках развития целостной концепции генезиса и функционирования фонодокументной коммуникации вычленить служебные фонодокументы как особый сектор специфических сервисных средств и уточнить классификацию информационных аудиоисточников данного типа. Методологической базой исследования является метатеория социальной коммуникации (ноокоммуникология), что позволило системно рассмотреть процессы создания, производства, распространения, использования и хранения служебного фонодокумента. Использованы методы сравнительного анализа, научного прогнозирования, терминологического анализа, архивоведческий. На основе междисциплинарного синтеза социокоммуникативного, системно-функционального, синергетического, социокультурного, историко-типологического подходов выявлены специфические особенности, отличающие служебные фонодокументы от аудиальных источников других типов. Концепция фонодокументной коммуникации представлена в виде разобщённых элементов, органично собранных воедино и интегрированных в сбалансированную систему. Типология фонодокументов базируется на новых признаках – видах звуконосителей, особенностях зафиксированного аудиоконтента и специфике сервисных функций. Предпринято значительное расширение исследовательского поля за счёт углублённой систематизации блока немузыкальных фонодокументов – в качестве особого кластера коммуникационного пространства выделены служебные фонодокументы. Впервые в научной литературе выяснены сущность и назначение фонодокументов данного типа. Сформулированы основные закономерности формирования и принципы классификации служебных фонодокументов. Указаны преимущества и недостатки ревизии потребительских форматов служебных фонодокументов. Предложены направления совершенствования нормативного обеспечения правового режима служебных фонодокументов с ограниченным доступом.
Genesis: исторические исследования, 2017-3
Синеокий О.В. - Структурно-форматные преобразования рок-группы как относительно устойчивого фрейма в истории звукозаписи (музыкально-правовой анализ трансформаций некоторых видов) c. 144-166

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.3.17982

Аннотация: В статье впервые в отечественной научной литературе с системной точки зрения проанализирована рок-группа в системе правоотношений, сложившихся в области музыкальной индустрии. Предмет публикации – музыкально-правовой анализ международной практики по решению проблем, возникающий в юридической плоскости в связи с трансформаций рок-групп. Автор подробно рассматривает форматы преобразований рок-групп, иллюстрируя исследовательский материал примерами из практики музыкального бизнеса, в том числе юридического сопровождения и судебного рассмотрения споров. Хронологические границы охватывают период с 1965 по 2015 гг. (50 лет). Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации в разрезе культуролического знания с элементами права интеллектуальной собственности. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарность при доминантной значимости её информационно-коммуникационной составной с широким привлечением правовых, музыковедческих и культурологических знаний. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что рок-группа занимает в системе правоотношений в области звукозаписи одно из основных мест как целостное коммуникационное явление, представляющее собой специальный формат музыкального коллектива с характерными особенности в составе, численности, распределении ролей и функций, используемых инструментах. На коммуникационно-правовой территории описывается каждый из форматов преобразований с анализом сходств и различий, а также проблем, которые нередко возникают по поводу совпадений названий (торговых марок, брендов). Заслуживающим отдельного внимания является авторское предложение о разработке и принятии Модельного кодекса в области музыкальной звукозаписи как единого свода правил поведения, рекомендательного характера.
Человек и культура, 2017-3
Синеокий О.В. - Фонодокумент и фоноархив: некоторые актуальные вопросы социокоммуникационного свойства c. 62-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.20161

Аннотация: На основании выявленных и обработанных источников комплексно исследован феномен фонодокументных коммуникаций. Предметом публикации является фонодокумент и фоноархив как элементы системы социальных коммуникаций. Определены сущность, классификация и функции фонодокументов. Музыкальные фонодокументы выделяются как особый кластер в коммуникационном пространстве. Автором проведена классификация фонодокументов, подробно охарактеризована сущность музыкального фонодокумента и определены его функции. Особое внимание уделено анализу организации хранения фонодокументов в архивах различных видов и доступа к ним в современных условиях. Методологической основой исследования является социокоммуникативный подход. Применение системного подхода способствовало целостному рассмотрению фонодокументной коммуникации как системы взаимосвязанных компонентов и подсистем. Системно-функциональный подход позволил определить структурное построение архивных собраний фонодокументов. Также применены методы сравнительного анализа, моделирования и терминологического анализа. Автор пришел к выводу о том, что совокупность фонодокументных ресурсов образует системы музыкальных фонодокументов как формы более высокого уровня, к которым относятся объединенные фоноархивы международных звукозаписывающих компаний (мейджоров). Предложены эффективные пути для совершенствования работы фоноархивов. Новизна исследования заключается в обосновании гипотезы циклического развития системы фонодокументных коммуникаций и определении путей оптимизации организации сохранности фонодокументов.
Genesis: исторические исследования, 2017-2
Синеокий О.В. - Коммуникационно-правовой анализ некоторых специальных событий в деятельности рок-группы в историческом разрезе («камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд») c. 94-114

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.17991

Аннотация: В статье впервые в отечественной научной литературе с системной точки зрения проанализирована рок-группа в системе правоотношений, сложившихся в области музыкальной индустрии. Предмет публикации – музыкально-правовой анализ международной практики по решению проблем, возникающий в юридической плоскости в связи со специальными событиями, связанными с трансформацией рок-групп. Автор подробно рассматривает примеры из практики музыкального бизнеса юридического содержания и судебного (внесудебного) рассмотрения споров. Отдельное внимание уделено выявлению специфики раздельного и нераздельного соавторства в составе рок-группы, а также интеллектуально-правовым особенностям использование бэк-каталога групп и лейблов. Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации в разрезе культуролического знания с элементами права интеллектуальной собственности. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что рок-группа занимает в системе правоотношений в области звукозаписи одно из основных мест как целостное коммуникационное явление, представляющее собой специальный формат музыкального коллектива с характерными особенности в составе, численности, распределении ролей и функций, используемых инструментах. На коммуникационно-правовой территории описывается каждое из специальных событий («камбэк», «реюнион», «реинкарнация», «реистаблишд») с анализом сходств и различий, а также проблем, которые нередко возникают по поводу сопадений названий. Заслуживающим отдельного внимания является предложение о нормативном закреплении использования термина «музыкальное право», характеризующего комплексную суботрасль гражданского права, предметом регулирования которой являются отношения, возникающие в музыкальной сфере, в частности правовые аспекты международного музыкального бизнеса.
Финансы и управление, 2017-2
Синеокий О.В. - Некоторые проблемы правового регулирования звукозаписывающей сферы и стратегические перспективы совершенствования юридического сопровождения субъектов музыкальной индустрии в условиях антикризисного управления c. 49-72

DOI:
10.25136/2409-7802.2017.2.18087

Аннотация: Объект публикации – правовое регулирование социальных отношений, складывающихся в новых условиях в сфере производства и потребления фонографической продукции. Предметом публикации является анализ проблем правового регулирования в звукозаписывающей сфере, находящейся в условиях глобального кризиса. Целью статьи является формулировка стратегических перспектив совершенствования юридического сопровождения различных субъектов музыкальной индустрии, выдвижение и обоснование ряда предложений менеджерально-юридического характера в области антикризисного управления в музыкальной индустрии. Автор подробно рассматривает примеры юридического содержания из практики музыкального бизнеса. Логико-теоретическая обоснование модернизации правовой доктрины индустрии звукозаписи базируется на методологических основах проведённого исследования, представляющих сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы, описательный метод, методы прогнозирования и перспективного анализа. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о необходимости создания прогностической модели новой индустрии музыкальной звукозаписи, которая могла бы содержательно отобразить условия бесконфликтного взаимодействия создателей музыкальных произведений, производителей фонографической продукции и потребителей звукового контента. Особым вкладом автора в исследование темы является предложения по разрешению «конфликтов интересов», нередко возникающих в музыкальном бизнесе, для урегулирования которых требуются юридические знания и особое профессиональное мастерство. Новизна исследования заключается в обосновании внедрения и закрепления обновленных образцов создания и потребления рок-музыки (аутсорсинг, краундфандинг и других), сформированных на основе новых правовых правил, получивших нормативное закрепление в виде соответствующих международных документов, а также в предложениях по модернизации юридического (адвокатского) сопровождения различных субъектов музыкальной индустрии.
Финансовое право и управление, 2017-2
Синеокий О.В. - Дизайн конвертов и фирменных упаковок фонографической продукции как элемент рекламы в объективе права интеллектуальной собственности c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0765.2017.2.18164

Аннотация: Объектом публикации является система правоотношений в области индустрии музыкальной звукозаписи в секторе производства упаковки для аудионосителей. С точки зрения права интеллектуальной собственности в международном историко-правовом дискурсе в публикации автором проанализировано художественное оформление конвертов грампластинок и дизайн фирменной упаковки компакт-дисков (предмет публикации). Особое внимание уделяется рассмотрению культурно-правовой составляющей проблемы интеллектуальной собственности в фирменном стиле обложек и дизайне упаковки грампластинок и других носителей музыкального звука. Теоретико-методологическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является право интеллектуальной собственности с привлечением историко-культурологических знаний. Изложенный материал базируется на общеметодологических подходах к анализу социальных явлений, где приоритетами выступают сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы и описательный метод. На основе интеллектуально-правового и классификационного подходов систематизированы виды упаковок и конвертов грампластинок, кассет, катушек, компакт-дисков. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что в истории права интеллектуальной собственности применительно к сфере индустрии музыкальной звукозаписи отчётливо наблюдается диалог культур – художественной (визуальный аспект) и фонографической (аудиомузыкальный аспект). Основным выводом проведённого исследования является то, что механизм сохранения данного диалога содержится в третьей (объединяющей) плоскости – правовой. Новизна заключается также в том, что исследовательский материал иллюстрируется примерами из практики выпуска фирменных, лицензионных, бутлегерских и контрафактных аудиоизданий, причём – в каждом случае с выведением юридической составляющей в соблюдении интеллектуальных прав на оформленную обложку (конверт, упаковку).
Финансы и управление, 2017-1
Синеокий О.В. - Организационно-правовые особенности рекорд-лейблов и менеджмент транснациональных звукозаписывающих компаний (1950-е – 2015 гг.) c. 10-33

DOI:
10.7256/2409-7802.2017.1.17994

Аннотация: Объектом исследования являются социальные отношения, складывающиеся в звукозаписывающей отрасли современного музыкального бизнеса. Предмет публикации – организационно-правовые особенности западных рекорд-лейблов и их место в системе глобальной звукозаписи. В статье предлагаются данные исследования основных типов звукозаписывающих компаний, сложившихся в мировой музыкальной индустрии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблемы управления и PR в звукозаписывающей индустрии, а также правовой статус менеджмента лейбла и артиста. Достоверность, репрезентативность и оригинальность исследования обеспечивается системным анализом репрезентативного эмпирического материала и опорой на теоретико-методологические посылки фундаментальных исследований. Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации с широким привлечением знаний из области административного права и теории управления. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительно-правовой, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что индустрия звукозаписи несёт на себе признаки исторического времени и регионально-национальных особенностей, что проявляется в структуре звукозаписывающих институций. Систематизированы типы компаний звукозаписи и виды рекорд-лейблов, представленные в виде единой условной модели. Основная авторская идея нашла воплощение в заключительном тезисе о том, что индустрия звукозаписи как система включена в глобальную метасистему социальных коммуникаций, где функционирует со своими специфическими правилами и корпоративными принципами. Новизна исследования заключается определении инфраструктуры системы звукозаписи как совокупности организационных структур и подсистем музыкально-издательских корпораций (рекорд-лейблов, фирм и студий, а также заводов по выпуску грампластинок и другой фонографической продукции).
Финансы и управление, 2016-4
Синеокий О.В. - Реконструкция хронологии выпуска виниловых грампластинок и компакт-дисков в отечественной индустрии грамзаписи с научным описанием признаков контрафакции (на примерах зарубежной рок-музыки 1970-е –1990-е годы) c. 67-95

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.4.16859

Аннотация: В статье представлен анализ зарубежной рок-музыки в отечественной концепции звукозаписи на примере лучших образцов грампластинок, выпущенных в советский период «Фирмой Мелодия», и «первой волны» компакт-дисков в 1990-е годы. Автор исходит из того, что филофония (коллекционирование музыкальных записей) является важным элементом аудиовизуальной культуры, вариантом потребления фонографической продукции. В публикации показано как фонографическая продукция с записями лучших представителей зарубежной рок-музыки (и не в последнюю очередь нелегальная!) сформировала в советском, а затем – и в российском, обществе особый социокультурный пласт со своими специфическими правилами и традициями. Методологическими приоритетами выступают сравнительно-историческая методология музыкознания и теория социальных коммуникаций. При изучении отдельных признаков в статье применялся структурный подход, описательный метод, иерархический метод классификации, терминологический метод, логико-понятийный методы, а также мотивный анализ. Новизна настоящего исследования состоит в том, что в результате обобщения количественно-качественных показателей выпущенных в СССР носителей с записями западной рок-музыки впервые комплексно обоснован тезис о столкновении двух культур – фонографической и филофонической, происходивший в советско-российском секторе глобального музыкального пространства. Ряд позиций пересмотрен автором, многие дополнены новыми обнаруженными фактами. В результате, главным итогом исследования являются выявленные закономерности развития звукозаписи рок-музыки на этапах изготовления носителей и потребления фонографической продукции в период от начала 1970-х до конца 1990-х годов.
Genesis: исторические исследования, 2016-3
Синеокий О.В. - Ретроспективный взгляд на историю развития национального рока в советской грамзаписи с позиции социальных коммуникаций c. 137-167

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.16850

Аннотация: В данной статье представлена хронология основных событий и трендов в истории советского рока с анализом в разрезе развития системы музыкальных коммуникаций в СССР, т.е. еще одна версия формирования и становления отечественной рок-музыки – ряд позиций пересмотрен автором, многие дополнены новыми обнаруженными фактами, выведены новые взаимосвязи. Предметом статьи является особенности формирования национальной рок-музыки в разрезе эволюции системы грамзаписи в СССР. В этой связи исследуемый феномен представлен в виде двуединого социально-коммуникационного конструкта, функционирующего в культурном пространстве (звукозапись + рок-музыка). Автор выдвигает и аргументирует тезис, согласно которому дуалистическая природа звукозаписи рок-музыки выражается в том, что данный музыкальный феномен одновременно является институтом социальной коммуникации. Постижение организации звукозаписи рок-музыки и его научное описание связано с изменением глубины исторического видения и предполагает привлечение материала, выходящего за рамки одного научного направления. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи исследователей, принадлежащим к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология музыкознания и теория социальных коммуникаций. Это дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки в СССР как коммуникационной и коммуникативной категорий. Новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые комплексно исследована категория «звукозапись рок-музыки в СССР» как неотъемлимая часть системы социальных коммуникаций. Авторский вклад в дополнении истории звукозаписи рок-музыки в СССР новыми (потерянными) историческими событиями обусловлен применением альтернативного подхода. На примере рок-клубов расширено представление о музыкальных организациях в условиях социализма. Основным выводом заключается в том, что в результате совокупного действия социально-исторических, политических, информационных и экономико-технологических факторов к середине 1970-х гг. в СССР сформировалось несколько регионально-национальных школ звукозаписи рок-музыки в виде «мозаичной системы» социокультурной коммуникации, имеющей в своей основе сложные многоуровневые корреляции.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-1
Синеокий О.В. - Рок-группа как товарный знак: обладатели прав на название (анализ практики по решению проблем совпадения в интеллектуально-правовой модели «Trademark A Band’s Name») c. 69-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17972

Аннотация: В статье впервые в отечественной научной литературе с системной точки зрения проанализирована рок-группа как товарный знак. Автор подробно рассматривает категорию «право на название рок-группы» как неотъемлимую часть метасистемы музыкальных коммуникаций. Особое внимание уделено рассмотрению рок-группы в динамике внутренних и внешних коммуникаций с представлением в виде особой гиперструктуры с горизонтальными и вертикальными связями в социокультурном пространстве. Хронологические границы охватывают период с 1965 по 2015 гг. (50 лет). Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации в разрезе культуролического знания с элементами права интеллектуальной собственности. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарность при доминантной значимости её информационно-коммуникационной составной с широким привлечением правовых, музыковедческих и культурологических знаний. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что динамика интеллектуально-правовой модели «Trademark A Band’s Name» несёт на себе помимо музыкально-правовых признаков, и особенности исторического времени и регионально-национальных особенностей. Все теоретические утверждения и выводы обоснованы и иллюстрируются примерами из истории музыкальной индустрии и практики рок-музыки. Одним из краеугольных новаций является констатация заключительного тезиса о том, что в мировой музыкальной индустрии сформировались различные варианты и школы по использованию «права на название рок-группы», которые могут быть представлены в виде «мозаичной системы», не всегда действующей по единообразно понимаемым всеми субъектами этих правоотношений юридическим правилам (в частности, т.н. «случайные совпадения названий групп»).
Финансовое право и управление, 2016-1
Синеокий О.В. - «Контракты на запись», «Раздельное и нераздельное соавторство» и «Право на использование бэк-каталога» в зеркале интеллектуальных прав (адвокатские комментарии в музыкальном бизнесе)

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.1.18112

Аннотация: Объект публикации – интеллектуальные правоотношения в сфере звукозаписи. Предметом статьи выступают «контракты на запись», «раздельное и нераздельное соавторство» и «право на использование бэк-каталога» как взаимосвязанные явления, исследованные сквозь призму права интеллектуальной собственности. Кроме того, рассматривается механизм защиты интеллектуальных прав в международном музыкальном бизнесе с учётом специфики узконаправленных особенностей адвокатской деятельности. Осмысление ряда проблем, связанных с интеллектуальными правоотношениями в сфере звукозаписи, происходит с иллюстрацией на примерах из практики юридического сопровождения различных субъектов музыкального бизнеса, судебного и внесудебного рассмотрения споров. Изложенный материал базируется на методологических основах проведённого исследования, представляющих сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы, описательный метод, методы прогнозирования и перспективного анализа. В результате проведённого исследования автор приходит к выводам теоретического и практического значения по формированию обновленных образцов изготовления и потребления фонографической продукции. Особое внимание уделено уточнению юридических содержаний понятий «бэк-каталог исполнителя» и «бэк-каталог издателя». Новизна исследования заключается в предложениях по модернизации юридического (адвокатского) сопровождения различных субъектов музыкальной индустрии.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-1
Synieokyi O.V. - Rock band as a trademark: the owners of the right to the name (analysis of the practice on resolution of the problems of coincidence in the intellectual law model “trademark a band name” c. 96-120

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18740

Abstract: In this article, the rock band as a trademark is being analyzed from the systemic point of view for the first time in the Russian scientific literature. The author carefully examines the category “right to the band name” as an intrinsic part of the metasystem of musical communications. A special attention is given to the examination of the rock band within the dynamics of the internal and external communications with presentation in form of a special hyperstructure with horizontal and vertical connections within the sociocultural space. The chronological boundaries cover the period from 1965 to 2015 (50 years). As a result of the conducted research, the author concludes that the dynamics of the intellectual law model “trademark a band name” carries not only musical legal characteristics, but also the peculiarities of the historical time and regional-national specificity. All theoretical claims and conclusions are based on and illustrated by the examples from the history of musical industry and the practice of rock music. One of the corner stones of innovations is the statement of the final thesis on the fact that there are various versions and schools on the use of the “right to the band name” that have formed in the musical industry, which can be presented in the form of a “mosaic system” that does not always act according to legal precepts equally understood by all subjects of these legal relations (including the so-called “random coincidental band names”).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-1
Синеокий О.В. - Рок-группа как товарный знак: обладатели прав на название (анализ практики по решению проблем совпадения в интеллектуально-правовой модели «Trademark A Band’s Name») c. 69-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.40210

Аннотация: В статье впервые в отечественной научной литературе с системной точки зрения проанализирована рок-группа как товарный знак. Автор подробно рассматривает категорию «право на название рок-группы» как неотъемлимую часть метасистемы музыкальных коммуникаций. Особое внимание уделено рассмотрению рок-группы в динамике внутренних и внешних коммуникаций с представлением в виде особой гиперструктуры с горизонтальными и вертикальными связями в социокультурном пространстве. Хронологические границы охватывают период с 1965 по 2015 гг. (50 лет). Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является теория коммуникации в разрезе культуролического знания с элементами права интеллектуальной собственности. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарность при доминантной значимости её информационно-коммуникационной составной с широким привлечением правовых, музыковедческих и культурологических знаний. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что динамика интеллектуально-правовой модели «Trademark A Band’s Name» несёт на себе помимо музыкально-правовых признаков, и особенности исторического времени и регионально-национальных особенностей. Все теоретические утверждения и выводы обоснованы и иллюстрируются примерами из истории музыкальной индустрии и практики рок-музыки. Одним из краеугольных новаций является констатация заключительного тезиса о том, что в мировой музыкальной индустрии сформировались различные варианты и школы по использованию «права на название рок-группы», которые могут быть представлены в виде «мозаичной системы», не всегда действующей по единообразно понимаемым всеми субъектами этих правоотношений юридическим правилам (в частности, т.н. «случайные совпадения названий групп»).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-1
Synieokyi O.V. - Rock band as a trademark: the owners of the right to the name (analysis of the practice on resolution of the problems of coincidence in the intellectual law model “trademark a band name” c. 96-120

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.40214

Abstract: In this article, the rock band as a trademark is being analyzed from the systemic point of view for the first time in the Russian scientific literature. The author carefully examines the category “right to the band name” as an intrinsic part of the metasystem of musical communications. A special attention is given to the examination of the rock band within the dynamics of the internal and external communications with presentation in form of a special hyperstructure with horizontal and vertical connections within the sociocultural space. The chronological boundaries cover the period from 1965 to 2015 (50 years). As a result of the conducted research, the author concludes that the dynamics of the intellectual law model “trademark a band name” carries not only musical legal characteristics, but also the peculiarities of the historical time and regional-national specificity. All theoretical claims and conclusions are based on and illustrated by the examples from the history of musical industry and the practice of rock music. One of the corner stones of innovations is the statement of the final thesis on the fact that there are various versions and schools on the use of the “right to the band name” that have formed in the musical industry, which can be presented in the form of a “mosaic system” that does not always act according to legal precepts equally understood by all subjects of these legal relations (including the so-called “random coincidental band names”).
Социодинамика, 2015-7
Синеокий О.В. - Звукозапись поп-музыки в зеркале экранной культуры c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15390

Аннотация: В статье изложены результаты исследования социально-информационных аспектов музыкального сектора экранной культуры в 1960-90-ые годы. Музыкальное телевидение рассматривается как сложный кластер сферы социокультурных коммуникаций, в котором сформированы устойчивые правила взаимообусловленности принципов экранной и фонографической культур (музыкальной звукозаписи). Аудиовизуальные средства продвижения музыкальной продукции показаны в коммуникационной парадигме медиасистемы CCCР и социалистических стран Восточной Европы. Основываясь на системном понимании многоканальных коммуникаций в музыкальной сфере представлена хронология телепередач и видеопрограмм о роке и диско, проанализированная с позиции культурологии. Историко-культурный анализ позволил рассмотреть социальную среду, в которой в определенный исторический период сформировалось явление массового рекординга (т.е. звукозапись поп-музыки). Для выяснения жанровых особенностей поп-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. Особое место в авторском подходе к анализу документального материала отведено систематизации информации, что стало возможным благодаря использованию хронологической методологии. Экранная культура ретроспективно трактуется как зеркало, в котором перманентно отражались «бит», «рок» и «диско» в виде выхваченных ярких отрывков прогрессивных направлений музыкального искусства, недоступных для советских граждан в полном объеме и без искажений. Трактовка событий подается с учетом одновременно существовавших и (иногда) взаимопроникающих уровней социокультурных коммуникаций – поп-музыки телевидения, филармоний, грампластинок и магнитофонов, с помощью которых (в совокупности) и удовлетворялись музыкальные эстетические потребности советских людей. Одним из важных выводов, к которым пришел автор, является то, что в условиях социализма музыкально-информационное манипулирование представляло специфическую разновидность массовых коммуникаций «мозаичного» характера.
Социодинамика, 2015-6
Синеокий О.В. - Социодинамика среднеазиатского рока в парадигме советской звукозаписи c. 39-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.14625

Аннотация: В статье рассматривается организационная структура советской индустрии грамзаписи с описанием каждого элемента. Предметом публикации является коммуникативно-культурные условия становления и структурно-регионального развития системы грамзаписи в СССР. Цель исследования заключается в изучении организационно-правовых основ Ташкентского заводов грампластинок, а также Тбилисской студии грамзаписи как структурных подразделений «Фирмы Мелодия» и коммуникативной роли виниловых пластинок и компакт-кассет в сообществе филофонистов. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере проанализирована история рока в Средней Азии. Автором проводится подробная характеристика среднеазиатской рок-сцены. Особое место в авторском подходе к анализу справочного материала отведено систематизации информации по малоизученным страницам истории грамзаписи в республиках Средней Азии. Междисциплинарный характер обусловил применение в исследовании методологического инструментария различных гуманитарных наук. Проекция общетеоретических и методологических положений в процессе проведенного исследования позволяет получить результаты, которые детально раскрывают коммуникационную специфику рекординга как организационно-информационного и социокультурного процесса и, одновременно с этим, философски интерпретировать данное социальное явление в рамках целостной медиакоммуникативной системы. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию. Географические границы исследования составляют пять бывших советских среднеазиатских республик – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Во второй половине ХХ ст. как результат совокупного действия социально-информационных, коммуникативных и коммуникационных факторов в советском культурном поле сформировалось уникальное явление – средне-азиатская школа музыкальной звукозаписи, имеющее сложные многоуровневые корелляции. Автор акцентирует внимание на том, что в Средней Азии возникла и получила самобытное развитие бинарная пара – грамзапись и национальный джаз-рок. В содержание данного феномена были вплетены особые компоненты, которые существенно отличали явление от западной музыки и индустрии звукозаписи.
Культура и искусство, 2015-6
Синеокий О.В. - «Магнитофонное сообщество» и «Союз писателей» в советской системе звукозаписи рок-музыки

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.16822

Аннотация: Представлены результаты изучения социального процесса звукозаписи рок-музыки как молодежного субкультурного феномена во второй половине XX века. Предметом статьи является социально-коммуникативные условия становления и развития магнитофонного сообщества в истории субкультурной системы советской молодежи в 1970-80-ые годы. Цель исследования заключается в ретроспективном изучении магнитофонной культуры – культуры бытовой перезаписи музыкальной продукции в СССР. В целом субкультурная система советской молодежи представляла сложную совокупность различных как взаимосвязанных, так и относительно автономных социальных групп, где увлечение рок-музыкой занимало одну из центральных позиций. В статье рассматривается содержание и динамика социокоммуникативного компонента в развитии неформальных образований советской молодежи, возникших в плоскости коллекционирования грампластинок и собирания магнитных музыкальных записей. В этой связи особое внимание автор уделяет анализу социальной инфраструктуры «магнитофонного сообщества» в контексте рекреативных функций филофонии в досуговом культурном пространстве. Охарактеризованы образы «писателей» в логике расширения социокультурного объема термина «магиздат». Обозначено место бытовых студий звукозаписи в системе массовой коммуникации и раскрывается их организационная роль на этапе потребления фонографической продукции. Междисциплинарный характер научного описания феномена «магнитофонного сообщества» обусловил применение в исследовании методологического инструментария различных гуманитарных наук. Явление магнитофонной субкультуры охарактеризовано как составная часть массового рекординга, которая сформирована в условиях социализма. Обоснована логика применения термина «субкультура тейпинга». Сцепление как сходство элементов позволило проследить динамику музыкальной звукозаписи на уровне образов «писателей» и «балок» в логике расширения объема термина «магиздат». Сходство позиций в данном случае имеет синтаксическую природу. В развитии коммуникации охарактеризовано девять этапов, демонстрирующих диаграмму развития, стагнации, стабилизации и падения коммуникации в области массового рекординга. Предложено понимание явления «субкультура музыкальной звукозаписи» как сложного кластера сферы социокультурных коммуникаций, в котором сформированы устойчивые правила взаимообусловленности принципов фонографической и филофонической культур. Обоснована гипотеза, согласно которой «магнитофонное сообщество» в СССР представляло собой важный элемент многоканальных полисубкультурных коммуникаций в легальной и нелегальной плоскостях сферы музыкальной звукозаписи.
Человек и культура, 2015-6
Синеокий О.В. - Рок как мультижанровое отражение эпохи высокотехнологической звукозаписи c. 105-161

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16839

Аннотация: В статье охарактеризована социально-коммуникационная сущность рок-музыки. Автор представляет звукозапись рок-музыки как особый социально-коммуникационный конструкт (двуединая институция) в глобальном межкультурном пространстве. Многообразная картина рок-музыки интерпретируется в рамках коммуникационной системы звукозаписи. Выявлены особенности регионально-субжанрового развития рок-музыки в системе социальных коммуникаций. Проанализированы социально-коммуникативные истоки зарождения рок-н-ролла, показано многообразие развития англо-американского рока. Особое внимание уделено изучению самобытности африканской, азиатской и латинской рок-музыки. При анализе происхождения и различных значений понятий «рок-музыка» применен историко-генетический метод. Для выяснения жанровых особенностей рок-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. В изучении отдельных признаков музыкальной индустрии применялся структурный подход, что позволило раскрыть многомерность и разноплановость коммуникативных показателей звукозаписи рок-музыки. К тому же применение сравнительно-исторического метода и феноменологического подхода дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки как коммуникационной и коммуникативной категорий. Терминологический метод предоставил возможности уточнить понятийный аппарат. Метод Интернет-опроса позволил выявить тенденции в изменении жанровых приоритетов среди постоянных посетителей музыкальных сайтов. Автор пришел к выводу о том, что рок является социально-коммуникационным отражением эпохи высокотехнологической звукозаписи. В результате проведенного исследования предложено понимание звукозаписи рок-музыки как сложного кластера социокультурной сферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы рока, поскольку истоки универсальности этого музыкального направления коренятся в музыкальной сфере и в явлениях широкого общественного плана.
Социодинамика, 2015-5
Синеокий О.В. - Трансформация фонографического наследия в аудиовизуальной культуре Восточной Европы: польский рок и социодинамика системы звукозаписи c. 83-113

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.5.14647

Аннотация: Объектом исследования является музыкальная звукозапись как система социокультурных коммуникаций. Предметом публикации является история польского рока как социодинамического фактора в трансформации культурного наследия национальной системы рекординга. Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере автором проанализирована история польской системы грамзаписи. В статье c позиции социокультурной динамики в контексте особенностей звукозаписи изложен анализ становления и развития бит-, поп- и рок-музыки в Польше. Показаны механизмы самоорганизации и саморазвития культурного наследия в области музыкальной звукозаписи. Проблемы изучения истории польской бит-, поп- и рок-музыки в артефактах грамзаписи рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Методологической основой данной публикации стали теории классиков культурологической мысли, а также современных мыслителей. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в Польше (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Данный процесс как следствие научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов дополнительно был детерминирован расширением доступа к зарубежной музыке. Для системы звукозаписи Польской Народной Республики в условиях социализма была попытка создания организационной многовекторности звукозаписывающей индустрии («Polskie Nagrania – Muza», «Polton», «Savitor», «Arston», «Pronit», «Tonpress», «Veriton», «Wifon»). В заключении автором акцентируется внимание на том, что глобальная индустрия звукозаписи на современном этапе развития цифрових технологий требует модернизации коммуникационной платформы и межкультурной коммуникации.
Человек и культура, 2015-5
Синеокий О.В. - Рок в советской печати, «самиздате», постсоветских книгах и журналах (историко-культурологический анализ) c. 58-76

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.15280

Аннотация: Изучение закономерностей отражения рок-информации в различных документальных медиаисточниках является актуальной научной историко-культурной проблемой. Отражение истории восточно-европейской поп-культуры бывших стран «социалистического содружества» в музыкальной литературе, а также социальные последствия «цифровой революции» в сфере рок-журналистики остаются дополнительными малоизученными секторами. Предметом статьи является построение хронологической цепочки публикаций, связанных с зарубежной и отечественной рок-культурой в советской и постсоветской (российской и украинской) печати с целью проведения культурологического анализа. В статье автором раскрывается особая социально-информационная роль «рок-самиздата» (первых независимых публикаций) во времена социализма. Применялся методологический инструментарий ряда гуманитарных наук (исторический и культурологический методы). В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной периодической печати, информационно-справочная литература, книги советских, российских и украинских авторов. Одним из основных выводов является то, что во времена социализма рок-пресса развивалась параллельно в двух информационно-правовых плоскостях – легальной (молодежные музыкальные журналы и газеты) и подпольной (печатный и рукописный «рок-самиздат»). «Рок-самиздат», публикации в официальной печати и множественные недокументные коммуникации во времена социализма выполнили социоинформационные функции как элементы особой медиакультурной системы средств связи.
Культура и искусство, 2015-4
Синеокий О.В. - Корпоративная культура и право корпораций в культуре музыкальной звукозаписи

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.14615

Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Объектом исследования является музыкальная звукозапись как социокультурный институт со своими специфическими корпоративными правилами, изучение которых является предметом публикации. В музыкальном бизнесе корпоративная культура играет особо важную роль, поскольку выступает аксиомой поведения всех участников данных правоотношений и является мощным стратегическим инструментом. До настоящего времени остается проблемным вопрос о соотношении корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. В этой связи автор подробно рассматривает проблемы соотношения корпоративной культуры и корпоративного права в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется культурной значимости технологий музыкальной звукозаписи. В основу исследования положена феноменологическая концепция организационной культуры и теория социальных институтов, которые понимаются как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому корпоративные правоотношения в системе звукозаписи осуществляют роль координатора общих связей, создавая всеохватывающую коммуникационную сеть с едиными правилами, тем самым формируя новые культурные уровни практики музыкальной звукозаписи, реализации и потребления фонографической продукции.
Социодинамика, 2015-4
Синеокий О.В. - Профессиональная продюсерская культура: право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии c. 18-48

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.14631

Аннотация: В историко-культурном контексте звукозаписи исследуются проблемы профессиональной культуры продюсера. Автором осмыслена проблематика музыкального продюсирования. Предмет публикации сфокусирован главным образом на изучении организационно-правовой проблематики продюсирования звукозаписи рок-музыки, поскольку подготовка и продвижение релизов с классической музыкой, джазом, этно-фольком и другими жанрами имеет значительную специфику, что подчас требует применения иных продюсерских приемов с четкой ориентацией на соответствующие потребительские сегменты музыкального рынка. Особое внимание в статье уделяется изучению приемов рекорд-продюсера, используемых в рок-бизнесе. Проблемы изучения профессиональной продюсерской культуры рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Исследуя право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии, автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Автор пришел к выводу о том, что глобальная индустрия рекординга требует модернизации коммуникационной платформы и формирования новой формулы фонографической организации и филофонического взаимодействия. В этой связи в заключении акцентируется внимание на том, что в зарубежной юридической традиции постепенно сформировалось специфическое направление – право шоу-бизнеса. В рамках взаимодействия отправителей и адресатов контрафактной продукции в «пиратском» секторе музыкальной индустрии проанализированы информационно-правовые проблемы «антирекординга». Определены проблемы формирования стратегий антикризисных коммуникаций в музыкальной индустрии.
Человек и культура, 2015-4
Синеокий О.В. - Филофония как особый социальный феномен: коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности в рекреативном пространстве культуры досуга c. 97-121

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15815

Аннотация: В статье рассмотрены историко-культурные аспекты развития филофонии в плоскости коллекционирования грампластинок и других музыкальных аудионосителей. Вопрос об исследовании причин и условий становления и развития филофонии в системе социокультурных коммуникаций при социализме является актуальной научной проблемой. Исходя из этого, предметом публикации выступают социально-коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности артефактов музыкальной звукозаписи в рекреативном пространстве культуры досуга. Цель проведенного исследования заключается в изучении социальной инфраструктуры филофонии и ее культурно-рекреативных функций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов в социально-гуманитарной науке на феномен филофонии. Автор пришел к выводу о том, что введение категории «филофония» преобразит не только теорию культуры, но и науку коммуникавистики: типология системы массовой коммуникации в сфере досуга невозможна без учета опыта создания аудиовизуальных коллекций. Особое внимание уделено анализу инфраструктуры филофонии как социокоммуникативного феномена в условиях социализма. Охарактеризованы рекреативные функции филофонии в досуговом культурном пространстве. Обоснована гипотеза, согласно которой филофония является уникальным институтом социокультурной коммуникации.
Культура и искусство, 2015-3
Синеокий О.В. - «Ост-рок» как социокультурный феномен и специфика развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи ГДР

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.14661

Аннотация: Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций Восточной Европы, что представляет объект исследования. Предметом публикации является история восточно-германского рока как социодинамического фактора развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи в Германской Демократической Республике. Автором обосновано использование в современном культурологическом знании термина «ост-рок. Особое внимание уделяется характеристике системы грамзаписи ГДР. Проблемы изучения истории рок-музыки в артефактах грамзаписи ГДР рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов на феномен музыкальной звукозаписи. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология и философско-антропологический анализ. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в ГДР (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы грамзаписи ГДР, базирующихся на государственной фирме «Deutsche Schallplatten Berlin» с несколькими торговыми марками, среди которых особое место занимала «Amiga», которая в настоящее время приобрела особый культурно-ностальгический статус.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-3
Synieokyi O.V. - Tommy Bolin: crises of development of professional music career and a short life as the subject of philosophical-culturological research c. 82-111

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.3.14747

Abstract: The object of this research is the issues of overcoming the psychological stress in professional music career. Bolin’s music is exquisite and embodies strength and refined beauty. Being a sound innovator, he attained recognition among jazz and rock musicians at a very early age. It was Tommy Bolin that was able to fully refresh the creative atmosphere of DEEP PURPLE, who by that time sort of regressed due to stubborn self-imitation, even though he could not prevent the break-up of the band. His death a void in a definitely unique sector of rock music, which represented the musical cocktail mixing jazz, hard rock, and vintage blues. The article substantiates the position that the notable musician, possibly one of the most fruitful and underappreciated guitarists of all time – Tommy Bolin, became a hostage of the brand, created to embody the initially different ideas of another fantastic musician Ritchie Blackmore. The author presents a version, according to which this and some other circumstances became the main psychological determinants of the crisis of development of professional music career, which serves as the subject of the philosophical-culturological research. The novelty consists in the scientific substantiation of the causes of the crises in the professional musical career of Tommy Bolin, which in the end led to a real tragedy – death of the great guitarist.  Over the last year and a half of Bolin’s life, four mistakes were made – branding (first); communicative (second); psychological (third);and tactical (fourth), the totality of which played the fatal role.
Человек и культура, 2015-3
Синеокий О.В. - Ранняя восточно-европейская рок-журналистика как особый информационно-культурный канал (современный взгляд на проблему) c. 56-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15277

Аннотация: Представлены результаты документального исследования о публикациях о поп- и рок-музыке, выполненных авторами из стран Восточной Европы в период социализма. Освещены малоизученные страницы в истории восточно-европейской музыкальной журналистики в социокультурном контексте возникновения и эволюции рок-культуры. Раскрывается социально-информационная и культурно-коммуникационная роль рок-публикаций зарубежных авторов на русском языке для советских читателей. Проведен сравнительный анализ соотношения публикаций о восточно-европейской поп-музыке в советских журналах за период с 1958 по 1982 гг. Применялся сравнительно-исторический и культурологический методы. В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной советской периодической печати, а также музыкальная информационно-справочная и публицистическая литература стран Восточной Европы. Основным выводам является то, что во времена социализма восточно-европейская рок-журналистика выступала для советских любителей рока особым информационно-культурным каналом. История восточно-европейской рок-музыки и современное состояние музыкальной индустрии в бывших странах «социалистического содружества», во всех современных русскоязычных рок-изданиях освещено в минимальном объеме.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-3
Synieokyi O.V. - Tommy Bolin: crises of development of professional music career and a short life as the subject of philosophical-culturological research c. 82-111

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.3.40198

Abstract: The object of this research is the issues of overcoming the psychological stress in professional music career. Bolin’s music is exquisite and embodies strength and refined beauty. Being a sound innovator, he attained recognition among jazz and rock musicians at a very early age. It was Tommy Bolin that was able to fully refresh the creative atmosphere of DEEP PURPLE, who by that time sort of regressed due to stubborn self-imitation, even though he could not prevent the break-up of the band. His death a void in a definitely unique sector of rock music, which represented the musical cocktail mixing jazz, hard rock, and vintage blues. The article substantiates the position that the notable musician, possibly one of the most fruitful and underappreciated guitarists of all time – Tommy Bolin, became a hostage of the brand, created to embody the initially different ideas of another fantastic musician Ritchie Blackmore. The author presents a version, according to which this and some other circumstances became the main psychological determinants of the crisis of development of professional music career, which serves as the subject of the philosophical-culturological research. The novelty consists in the scientific substantiation of the causes of the crises in the professional musical career of Tommy Bolin, which in the end led to a real tragedy – death of the great guitarist.  Over the last year and a half of Bolin’s life, four mistakes were made – branding (first); communicative (second); psychological (third);and tactical (fourth), the totality of which played the fatal role.
Человек и культура, 2015-2
Синеокий О.В. - Рок на «Балкантоне» и «Электрекорде» (историко-культурологический анализ болгарской и румынской поп-музыки в артефактах грамзаписи) c. 52-95

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.14637

Аннотация: Объектом исследования является музыкальная звукозапись как система социокультурных коммуникаций. Предметом публикации является отдельный сектор балканского вектора социокультурного развития музыкальной поп-культуры. В статье изложен анализ становления и развития поп- и рок-музыки в Болгарии и Румынии. Представлен подробный анализ истоков развития болгарской и румынской рок-сцены. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере автором проанализирована история систем грамзаписи: болгарской и румынской. Автором подробно освещены малоизученные страницы истории болгарской и румынской бит- (рок-)музыки, рассмотренные в контексте особенностей звукозаписи. Проблемы изучения истории болгарской и румынской бит-, поп- и рок-музыки в артефактах грамзаписи рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в Болгарии и Румынии (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Данный процесс как следствие научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов дополнительно был детерминирован расширением доступа к зарубежной музыке. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод, что для систем звукозаписи Болгарии и Румынии общим было наличие единого государственного производителя фонографической продукции, которые были монополистами соответствующих национальных рынков музыкальной звукозаписи. В заключении автором акцентируется внимание на том, что глобальная индустрия рекординга требует модернизации коммуникационной платформы и формирования новой формулы организации звукозаписи и межкультурной коммуникации. В этой связи очерчены проблемы формирования стратегий антикризисных коммуникаций в музыкальной индустрии посткоммунистических стран – Болгарии и Румынии.
Философская мысль, 2015-2
Синеокий О.В. - Венгерская рок-музыка в глобальном пространстве звукозаписи XX столетия (философско-культурологическая рефлексия) c. 208-249

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14670

Аннотация: Фонографическое наследие рассматривается в качестве системы коммуникаций Восточной Европы и в виде подсистемы аудиовизуальной культуры, что представляет объект исследования. Предметом публикации является история национального рока как социодинамического фактора развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи в Венгерской Народной Республике. В статье определено место и описана роль венгерской рок-музыки в пространстве звукозаписи. Автором подробно охарактеризована система звукозаписывающих коммуникаций в социалистический период развития Венгрии. Особое внимание уделяется анализу артефактов грамзаписи, которыми выступают пластинки с рок-музыкой. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов в социально-гуманитарной науке на феномен музыкальной звукозаписи. Приоритетами научного поиска выступают сравнительно-историческая методология и философско-антропологический анализ. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социокоммуникационной системы, в центре которой в Венгрии, как и в других странах «Восточного блока» в условиях социализма, сформировались молодежная музыкальная субкультура. Новизна исследования заключается в установлении основных коммуникационных элементов системы грамзаписи ВНР, сформированных вокруг государственной фирмы «Magyar Hanglemezgyártó Vállalat – Нungaroton» с несколькими торговыми марками «Pepita», «Start», «Bravo», «Favorit», «Krém», «Qualiton», которые в настоящее время приобрели особый культурно-ностальгический статус.
Человек и культура, 2015-1
Синеокий О.В. - Лейблы в производстве продукции культуры музыкальной индустрии (коммуникационная структура и корпоративные отношения) c. 22-41

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.14618

Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Крупномасштабная структура массового рекординга является одной из самых обсуждаемых тем среди производителей фонограмм для построения «концепции новой музыкальной индустрии», что говорит об актуальности темы. Объектом исследования является культура музыкальной индустрии со своими специфическими корпоративными правилами и особенностями. Предметом данной публикации являются лейблы как субъекты фонографического бизнеса в системе музыкальной индустрии. С позиции аудиовизуальной культуры и общих принципов корпоративного права проводится исследование лейблов как производителей фонографической продукции. Построена типология лейблов и определено их место в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется анализу структурно-функциональных моделей лейблов. Выявлены корпоративные связи основных субъектов звукозаписывающего бизнеса. Междисциплинарный характер изучения феномена фонографической культуры, также научного описания данного явления, обусловил применение в исследовании методологического инструментария различных гуманитарных наук. Методологическую основу исследования составляет синергетический подход, предполагающий видение лейбла в качестве основного элемента системы звукозаписывающих коммуникаций. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому рекординговые учреждения являются составным, большей частью организационным элементом системы звукозаписи, включенной в общую систему культуры музыкальной индустрии. Описана структура музыкально-издательских корпораций и выявлены коммуникационные закономерности функционирования рекорд-лейблов в глобальной системе шоу-бизнеса. В коммуникациях массового рекординга основным структурным звеном выступают издательства (компании, корпорации, фирмы, лейблы и т.п.) и звукозаписывающие и издательские организации разных форм собственности (студии звукозаписи, полиграфические предприятия и т.п.), каждое из которых функционируют на основании своих уставов (положений), которыми определяется цель, задача, функции и порядок деятельности в сфере музыкального бизнеса и сопредельных областях.
Человек и культура, 2014-6
Синеокий О.В. - Рок как символический элемент «югоностальгии» – в нашей интерпретации через призму концепции словенского профессора-культуролога М. Великоня c. 44-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14624

Аннотация: В статье представлен анализ истории рок-культуры в Югославии c позиции развития социокультурных коммуникаций. Предметом данной статьи выступает социокультурный анализ развития югославского рока, а целью – ретроспективное обобщение исторического опыта в данной сфере с позиции концепции о коммуниктивно-символической природе «югоностальгии», изложенной в работах современного словенского культуролога, профессора Мити Великоня. Автор подробно освещает малоизученные страницы истории югославской рок-музыки. Определено место рока как особой институции в системе социокультурных коммуникаций. Охарактеризована социально-коммуникационная сущность системы рекординга. Особое внимание уделяется изучению закономерностей развития звукозаписывающих учреждений в системе социальных коммуникаций во времена социализма. Проанализирована бизнес-модель музыкально-издательских корпораций Югославии во второй половине ХХ столетия. В статье c позиции гуманитарного знания рекординг исследован как социальный конструкт в широком поликультурном медиапространстве. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию и опираясь на наиболее значимые идеи концепции М. Великоня о коммуникативно-символической природе феномена югоностальгии. Географические границы исследования составляет Социалистическая Федеративная Республика Югославия (позже – республики Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина). Новизна исследования заключается в обозначении приоритетов информационных стратегий по продвижению фонографических релизов, среди которых особая роль в музыкальном бизнесе отводится PR-технологиям и «обратной связи». В результате проведенного исследования автором предложено понимание рекординга как сложного кластера медиасферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы.
Человек и культура, 2013-6
Синеокий О.В. - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.7072

Аннотация: Феномен рок-н-ролла представляется в виде информационно-когнитивной модели, которая состоит из различных компонентов, наиболее важным из который является география звукозаписи. В статье рассмотрена история становления организации рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее и, отчасти, в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предлагаются практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего, на правовом уровне.
Человек и культура, 2013-3
Синеокий О.В. - Рекорд-лейблы стран Центральной и Юго-Восточной Европы в системе социальных коммуникаций второй половины ХХ столетия: документально-информационный обзор c. 64-113

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.384

Аннотация: В статье рассматривается история организации звукозаписывающей индустрии стран Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине ХХ столетия. «Эра демократов» тридцатилетней длительностью целиком укладывается во временные рамки 1945-1995 годов и является настолько особенным, самобытным феноменом в социальной структуре отечественной филофонии, что, несмотря на формальное ее окончание, продолжает волновать многих ввиду недостаточной изученности вопроса. Автором представлена концептуальная модель института грамзаписи как специфического социального и коммуникационного явления и обосновано его место в системе массовых коммуникаций. Особое внимание автором уделено правовым и коммуникативным особенностям развития грамзаписи поп- и рок-музыки в странах «Восточного блока» при социализме.
Человек и культура, 2013-2
Синеокий О.В. - Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации c. 197-272

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.379

Аннотация: В статье представлен исторический очерк об Апрелевском заводе грампластинок как центральном элементе системы звукозаписывающей индустрии Советского Союза. Настоящяя публикация не претендует на исчерпывающий анализ абсолютно всех аспектов грамзаписи рок-музыки. Вместе с тем, рассматриваются наиболее характерные особенности организации записи грампластинок в условиях социализма. Проанализированы основные этапы развития Апрелевского завода грампластинок и некоторых других в структуре объединения «Фирма Мелодия». Особое внимание уделено информационным, правовым и социально-коммуникативным особенностям грамзаписи поп- и рок-музыки в СССР. Выражаем благодарность всем авторам (в том числе и неизвестным Интернет-пользователям), чьи материалы частично использованы в исследовании, послужившем основой написания статьи, ссылки на труды или высказывания которых системно размещены по тексту, ни в коем случае не претендуя на авторство цитат либо проделанной энтузиастами-исследователями работы. Тем не менее, все эмпирические материалы в значительной мере переработаны, информационно дополнены, логически расширены и подаются не дословно, а в обобщенном виде и авторской редакции. В представленной работе упомянуты не все группы, пластинки, компакт-диски и рекорд-лейблы. Однако надеемся, что публикация сможет восполнить ряд информационных пробелов и приоткрыть некоторые секреты. Имена артистов, названия альбомов и композиций приводятся, прежде всего, на языке оригинала, а далее уже используются варианты русского написания. По результатам исследования автором обоснована гипотеза, согласно которой музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации.
Человек и культура, 2013-1
Синеокий О.В. - Томми Болин. Фонографический дискурс и цифровая эпитафия c. 166-220

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.350

Аннотация: В статье представлено исследование, посвященное одному из самых выдающихся и загадочных гитаристов второй половины ХХ столетия – Томми Болину. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям становления гитариста в музыкальном бизнесе. Анализ его истории жизни в рок-музыке до сих пор порождает многочисленные версии раннего трагического конца. Автор рассматривает неожиданную версию ошибки бренда как одно из обстоятельств, которые косвенным образом на психологическом уровне стали причиной прогрессирующей наркозависимости гитариста. Кроме этого, представлен детальный обзор многих фонографических раритетов с участием Томми Болина, в том числе и нелегально изготовленных отечественными «пиратами». В современных условиях развития высоких технологий музыкальная индустрия переживает не самые лучшие времена, а будущее требует новой платформы, которая построит здоровые отношения между слушателями и музыкантами. В этой связи затрагиваются правовые вопросы переиздания фонографических релизов в цифровом формате.
Культура и искусство, 2013-1
Синеокий О.В. - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.8638

Аннотация: Феномен рок-н-ролла представляется в виде информационно-когнитивной модели, которая состоит из различных компонентов, наиболее важным из который является география звукозаписи. В статье рассмотрена история становления организации рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее и, отчасти, в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предлагаются практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего, на правовом уровне.
Финансы и управление, 2012-1
Синеокий О.В. - Коммуникативный анализ легального и контрафактного рекорд-контента на российско-украинском фонографическом рынке c. 83-155
Аннотация: Музыкальная звукозапись каждой страны является неповторимым, уникальным и самобытным феноменом, с присущими национальными традициями, определяющими чертами и другими особенностями. В статье представлен анализ легального (лицензионного) и контрафактного («пиратского») контента на фонографическом пространстве Российской Федерации и Украины в 1990-х годах – начале 2000-х годов. Автором рассматриваются социально-правовые и информационно-коммуникативные особенности филофонического взаимодействия в новых цифровых условиях. Проанализированы знаковые аудиопродукты с записью наиболее интересных и редких образцов зарубежной рок-музыки, выпущенные отечественными рекорд-лейблами в указанный период. Особое внимание уделено информационным, правовым и социально-коммуникативным особенностям распространения звукозаписи рок-музыкальных раритетов в современном сообществе меломанов и коллекционеров. По результатам исследования автором обоснована гипотеза, согласно которой музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации и одновременно особым информационно-правовым феноменом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.