по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Щупленков Олег Викторович
Теоретическая и прикладная экономика, 2014-3
Щупленков О.В. - К вопросу понимания издержек и рисков политических реформ c. 20-60

DOI:
10.7256/2306-4595.2014.3.11664

Аннотация: Данная статья посвящена всестороннему научному анализу и исследованию механизмов управления экономикой в условиях политической трансформации, к которой можно отнести и социально-экономическую ситуации в России конца XX в. — начала XXI в. Проведенное авторами исследование позволяет утверждать, что трансформационная экономика в условиях политических реформ — это особое состояние социально-экономической системы общества, которое требует соответственно и особого подхода к анализу и управлению. Управление трансформационной экономикой в условиях политических реформ является проблемой актуальной и требует учета и анализа различных факторов. Анализ данных проведенных российскими учеными социологических исследований позволяет отметить, что реформирование в России не исключает скрытых (латентных) угроз и рисков дальнейшему прогрессу и стабильности, среди которых можно выделить: а) социальные риски, сопряженные с агрессивными проявлениями социального недовольства (демонстрации, рост числа массовых акций протеста и т.д.), социально-трудовые и политические конфликты; б) финансовые риски, связанные с увеличением зависимости страны от мирового рынка; в) риски, связанные с дефицитом или зависимостью от различных видов ресурсов; г) риски роста психических и душевных заболеваний, увеличение числа самоубийств; д) риски распространения СПИДа и других инфекционных заболеваний. Среди «глубинных рисков» можно выделить: а) диспропорции в структуре населения, связанные со стремительным падением рождаемости; б) экологические риски, связанные не только с ростом стихийных бедствий (землетрясений, наводнений и т.д.), но и проблемой безопасности продуктов питания, ростом числа пищевых отравлений, различными угрозами окружающей среды и здоровья людей; в) кризис доверия в обществе. В настоящее время наметилась определенная трансформация политической системы общества в сторону так называемой «управляемой демократии». Происходит явное видоизменение демократических институтов, в том числе и политической оппозиции, которое нуждается в своем теоретическом осмыслении и политологическом изучении. Таким образом, исследование трансформационных рисков дает возможность углубить характеристику самой трансформационной модели общества как модели локального общества риска.
Вопросы безопасности, 2014-2
Щупленков О.В. - Методологические аспекты национальной безопасности России c. 60-110

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.2.11662

Аннотация: Статья посвящена анализу методологии проблемы национальной безопасности России. Специфика современной системы международных отношений находит выражение в интернационализации, глобализации, ускорении темпов трансформации мировых процессов, что обуславливает ее усложнение, противоречивость и конфликтность. Активизация терроризма, стремление ряда стран создать ядерное оружие и средства его доставки, формирование новых центров силы, соперничество за доступ к природным ресурсам, конкуренция моделей общественного устройства, последствия мирового кризиса вызывают опасения за судьбу стратегической стабильности. Безусловно, позитивные перемены есть, поскольку стратегия национальной безопасности находится в тесной связи с Концепцией развития страны до 2020 года и более приближена к реальности, чем предшествующие документы образца 1997 и 2000 гг. Источниками войн и военных конфликтов в современных условиях могут выступать такие факторы как экономические, включающие в себя неравномерность развития, борьбу за сырьевые ресурсы и рынки вложения капитала; политические — политическая нестабильность в различных регионах; военно-технические — наличие новых видов оружия, его количественные и качественные показатели; духовно-религиозные — религиозный экстремизм, исламский фундаментализм; социально-психологические личностные амбиции. Выше обозначенные параметры актуализируют проблемы военной опасности и военной угрозы, требуют их детального осмысления.
Современное образование, 2014-1
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Факторный анализ развития отечественной образовательной системы c. 25-52

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10491

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению значения процесса историчности образования и воспитания в России как критериального идеологического принципа воспроизводства национальных культурно-исторических и духовных ценностей. По мнению авторов, в ближайшем будущем будет сокращаться роль института образования в воспроизводстве национальной культурной идентичности в связи с включением российской системы образования в глобальное образовательное пространство. В педагогической теории идеал образованного человека необходим как для разработки теории и практики воспитания, так и для их оценки. Образование обретает смысл и эффективность только в том случае, если своей предельной целью имеет достижение идеала. Идеал образованного человека хоть и недосягаем в реальной жизни, но для общества он очень важен, так как выполняет функцию ориентира в деятельности системы образования при определении содержания и организации процесса социализации молодого поколения. Критериями качества образования служат эффективность обучения и востребованность молодого специалиста на рынке труда.
Философская мысль, 2013-12
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Аксиологическое осознание идеи российской государственности в контексте национального характера c. 135-194

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.12.9902

Аннотация: Общая цель статьи — не только уточнение философско-методологической структуры дискурса о национальном характере (разумеется, за пределами самоочевидных общих особенностей этого строя мысли как религиозно-философского и т. д.), но и более глубокое понимание содержательной стороны соответствующих концепций в аспектах выявления в ней планов сущего и должного. Анализ концепций русского национального характера, выдвинутых Б.П. Вышеславцевым, Н.А. Бердяевым и Н.О. Лосским, подтвердил предположение о «синкретической» природе этой рефлексии, содержащей компоненты эмпирико-теоретические, ценностно-мировоззренческие, ценностно-проективные из сферы философии культуры, а также принципы культурной политики. При исследовании этих концепций необходим дифференцированный подход, позволяющий отделить гипотезы, нуждающиеся в опытной проверке, от ценностно-мировоззренческих положений, сущее от должного и т. д. с тем, чтобы многообразное и разноплановое интеллектуальное содержание использовалось в границах своей оправданной и эффективной применимости. В данной работе мы рассмотрим на примере исторической и философской дискуссии К.Д. Кавелина и М.П. Погодина, соотношение культурно-исторического опыта русского народа с философскими положениями середины XIX века. Вопрос о специфике, аксиологическом значении феномена государственности и его влиянии на характер культуры общества традиционно является одним из наиболее актуальных в отечественной философской мысли. В статье предпринята попытка разобраться в причинах неослабевающего интереса к комплексу вопросов, связанных с идеей государственности.
Социодинамика, 2013-12
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы правовой интеграции русских эмигрантов 1920–1930-х годов c. 41-69

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1049

Аннотация: В статье авторы рассматривают различные подходы к пониманию интеграции, проводят сравнительный анализ условий, созданных для интеграции различных групп русских мигрантов в Югославии, Литве, Германии, характер их вхождения в инокультурное сообщество. Фактические и юридические проблемы русских беженцев в Европе во многом были связаны с тем, что в странах-реципиентах они составляли особую категорию иностранцев, к которым трудно было применить обычно практикующиеся принцип взаимности либо национальный режим, так как многие выходцы из России утратили подданство Российской империи, но не стали гражданами СССР, за рубежом появился достаточно широкий слой людей без гражданства, нуждающихся в международно-правовой защите. Изучение документальных источников позволило исследователям сделать вывод, что активные процессы массовой эмиграции населения, перемещение беженцев были связаны с глобальными изменениями в мировой истории: последствиями войн, территориальными переделами, политическими катаклизмами и изменениями границ. Кроме того, они обусловливались социально-политическими факторами, а также насильственными действиями властей, вынуждавших иммигрировать значительные массы населения. В то же время они приводили к серьезным сдвигам в развитии политических, этнокультурных, конфессиональных и других областей общественной жизни стран их размещения. Правовая основа эмигрантского существования непосредственно влияла на все стороны адаптационного процесса – трудоустройство, обучение, условия проживания, передвижений, заключения браков и разводов, социальное обеспечение и прочее. Изучение этой практики имеет вполне современное звучание. Наши соотечественники за рубежом в современном мире сталкиваются с теми же проблемами, которые приходилось решать российским беженцам 1920-х гг.
Социодинамика, 2013-12
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества c. 70-96

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1053

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования новой стратегии России в условиях смены технологических укладов; анализируются возможные варианты развития сценариев кризисных явлений на постсоветском пространстве. Предложена новая парадигма управления с использованием новых факторов управления в условиях информационного общества, таких как «национальное информационное пространство» и «матрица жизнеспособности государства». Активное использование возможностей средств массовой информации и коммуникации в решении повседневных проблем позволяет определять направления развития информационного обеспечения органов власти в регионе. Таким образом, с одной стороны, они отвечают на возникающие потребности общества, с другой − совершенствуют материально-техническую базу. В статье анализируется проблема влияния информационной среды на ценности личности, актуальность которой детерминируют современные тенденции глобализации общества. Данное воздействие раскрывается на примере процесса виртуальной коммуникации в сети Интернет. Информация и коммуникация в условиях построения информационного общества все в большей степени определяют экономические, политические, культурные и национальные отношения, воздействуют на социум в целом, становятся важным фактором самоопределения личности в глобальном пространстве. Понимание глобальных информационных процессов невозможно без определения места в информационном пространстве средств передачи информации, сущность которой заключается не только в знаках сообщения, но и в том, что она связана с уровнем и степенью организованности участников информационного обмена.
Социодинамика, 2013-11
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Некоторые социальные функции религии (православия) в современной России c. 69-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.11.1049

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы взаимодействия общественного и личного развития; исследованы пути формирования институтов социума, в котором важное внимание уделено системе ценностей. В течение последних двух десятилетий эмпирические исследования связи между человеком, религией и церковью в России недвусмысленно показывает возрождение религии и религиозности, особенно православия. В работе будут рассмотрены некоторые общественные функции православия, а именно: религия как коллективный ресурс сопротивления, религия как этнорелигиозная мобилизация и гомогенизация, религиозная защитно-интегративная функция, религия как системная институция и легитимация. Рассматриваются вопросы, связанные как со светским, так и с религиозным образованием, возможности использования светских преподавателей, в том числе социологов, в религиозных учебных заведениях для формирования разносторонне образованных, широко эрудированных священнослужителей. Легитимирующая функция религии заключалась в «узаконивании», одобрении общественных порядков, институтов и отношений. Православная религия способствовала политической лояльности, обеспечивала признание власти. Благодаря присущим РПЦ особенностям вероучения и традиции, устоявшимся образцам государственно-церковных отношений, моральным установкам, священным символам и нормам поведения, православие способствует сохранению существующего распределения власти и институциональному господству политический элиты.
Философская мысль, 2013-10
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур c. 183-244

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.10.8848

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению процесса социокультурного развития. В рамках этой темы автора интересуют движущие силы данного процесса, важнейшей из которых является взаимодействие с другими культурами. Представлен анализ культурных изменений, стимулированных диалогом с другой культурой, а также показан их неоднозначный характер. Транслированные в процессе диалога культур инокультурные идеи, опыт, знания подвергаются в новой культурной среде разнообразным интерпретациям и новым «прочтениям», в результате чего возникает неизбежная многозначность, и воспринятое культурой-реципиентом получает инновационное развитие. Процесс интерпретации воспринимаемой традиции может изменить ее либо до неузнаваемости, либо до такой степени, что она существенно будет отличаться от аутентичной. Диалог культур включает в себя трансляцию инокультурных элементов от одной культуры к другой, их «закрепление» на инородной «почве», творчество в манере иной культуры, синтез «своего» и «чужого», «исконного» и «заимствованного» и создание чего-то принципиально нового. По мере развития диалога с иной культурой все больше элементов «чужого» теряют характер экзотической и труднодоступной удаленности. Как только «чужое» становится познанным, оно неизбежно растворяется в «своем», расширяя тем самым его границы.
Социодинамика, 2013-10
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Новый либерализм — исторические предпосылки и современные тенденции в России c. 74-125

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.9279

Аннотация: В статье рассматривается проблема демократизации российского общества с позиции либеральных идей. Наш тезис состоит в том, что российская демократия приживается к чрезвычайно непростому ландшафту с точки зрения демократии, но при этом шанс на демократию в России ещё не утрачен. Итак, с одной стороны, стартовые условия консолидации демократии у России крайне неблагоприятны. Тем не менее, данные негативные характеристики могут быть компенсированы огромными усилиями и волей к переменам. Следует сказать, что западная либеральная идея деидеологизации сказалась на духовном и нравственном развитии молодежи России. Молодые люди оказались совершенно беззащитными перед натиском западной массовой культуры, культивирующей такие пороки западного свободного мира, как культ наживы и денег, насилия и эротики, уход молодого поколения в иллюзорный мир, вызываемый применением наркотического вещества. Исследования, проводившиеся в молодежной среде россиян, показывают, что деидеологизация российского общества привела к формированию молодых людей без мировоззрения, а, как известно, индивид, лишенный мировоззрения, превращается в животного в облике человеческом. Для таких индивидов нет ничего святого, нет никаких высших духовных ценностей, которые бы возвеличили человека, формировали его человеческое достоинство, веру в подлинно человеческое, гуманистическое будущее человечества.
Юридические исследования, 2013-10
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Конституционные основы информационной свободы в России c. 35-92

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.9617

Аннотация: В статье авторы, исследуют причины препятствующие осуществлению приоритетных социально-экономических и политических целей при достижении демократического государства. Раскрывают их содержание: к юридическим относятся юридические нормы, не отвечающие требованиям системности; к социальным — конфликт неолиберальных реформ с социальными представлениями россиян; к духовным, воспитательным — невысокая правовая культура, отсутствие в стране даже элементарного правового образования и просвещения; к организационным — неудовлетворительное состояние контроля государства за исполнением существующих и вновь издаваемых нормативных правовых актов В заключении авторы утверждают, что неразрешенность юридических конфликтов как одной из форм проявления правовых противоречий подрывает основы стабильного развития. Следовательно, определение общественно значимой информации, выявление её основных признаков и роли, возможно осуществить только путем взаимного сочетания общенаучных данных об информации, прежде всего социальной информации, и специально-юридических представлений об этом виде информации, зафиксированных главным образом в легальных определениях, перечнях общедоступной информации в законодательных актах и других правовых формах.
Социодинамика, 2013-9
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Трансформация власти в процессе построения гражданского общества в России c. 20-88

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9053

Аннотация: В статье подчеркнуто, что функционирование политического лидера в ситуации демократического политического процесса и современного гражданского общества происходит в рамках правовых и иных норм, которые, выступая регуляторами взаимодействия «лидера — последователей», трансформируют политическое лидерство не только в социальный и политический институт, но и, обеспечивая легитимность подготовки, принятия и реализации политических решений, в институт политической власти. В ситуации трансформирующейся современной политической системы происходит существенное расширение личностной природы политики, что ставит перед исследователями проблему рассмотрения явления «политическое лидерство» с новых методологических подходов. Специфика современного политического процесса связана с активизацией в нем политического лидера. В связи с чем становятся актуальными исследования сущности политического лидерства в контексте механизмов реализации ими властных и управленческих функций, так как именно от результативности управленческих шагов политического лидера зависит эффективность функционирования политической системы.
Социодинамика, 2013-8
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Идеи солидаризма в концепции построения гражданского общества в России c. 72-137

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.8.8750

Аннотация: В статье подчеркивается основополагающая мысль, что для действительного укрепления гражданского общества необходимым условием является развитость духа трансформации, предполагающего профессиональную ответственность, устойчивый баланс свободы и равенства, солидаризма (коммунализма) и индивидуализма, налаженный диалог культур, опыт преодоления нетерпеливого форсажа, спрямления естественных эволюционистских зигзагов, готовность к «градуальности» реформ вместе с необходимой политической волей к ним и т.п. Автор утверждает, что что интервал между индивидуализмом и солидаризмом не столь разителен, каким кажется, что уже давно оба они взаимопроникают, что на самом деле они удивительно пластичны, и их принципы, бережно отодвинутые от бездны крайностей, текучи, и только упрямый и недальновидный догматизм блюстителей «чистоты» принципов и идеологической зашоренности возводит между ними глухую стену без множества открытых взаимопереходов. Человек должен проявлять сознательность и понимать, что вокруг него существуют и другие люди, от которых зависит он сам, и которые зависят от него. Именно поэтому целью каждого человека, группы, класса является не борьба с другим человеком, группой или классом, а поиск оптимального способа сосуществования с ними.
Психолог, 2013-8
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблема формирования инновационной личности в современном обществе c. 21-70

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10493

Аннотация: В статье рассмотрены условия, причины и некоторые результаты влияние информационных технологий на развитие инновационной личности. Определены отдельные специфические факторы, способствующие развитию инновационной личности, а также политические последствия данного явления. Одна из фундаментальных проблем формирования инновационной личности – отсутствие её теоретической модели с базовыми качествами и приобретёнными в процессе профессионализации. Инновационная личность с точки зрения общества, ожидающего от неё проявлений определённого содержания и направленности, характеризуется соответствующими качествами. Анализируя кризисную ситуацию, необходимо обратится от предметно-ориентированных технологий к личностно-ориентированным, которые требуют особого внимания и заслуживают не только и не столько выработки новых правил, приемов и методов образовательного процесса, важных при подготовке специалиста, сколько ориентации на формирование неких новых качеств личности. Для эффективного создания, развития и реализации «прорывных» инновационных технологий в масштабах, востребованных сегодняшней Россией, необходимо наличие двух главных условий: исторически сформированная благоприятная социально­политическая и социально­экономическая среда государства – с одной стороны, и подготовленный для выполнения этой миссии человеческий потенциал – с другой.
Социодинамика, 2013-7
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Социальная роль интеллигенции в формировании гражданского общества c. 13-72

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.7.821

Аннотация: В статье показаны механизмы взаимосвязи компонентов интеллигентности в процессе становления гражданского общества в России. В результате тесного контакта и взаимопроникновения элементов общественных отношений неизбежно вытекает большое многообразие их версий, комбинаций у разных групп интеллигенции и, особенно у отдельных интеллигентов. Иначе говоря, мы полагаем, что интеллигентность — явление, обнаруживающее себя в громадном разнообразии индивидуальных форм. Всякие попытки жестко «шнуровать» интеллигентность, чрезмерно ее регламентировать, подчинять общим принципам, отрицать право интеллигента на критическое и до некоторой степени скептическое восприятие действительности могут легко выливаться в насилие над личностью, в неуважение к ней. Однако интеллигентности чуждо и анархическое прочтение свободы и организованности, абсолютизация релятивистского отношения к ценностям и идеалам. Наконец, принципиальное значение для обеспечения обоих вариантов поведения интеллигенции имеет усиление ее гражданской активности. Понятие «гражданская активность», на наш взгляд, имеет два значения: охватывает или совокупность актуальных в данный момент аспектов социальной активности, или политическую и правовую самодеятельность людей. Многие острые проблемы российской интеллигенции, которые лежат в основе ее оппозиционности, в результате ее включения в средний класс, где она перемешивается с другими слоями населения, затеняются, сдвигаются в сторону, забалтываются в СМИ, облачаются в иллюзорные формы. Однако никакие ухищрения не могут перечеркнуть противоречия, обусловленные реальными сложностями и трудностями.
Философская мысль, 2013-6
Щупленков О.В. - Русский человек c. 229-292

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.526

Аннотация: В статье показана необходимость в рациональных формах исследования целостности русского человека, его бытие среди других в общении и коммуникации, осознание способов введения в эпистемологию социально-гуманитарных наук пространственных и темпоральных, исторических и социокультурных параметров. Русский человек в пространстве истории и хронотопе выступает как развивающаяся система систем, он многомерен. Сущность его проявляется также в многообразных связях его деятельности. Тема о феномене русского человека в его эволюции и исторической динамике, в проявлении его сущностных качеств, одновременно широка, глубока и практически неисчерпаема, особенно с учетом огромной территории исторического процесса, особенностей географии, климата и их влияния на русского человека, личностных черт лидеров, ведущих этнических черт, этнического сознания, этнической психологии и многих других факторов. Русский человек может быть рассмотрен исходя из различных философских подходов: собственно философской антропологии, синергийной антропологии, сравнительной философии, религиозной философии и других. Важное значение будет иметь новое соотношение философской антропологии и социальной философии, конструирование их новой конфигурации в современном гуманитарном знании. Особый интерес будут вызывать способы выражения сущности человека в культурологической антропологии, экологии человека, в контексте осуществляющегося антропологического поворота современности, социально-исторической проблематики, социологии истории.
Социодинамика, 2013-6
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества c. 1-58

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.6.724

Аннотация: В статье рассмотрены механизмы сохранения политической стабильности общества через сохранение социальных институтов и развития политической культуры. Поступательное движение политической системы общества зависит от непрерывного процесса воспроизводства и развития политической культуры, которое осуществляется через освоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. В стране, где одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому пересмотру базовые ценности, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения. Субъектами политического процесса являются активные факторы этого процесса, действующие осознано и целенаправленно. Это может быть личность, отдельный человек, принявший решение и осуществляющий его реализацию; группа, формально организованная или стихийная; движение, способное объединить представителей разных слоев общества, различных идеологических, религиозных и иных направлений и т.д. Однако «участники» принимают участие в политическом процессе порой не в полной мере осознавая смысл и значение происходящего. Иногда они могут быть вовлечены в те или иные действия случайно или даже помимо их воли. В результате взаимодействия политических субъектов формируются внутренние источники развития политического процесса и могут рассматриваться как источники его саморазвития. Передача политических ценностей, установок и моделей поведения осуществляется посредством воздействия на индивида факторов социализации, а при изменении, трансформации политической системы изменяются и агенты политической социализации.
Юридические исследования, 2013-4
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России c. 1-55

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.585

Аннотация: В статье анализируются вопросы государственно-правового развития России в контексте взаимодействия личности, общества и государства Взаимодействие личности, общества и государства автор относит к числу общенациональных приоритетов, определяющих государственно-правовую модель развития России в XXI веке. В свою очередь государственно-правовая модель развития России — это комплексная, стратегическая программа по преобразованию государства, по совершенствованию государственно-правовых институтов. Делается вывод о предрасположенности изменения ориентиров государственно-правового развития России и закономерности необходимости определенного пересмотра взглядов на взаимодействие личности, общества и государства, которое влияет на выбор форм их гармоничного сосуществования. Одной из главных задач неправительственных организаций, гражданского сектора представляется привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выработка механизмов ее корректировки в целях наиболее полного соответствия интересам различных социальных групп населения. Здесь очень важно нахождение оптимального баланса: вряд ли общественности может быть предоставлено право принятия решений и государственным служащим не может быть отведена роль советников. Но и противоположная точка зрения неприемлема: предоставление общественности только «совещательной функции» без возможности оказывать какое-либо влияние на принятие решений
Педагогика и просвещение, 2013-4
Щупленков О.В. - Адаптационные возможности русской национальной школы в эмиграции (на примере Шуменской гимназии в Болгарии (1922–1934 гг.))

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.11760

Аннотация: Шуменская гимназия (1922–1934 гг.), передислоцированная в Болгарию из Константинополя, благодаря педагогическому таланту и выдающимся организаторским способностям её первого директора А.А. Бейера (1922–1928 гг.), занимала первое место среди всех средних школ Болгарии как по количеству воспитанников, так и по постановке учебно-воспитательной работы. Дело было нелёгкое: здесь обучались разновозрастные юноши, прошедшие сквозь горнило гражданской войны. Несмотря на бедность, скудость питания, жёсткость распорядка дня и проч., годы, проведённые под кровом гимназии, представлялись её выпускникам, испытавшим трудности социализации в инокультурной среде, самыми счастливыми, о чём свидетельствуют их письма, адресованные преподавателям и воспитателям гимназии, отложившиеся в фондах ГА РФ, что значительно расширяет наше знание о пребывании русских эмигрантов в Болгарии. Интегрирующий тип науки проявляется в предмете исследования, что связано с триадой народ — язык — культура. На протяжении многих веков русско-болгарские культурные и языковые контакты являются уникальным примером взаимного обогащения народов. Деятельность гимназии в г. Шумен в 20–30-е гг. XX столетия, одной из шести русских гимназий в Болгарии, является свидетельством прямого культурного и языкового взаимодействия между народами Болгарии и России. Во многих отношениях русские оказались самой привилегированной диаспорой в стране. Такая политика Болгарии предопределила возможность расцвета русской эмигрантской культуры. Однако мировая экономическая депрессия конца 20–30-х гг. XX в., охватившая и Болгарию, ухудшает положение русских эмигрантов. Государство, придерживаясь строгой политики национальных приоритетов на рынке труда, приравнивает русских эмигрантов к другим группам иностранцев. Это длилось до сентября 1944 г. и привело многих беженцев к сильному обнищанию. Хотя государство и продолжало помогать им, доля денежной помощи вынужденно сокращается, ликвидируются некоторые эмигрантские учреждения. С конца 1930-х гг. начинается новая государственная политика по отношению к русским беженцам. В 1938 г. Лига Наций принимает положение о том, что русский беженский вопрос «исчерпан», закрывает Международный Нансеновский офис и рекомендует государствам, принявшим русских эмигрантов, начать политику, на повсеместную натурализацию русских. На этом заканчиваются благоприятные отношения к русской эмиграции, русские приравнены к другим иностранцам. Новая политика, наряду с репрессиями против русских беженцев во время 2-й мировой войны, отмечает начало процесса ассимиляции русских эмигрантов.
Современное образование, 2013-3
Щупленков О.В. - Воспитание патриотизма в новых исторических условиях c. 70-112

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.555

Аннотация: В статье проблема патриотического воспитания рассматривается через призму национально-культурного опыта российской истории. Феномен патриотизма проявляется как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, в основе которой лежит высший уровень развития всех макрохарактеристик личности, воплощаемых в ее активно-деятельностной социально-значимой самореализации в интересах Отечества. Подчеркивается, что патриотизм, как важнейшее психическое образование защитника Родины выражается в чувстве любви к ней, неразрывности с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, постоянном и последовательном стремлении к вершинам в развитии и самореализации, определяя его гражданскую позицию, духовно-нравственную основу, потребность в достойном самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине. Формирование российской гражданской идентичности в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства; социальная и духовная консолидация российского общества; обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества позволит построить эффективную модель воспитания патриотизма в современной России.
Философская мысль, 2013-2
Щупленков О.В. - Императивы национальной идеи c. 122-164

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.329

Аннотация: В статье показано, что национальная идея России неотделима от идеалов русской культуры и русской философии, императива перехода российского государства к ноосферно-экологическому социализму. История России — это процесс сверхсознательного и сознательного, полусознательного и бессознательного, адекватного и искаженного воплощения духом народа идеи нации в определенные социальные идеи и государственность. Каждая последующая государственная форма национальной идеи России в той или иной мере содержит в себе исторический опыт предшествующих форм. В основе национальной идеи России и ее идеологии должны лежать российские национальные ценности, базовые цели национальной стратегии и цели достижения высокого качества жизни россиян, их достойная жизнь и государственные приоритеты поддержки российской семьи, честного труда и нравственности национального бытия, а также демократические основы российской государственности, которые должны стать результатом собственного выбора и развития современной России.
Современное образование, 2013-2
Щупленков О.В. - Молодое поколение: социально-философский аспект в исследовании c. 58-114

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.521

Аннотация: В статье социально-философский подход в исследовании молодого поколения дает возможность установить и подробней описать взаимосвязь проблем в обществе с изменениями, происходящими в структуре личности членов этого общества, в ценностной и мотивационной сфере. Это необходимо для решения актуальных вопросов жизнедеятельности любого социума. Молодежь, как основа будущего и важнейшая составляющая жизнедеятельности общества в настоящем, представляет особый интерес. Важно помнить, что проблемы становления молодежи, ее развития и успешной идентификации являются отражением того, как это общество развивается, в каком направлении идет, что также подтверждает актуальность выбранной темы. В педагогической практике использование результатов исследования позволит оптимизировать и более эффективно решать молодежные проблемы. Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы.
Современное образование, 2013-1
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблема трансформации ценности образования молодым поколением c. 44-105

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.656

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности образовательного самоопределения молодежи в контексте проблематики социокультурной трансформации современного российского общества. Молодое поколение россиян вступает в жизнь в условиях формирования информационного общества, где образование, знания, владение информацией становятся основными ресурсами, обеспечивающими жизненный успех. Большинство молодежи высоко оценивает получение хорошего образования. Вполне удовлетворительно определяют молодые россияне и свои возможности его приобретения. Вместе с тем, они весьма различаются по реальному вовлечению в процессы повышения уровня интеллектуального развития, накопления и обновления необходимых знаний и навыков. В сложившихся реалиях образование продолжает во многом восприниматься в качестве как инструментальной, так и терминальной ценности, но не всеми осознается как ценный ресурс, способный повысить благосостояние, уровень и качество жизни. В таких условиях становится особенно важно найти новые подходы к изучению проблем образования, в частности, акцентируя внимание на формировании образовательных и профессиональных траекторий молодых представителей разных социальных групп; учесть современные модели повышения образовательного уровня и занятости молодежи, определить ее жизненные стратегии с точки зрения получения и накопления человеческого капитала.
Урбанистика, 2013-1
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Политика переселения населения в России начала ХХ века — методология вопроса c. 31-72

DOI:
10.7256/2310-8673.2013.1.10383

Аннотация: Государственное регулирование миграции населения в современной России имеет глубокие исторические корни. Проанализирован опыт исследования миграционных процессов в дореволюционной России и выявлены основные особенности и результаты переселенческого движения этого периода. Исследователи дореволюционного периода рассматривали колонизацию как процесс заселения, свойственный любой исторической обстановке; процесс переселений из густозаселенных районов в места, где нет населения или его мало и оно плохо приспособлено к условиям жизни; процесс государственный; мероприятия, направленные на развитие производительных сил и подъем культуры коренного населения. Исследователи пытались показать, что передвижения населения обусловлены не только уровнем и характером экономического развития страны, но и сами влияют на социально-экономическую жизнь, изменяя экономический потенциал страны, структуру общества, способствуя распространению новых производственных отношений. Авторы приходят к выводу о том, что главное внимание в работах исследователей дореволюционного периода уделялось самому процессу переселения: направлениям миграций; социальному составу переселенцев и их общественному положению; способам, формам и видам переселений; условиям переезда; основным причинам и значению переселений. Проблемы колонизации и переселений рассматривали в тесной связи с аграрными и другими социально-экономическими вопросами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.