по
Law and Politics
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Трофимов Егор Викторович
NB: Административное право и практика администрирования, 2023-4
Трофимов Е.В. - Роль нормативно-ориентирующего регулирования и косвенных методов в оптимизации права и снижении регуляторных рисков c. 50-63

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.4.69327

Аннотация: Предметом исследования выступают общественные отношения в динамично развивающихся областях, где прямые методы публичного администрирования и традиционные правовые средства нормативного регулирования показывают свою неэффективность. Целью работы является выработка подхода к применимости косвенных методов в административно-правовом регулировании в условиях перехода к Индустрии 4.0. В статье обоснована необходимость актуализации содержания и смысла традиционных категорий административно-правового режима и метода публичного администрирования в свете реалий общественной жизни, развивающихся социальных ценностей и современных вызовов теоретической и практической юриспруденции. В работе анализируются делегированное негосударственное регулирование, процессный подход в административном праве, регуляторные риски в условиях господства цифровой культуры, косвенные методы публичного администрирования и механизм нормативно-ориентирующего регулирования. Теоретическое исследование выполнено на основе междисциплинарного подхода с использованием методов системного анализа и догматического метода. В результате исследования сделан вывод, что усиление государственного воздействия на экономику привело к формированию процессного подхода к административно-правовому регулированию. Однако использование такого подхода предполагает, что выявление дефекта является нормой, которая не может по общему правилу влечь негативные последствия для экономического субъекта. Эта особенность диссонирует с подходом к нормативно-правовому регулированию, и в процессном отношении заключает в себе тем меньше социальной ценности и несет тем больше угроз, рисков и издержек, чем более детализированным оно является. Преодоление негативных последствий прямого регулирования возможно использованием косвенных методов публичного администрирования, при которых солидарность негосударственных субъектов с государственными целями достигается за счет экономического интереса. Негосударственное регулирование не только включает нормотворчество и контроль, но и требует обеспечить стимулирование. Нормативно-ориентирующее регулирование, опирающееся на косвенные методы, используется в слабоформализуемых областях, в которых государство не обладает информированностью и эффективными средствами воздействия, но может задействовать механизм стимулирования в сферах, интересующих частный сектор. В таких случаях акцент смещается с государственного (нормативно-правового) на негосударственное регулирование. В условиях перехода к Индустрии 4.0 государство будет передавать регулирующие функции частному сектору для саморегулирования и локального регулирования при косвенном воздействии со стороны государства.
Административное и муниципальное право, 2022-4
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Оптимизация административного законодательства на основе технологий машинного обучения и больших данных (опыт вычислительных экспериментов) c. 12-24

DOI:
10.7256/2454-0595.2022.4.39081

Аннотация: Предметом исследования выступают разрабатываемые в области нормативного административно-правового регулирования методы его анализа и оптимизации на основе индикаторов. Качественная оценка оптимизации законодательства показана на примере постановления губернатора Санкт-Петербурга от 07.09.2015 № 61-пг, которое определяет основные направления публичного администрирования социально-экономических явлений и процессов в Санкт-Петербурге. Сопоставление утвержденных этим постановлением показателей, служащих целями социально-экономического развития и административно-правового регулирования, со статистическими социально-экономическими показателями продемонстрирует, насколько оптимально нормативное регулирование. Эта оптимальность оценивается по соответствию нормативных показателей (целей) наиболее значимым (для миграционных потоков во внутригородских муниципальных образованиях) статистическим показателям, выявленным на больших массивах данных методами машинного обучения.   Машинное обучение на больших массивах данных позволило идентифицировать два наиболее значимых из них показателя — цели социально-экономического развития и нормативно-правового регулирования (расходы на благоустройство и расходы на проведение местных праздников и спортивных мероприятий), а также выявить статистический показатель, не признанный в качестве цели развития территорий (расходы на охрану окружающей среды). Полученные результаты позволили определить важнейшие направления активности вышестоящих уровней публичной власти, соответствующие значимости показателей для миграционного потока: дошкольное и школьное образование, здравоохранение для детей и пожилых граждан, создание для них доступной (комфортной) среды. Полученные результаты имеют методологическое значение, поскольку обладают потенциалом использования численных статистических показателей, и могут быть полезны для оценки оптимизации нормативно-правового регулирования и правовой (регулятивной) политики. Машинное обучение на больших данных в социальной, демографической, экономической и экологической областях может стать важным инструментом для оптимизации административного законодательства и публичного администрирования.
Юридические исследования, 2021-10
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г., Паскошев Д.Д. - Индикатор гуманизации правового регулирования: методологическое исследование на больших данных судебной практики по делам о мелком хищении (статья 7.27 КоАП РФ и статья 158.1 УК РФ) c. 9-36

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36745

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением мелкого хищения, а также исследовательские средства и методы оценки оптимизации охранительного правового регулирования. В статье обосновывается и апробируется индикатор гуманизации правового регулирования, идентифицируемый и используемый на больших данных судебных актов по административным и уголовным делам о мелком хищении (статья 7.27 КоАП РФ и статья 158.1 УК РФ). Исследование основано на разрабатываемой авторами междисциплинарной методологии, включающей индикаторный подход и комплекс юридических и компьютерных методов исследования (догматический, системного анализа, экспертной оценки, интеллектуального анализа текстов и данных, корреляционного анализа, кластерного анализа, классификации, регрессии и др.).   В результате исследования обоснована необходимость рассматривать гуманизацию охранительного правового регулирования в контексте сбалансированных интересов всех сторон, принимающих участие в юридическом конфликте, а именно: государства (общества), заинтересованного в эффективной превентивной функции охранительного правового регулирования; потерпевшего, заинтересованного в возмещении причиненного ему ущерба; правонарушителя, заинтересованного в назначении справедливого наказания, соразмерного по своей суровости фактическим обстоятельствам дела. Этим интересам были сопоставлены эмпирические данные и знания, извлекаемые из больших массивов судебных актов, а также соответствующие методы исследования. Использование индикатора гуманизации на больших данных дел о мелком хищении показало, что: административная ответственность в целом более гуманна, чем уголовная (по трем из четырех показателей); наличествует несоразмерность репрессии в уголовных делах; уровень гуманизма к потерпевшему в делах об административных правонарушениях крайне низок; индивидуализация уголовного наказания ниже, чем административного, несмотря на более сложную, длительную и дорогостоящую форму уголовного судопроизводства.
Юридические исследования, 2021-9
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г., Паскошев Д.Д. - Административная преюдиция по делам о мелком хищении (ст. 7.27 КоАП РФ и ст. 158.1 УК РФ): как большие данные судебных актов отражают гуманизацию и качество правосудия c. 81-124

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36521

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением мелкого хищения, а также исследовательские средства и методы оценки оптимизации законодательства и правоприменения. Благодаря специфической конструкции административной преюдиции в статье показаны методология и результаты анализа больших данных судебных актов по делам о мелком хищении (статья 7.27 КоАП РФ и статья 158.1 УК РФ) для оценки качества правосудия и оптимизации правового регулирования. Исследование основано на разрабатываемой авторами междисциплинарной методологии, включающей индикаторный подход и комплекс юридических и компьютерных методов исследования, в том числе интеллектуальный анализ текстов и данных и машинное обучение. Показано, что: обвинительные приговоры не имеют значимых отличий в семантике и логической сложности принятия решений, по сравнению с постановлениями о назначении административного наказания; логика в принятии решений о выборе наказания за мелкое хищение, наказуемое в административном и в уголовном порядке, различна, причем выбор вида административного наказания оказался более дифференцированным; несмотря на тождественность деяний, связанных административной преюдицией, их регулирование различными законами приводит к различным правоприменительным результатам, причем административно-деликтное регулирование более оптимально; административная ответственность за мелкое хищение для общества в целом является более гуманной, однако для потерпевших более гуманной оказалась уголовная ответственность. Из текстовых массивов были извлечены некоторые знания об административно-деликтологических и криминологических характеристиках мелкого хищения, особенностях судопроизводства и о назначенных наказаниях, а также сделан вывод о применимости разработанной методологии к анализу больших данных судебной практики по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.
Административное и муниципальное право, 2021-4
Трофимов Е.В. - Антикоррупционная денунциация: методологические проблемы, зарубежный опыт и российские перспективы c. 14-44

DOI:
10.7256/2454-0595.2021.4.36658

Аннотация: Настоящая статья посвящена институту денунциации как специфической форме раскрытия незаконных и недобросовестных практик. С целью выявить концептуальный юридический смысл денунциации и ее перспективы для современной России как антикоррупционного правового института в данной статье согласуются междисциплинарные научные результаты исследований денунциации, анализируются и обобщаются международные (ООН, Евросоюза) и национальные (США, Великобритании, Южной Кореи, Бразилии, Китая, Албании, Казахстана, Украины) регулятивные подходы к денунциации и близким формам разоблачения нарушений. Выявлено состояние современного российского законодательства в рассматриваемой сфере. Исследование проведено с использованием методов догматического анализа, сравнительно-правового и системно-аналитического инструментария. В результате исследования денунциация и денунциант были соотнесены с такими концептами, как “донос”, “популярный иск”, “информатор”, “осведомитель” и “whistleblower”, были выявлены двенадцать характерных черт денунциации, в совокупности определяющих ее как особую форму раскрытия информации. Сделан вывод о том, что варианты правового регулирования денунциации выстраиваются, главным образом, вокруг или внутри таких вопросов, как защита денунцианта, его взаимодействие с полномочными субъектами и его вознаграждение, а также вывод об отсутствии в действующем российском законодательстве специфических правовых средств, обеспечивающих денунциацию как социальный институт. Сформулированы предложения по изменению трудового, административного, уголовного и процессуального законодательства для введения мер защиты денунциантов.
Право и политика, 2020-10
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Методология качественной оценки оптимизации законодательства и правоприменительной практики на основе анализа больших данных дел об административных правонарушениях c. 10-26

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.10.34250

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают междисциплинарные юридико-компьютерные исследовательские средства и методы. В настоящей статье авторы обосновывают междисциплинарную (юридико-вычислительную) методологию для автоматизированного анализа и оценки качественных изменений в законодательстве и правоприменительной практике. В статье представлены промежуточные результаты исследовательского проекта, имеющие методологический характер и охватывающие методологическую парадигму, принципы, средства и методы научного исследования. Названные выводы являются обобщением эвристического поиска и вычислительных экспериментов, выполненных в предметной (доменной) области административно-деликтного права и представляющих собой осмысление процесса и результатов исследования одновременно с юридической и компьютерной сторон.   В статье обосновывается междисциплинарная парадигма в заявленной методологической области и на основе экспериментального опыта и наблюдений формулируются три принципа исследования: принцип гетерогенности предмета (домена), принцип дискретности юридической практики и принцип идентифицируемости модели. В качестве основных научно-исследовательских средств разработаны, обоснованы и апробированы в вычислительных экспериментах исследовательская информационно-аналитическая система, математические и социальные индикаторы. Компьютерные методы (моделирование знаний, обработка естественного языка, машинное обучение), обеспечивающие автоматизацию идентификации и использования индикаторов, сопрягаются с догматическим методом и методами системного анализа и экспертной оценки, обеспечивающими юридическую осмысленность вычислений. Для важнейших индикаторов определены сопряженные юридико-компьютерные методы их идентификации и использования. В заключении отмечен ряд проблем и ограничений, выявленных в ходе исследования.
Law and Politics, 2020-10
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Методология качественной оценки оптимизации законодательства и правоприменительной практики на основе анализа больших данных дел об административных правонарушениях c. 10-26

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.10.43383

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают междисциплинарные юридико-компьютерные исследовательские средства и методы. В настоящей статье авторы обосновывают междисциплинарную (юридико-вычислительную) методологию для автоматизированного анализа и оценки качественных изменений в законодательстве и правоприменительной практике. В статье представлены промежуточные результаты исследовательского проекта, имеющие методологический характер и охватывающие методологическую парадигму, принципы, средства и методы научного исследования. Названные выводы являются обобщением эвристического поиска и вычислительных экспериментов, выполненных в предметной (доменной) области административно-деликтного права и представляющих собой осмысление процесса и результатов исследования одновременно с юридической и компьютерной сторон.   В статье обосновывается междисциплинарная парадигма в заявленной методологической области и на основе экспериментального опыта и наблюдений формулируются три принципа исследования: принцип гетерогенности предмета (домена), принцип дискретности юридической практики и принцип идентифицируемости модели. В качестве основных научно-исследовательских средств разработаны, обоснованы и апробированы в вычислительных экспериментах исследовательская информационно-аналитическая система, математические и социальные индикаторы. Компьютерные методы (моделирование знаний, обработка естественного языка, машинное обучение), обеспечивающие автоматизацию идентификации и использования индикаторов, сопрягаются с догматическим методом и методами системного анализа и экспертной оценки, обеспечивающими юридическую осмысленность вычислений. Для важнейших индикаторов определены сопряженные юридико-компьютерные методы их идентификации и использования. В заключении отмечен ряд проблем и ограничений, выявленных в ходе исследования.
Право и политика, 2020-9
Трофимов Е.В. - Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции: глобальные тренды и российские перспективы в международной правовой политике c. 105-118

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.9.33981

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают международные отношения, связанные с развитием сотрудничества в сфере противодействия коррупции, и национальная правовая политика государств в этой сфере, складывавшиеся с 1970-х гг. до настоящего времени. В статье выявлены тенденции в развитии международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, реконструирована динамика международно-правовой политики с учетом произведенного ею впоследствии реального эффекта, проанализировано зарождение соответствующих международных инициатив как важнейший фактор их дальнейшего продвижения и развития. Исследование выполнено с использованием ретроспективного и историко-генетического методов, типологического подхода и системного анализа. В статье обоснована периодизация процесса становления и развития международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции. Первый этап (1970-е — начало 1980-х гг.) характеризуется переговорным процессом, ориентированным на создание международного нормативно-правового регулирования, но оказавшимся безуспешным в ситуации международной напряженности и конфликта интересов. Второй этап (конец 1980-х — 2005 г.) характеризовался трансформацией идеологии международного антикоррупционного сотрудничества, для него характерен договорно-институциональный подход к международному сотрудничеству. Третий этап (с 2005 г. по настоящее время) ознаменован переходом к институционально-процедурному механизму сотрудничества. В заключении в качестве перспективных направлений международного сотрудничества Российской Федерации определены внедрение экстерриториальных правовых инструментов противодействия коррупции и принятие институционально-процессингового подхода с необходимостью формального выполнения международных антикоррупционных стандартов.
Юридические исследования, 2020-9
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Индикаторы оптимизации законодательства и правоприменения и методы их идентификации и использования на основе больших данных (опыт вычислительных экспериментов на судебных актах по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) c. 33-46

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.9.34149

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают исследовательские средства и методы оценки оптимизации законодательства и правоприменения. В статье раскрывается опыт вычислительных экспериментов на судебных актах по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследование выполнено с использованием различных компьютерных методов, включая моделирование знаний, методы обработки естественного языка и методы машинного обучения, а также сопряженных с ними в рамках междисциплинарной парадигмы методов системного анализа и экспертной оценки. Вычислительные эксперименты производились на эмпирической базе, сформированной из текстов 50438 судебных актов.   На больших данных дел об административных правонарушениях в статье показаны междисциплинарно (с компьютерной и юридической сторон) интерпретируемые результаты при использовании и идентификации ряда индикаторов оптимизации законодательства и правоприменения, прежде всего — временного индикатора, индикатора индивидуализации наказания и индикатора предметной однородности. Одновременно были сделаны некоторые выводы и обобщения относительно законодательства и правоприменения в рассматриваемой области. Вычислительные методы и набор индикаторов могут быть разработаны как основа для принятия решений в области правовой политики. Преимущества данной методологии — объективность выводов, основанная на методологии, открытой для публичной проверки, и больших юридических данных, обеспечивающих полноту исследования.
Law and Politics, 2020-9
Трофимов Е.В. - Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции: глобальные тренды и российские перспективы в международной правовой политике c. 105-118

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.9.43378

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают международные отношения, связанные с развитием сотрудничества в сфере противодействия коррупции, и национальная правовая политика государств в этой сфере, складывавшиеся с 1970-х гг. до настоящего времени. В статье выявлены тенденции в развитии международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, реконструирована динамика международно-правовой политики с учетом произведенного ею впоследствии реального эффекта, проанализировано зарождение соответствующих международных инициатив как важнейший фактор их дальнейшего продвижения и развития. Исследование выполнено с использованием ретроспективного и историко-генетического методов, типологического подхода и системного анализа. В статье обоснована периодизация процесса становления и развития международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции. Первый этап (1970-е — начало 1980-х гг.) характеризуется переговорным процессом, ориентированным на создание международного нормативно-правового регулирования, но оказавшимся безуспешным в ситуации международной напряженности и конфликта интересов. Второй этап (конец 1980-х — 2005 г.) характеризовался трансформацией идеологии международного антикоррупционного сотрудничества, для него характерен договорно-институциональный подход к международному сотрудничеству. Третий этап (с 2005 г. по настоящее время) ознаменован переходом к институционально-процедурному механизму сотрудничества. В заключении в качестве перспективных направлений международного сотрудничества Российской Федерации определены внедрение экстерриториальных правовых инструментов противодействия коррупции и принятие институционально-процессингового подхода с необходимостью формального выполнения международных антикоррупционных стандартов.
Административное и муниципальное право, 2020-6
Трофимов Е.В., Гарсиа С.Д. - Антикоррупционное декларирование на публичной службе: сравнительно-правовое исследование в этической парадигме c. 10-30

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.6.33600

Аннотация: В настоящей статье на основе анализа юридических источников России и ряда зарубежных стран Европы, Азии и обеих Америк исследуется институт антикоррупционного декларирования на публичной службе. В статье поставлена цель обосновать методологические подходы, которые позволили бы с известной степенью корректности в заданной парадигме сравнивать целостный институт правового регулирования антикоррупционного декларирования в разных странах, а также использовать обозначенные подходы в сравнительно-правовом исследовании на основе российского и зарубежного материала для выявления значимых различий, которые требуют научного осмысления и практического реагирования. Исследование проведено с использованием сравнительно-правового и системно-аналитического инструментария в этической парадигме.   В результате исследования были получены данные по нескольким показателям доверительности как служебно-этической цели раскрытия публичным служащим личной информации, а именно: по объему раскрываемой личной информации, по личному характеру источника декларируемых сведений, по открытости деклараций и их контролируемости. В зарубежном декларировании прослеживаются два основных подхода к декларированию: служебно-этический и инструментальный. В России институт декларирования носит выраженный инструментальный характер, что ставит вопрос о перспективах внедрения в России служебно-этического подхода, прежде всего в части обнародования деклараций служащих. Этот вопрос следует поставить в зависимость от реальных целей национальной политики.
Право и политика, 2019-8
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Право и искусственный интеллект: опыт разработки вычислительной методологии для анализа и оценки качественных изменений в законодательстве и правоприменительной практике (на примере статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.8.30306

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются изменения, произошедшие в правоприменительной практике вследствие введения в действие в 2011 г. новой редакции статьи 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье представлены результаты вычислительных экспериментов, которые проводились с целью разработки и апробирования высокопроизводительного программного комплекса на основе интеллектуального анализа и машинного обучения, который улучшает понимание правовых явлений и процессов, связанных с влиянием законодательства на правоприменительную практику. Для решения исследовательской задачи были использованы данные ГАС «Правосудие» в части 56,5 тыс. постановлений о назначении административного наказания по статье 20.4 КоАП РФ за 2010–2017 гг. Из текстов постановлений были извлечены и факторизованы необходимые данные, данные из JSON были преобразованы алгоритмом в парадигме MapReduce для моделей факторизации и обучения. В результате машинного обучения было получено «дерево решений». На «дереве решений» показано, что с середины 2011 г. произошло качественное улучшение судебной практики, которая стала более единообразной и логичной, при назначении административного наказания суд стал руководствоваться типовыми обстоятельствами дела. Более эффективная редакция статьи 20.4 КоАП РФ позволила в среднесрочном периоде укрепить законность в сфере исполнения формализованных требований к обеспечению пожарной безопасности, сократив количество дел с 2012 по 2017 гг. более чем в 10 раз. Эмпирически обоснован рабочий вариант метода анализа и оценки качественных изменений в законодательстве и правоприменительной практике, основанный на технологии машинного обучения по типу «деревья решений».
Law and Politics, 2019-8
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Право и искусственный интеллект: опыт разработки вычислительной методологии для анализа и оценки качественных изменений в законодательстве и правоприменительной практике (на примере статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.8.43257

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются изменения, произошедшие в правоприменительной практике вследствие введения в действие в 2011 г. новой редакции статьи 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье представлены результаты вычислительных экспериментов, которые проводились с целью разработки и апробирования высокопроизводительного программного комплекса на основе интеллектуального анализа и машинного обучения, который улучшает понимание правовых явлений и процессов, связанных с влиянием законодательства на правоприменительную практику. Для решения исследовательской задачи были использованы данные ГАС «Правосудие» в части 56,5 тыс. постановлений о назначении административного наказания по статье 20.4 КоАП РФ за 2010–2017 гг. Из текстов постановлений были извлечены и факторизованы необходимые данные, данные из JSON были преобразованы алгоритмом в парадигме MapReduce для моделей факторизации и обучения. В результате машинного обучения было получено «дерево решений». На «дереве решений» показано, что с середины 2011 г. произошло качественное улучшение судебной практики, которая стала более единообразной и логичной, при назначении административного наказания суд стал руководствоваться типовыми обстоятельствами дела. Более эффективная редакция статьи 20.4 КоАП РФ позволила в среднесрочном периоде укрепить законность в сфере исполнения формализованных требований к обеспечению пожарной безопасности, сократив количество дел с 2012 по 2017 гг. более чем в 10 раз. Эмпирически обоснован рабочий вариант метода анализа и оценки качественных изменений в законодательстве и правоприменительной практике, основанный на технологии машинного обучения по типу «деревья решений».
Юридические исследования, 2019-7
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г. - Право и искусственный интеллект: опыт разработки вычислительной методологии для интеллектуального анализа общероссийской и региональной практики пересмотра судами постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (на примере статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.7.30351

Аннотация: Предметом настоящего исследования является судебная практика по пересмотру постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие на федеральном и региональном уровнях данных судебной статистики в разрезе отдельных категорий административных правонарушений в части решений, выносимых на стадии пересмотра дел об административных правонарушениях, обусловливает необходимость использования вычислительных методов для сбора, обработки и анализа данных. Для решения исследовательской задачи использованы данные ГАС «Правосудие». Эмпирическая база сформирована при помощи краулера за счет POST-запросов с некоторым параметром в JSON. В результате запросов получены полные документы судебных актов, поля документов отфильтрованы, оставлены только значимые данные. Из текстов судебных решений извлечены необходимые данные, на основе которых решена задача классификации. Для детального интеллектуального анализа взяты 4,9 тыс. судебных решений о пересмотре постановлений (решений) о назначении административного наказания по статье 20.4 КоАП РФ за период 2010–2017 гг. В результате исследования была разработана и апробирована методология извлечения, анализа и интерпретации данных судебной практики, не формируемых судебной статистикой. В ходе интерпретации полученных эмпирических результатов были установлены общероссийские тенденции в правоприменении и правореализации, обусловленные повышением эффективности административного закона, а также получены три региональные модели соотношения результатов пересмотра постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, которые были ассоциированы с показателями региональной социально-экономической статистики и интерпретированы.
Право и политика, 2019-2
Трофимов Е.В. - Закон США о зарубежной коррупционной практике 1977 г. и международно-правовые инициативы по глобальному противодействию коррупции: проблемы криминализации и администрирования сомнительных операций транснациональных корпораций в 1970-х гг. c. 30-48

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.2.29000

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы Закона США о зарубежной коррупционной практике 1977 г., акты и иные официальные документы Президента США, Конгресса США, Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а также Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной торговой палаты. Кроме того, исследованы также суждения политиков и ученых, выраженные ими в 1970-х – начале 1980-х гг. в связи с Законом о зарубежной коррупционной практике 1977 г. Исследование выполнено с использованием историко-правового и догматического методов исследования, а также метода системного анализа. В статье подвергнут изучению Закон США о зарубежной коррупционной практике 1977 г. (FCPA) с целью выявления смысла закрепленных в нем уголовно-правовых и административно-правовых средств. Исследование проведено в контексте глобальных антикоррупционных инициатив и международных процессов 1970-х гг. Показана смысловая и хронологическая связь между внутригосударственным правотворчеством и международными антикоррупционными инициативами США, имевшими место во второй половине 1970-х гг. и направленными на противодействие коррупционным практикам транснациональных корпораций в развивающихся странах.
Law and Politics, 2019-2
Трофимов Е.В. - Закон США о зарубежной коррупционной практике 1977 г. и международно-правовые инициативы по глобальному противодействию коррупции: проблемы криминализации и администрирования сомнительных операций транснациональных корпораций в 1970-х гг. c. 30-48

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.2.43218

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы Закона США о зарубежной коррупционной практике 1977 г., акты и иные официальные документы Президента США, Конгресса США, Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а также Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной торговой палаты. Кроме того, исследованы также суждения политиков и ученых, выраженные ими в 1970-х – начале 1980-х гг. в связи с Законом о зарубежной коррупционной практике 1977 г. Исследование выполнено с использованием историко-правового и догматического методов исследования, а также метода системного анализа. В статье подвергнут изучению Закон США о зарубежной коррупционной практике 1977 г. (FCPA) с целью выявления смысла закрепленных в нем уголовно-правовых и административно-правовых средств. Исследование проведено в контексте глобальных антикоррупционных инициатив и международных процессов 1970-х гг. Показана смысловая и хронологическая связь между внутригосударственным правотворчеством и международными антикоррупционными инициативами США, имевшими место во второй половине 1970-х гг. и направленными на противодействие коррупционным практикам транснациональных корпораций в развивающихся странах.
Международное право, 2019-1
Трофимов Е.В. - Международно-правовые инициативы 1970-х гг. по глобальному противодействию коррупции: проблемы криминализации и администрирования сомнительных операций транснациональных корпораций c. 45-66

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.1.28900

Аннотация: Предметом исследования выступают акты и другие международно-правовые документы международных организаций, принятые или подготовленные в 1970-х гг. в связи с вопросами противодействия коррупции, практикуемой транснациональными корпорациями в принимающих странах, в том числе акты и иные документы ООН, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной организации труда и Международной торговой палаты. Исследованы также акты и иные документы администрации и Конгресса США 1970-х гг. по этим вопросам. Исследование выполнено с использованием историко-правового и догматического методов исследования, а также метода системного анализа. Первая волна глобальных антикоррупционных инициатив (1970-е гг.) была вызвана негативным отношением к деятельности транснациональных корпораций в принимающих странах. В рамках «мягкого» права ООН были приняты акты против коррупционных практик ТНК. После обнародования масштабов незаконной и неэтичной деятельности северно-американских корпораций в развивающихся странах в США с целью восстановления их международного престижа был принят Закон о запрете коррупции за рубежом 1977 г. (FCPA), а также инициирована разработка международных документов аналогичного содержания. Соответствующие документы были приняты ОЭСР (1976) и МТП (1977), но они носили рекомендательный характер и были обращены не к государствам, а к корпорациям. В 1977-1979 гг. вспомогательные органы ЭКОСОС по инициативе США разрабатывали проект международного соглашения о незаконных выплатах, но оно встретило сопротивление большинства развитых стран и породило дискуссии с развивающимися странами, вследствие чего в начале 1980-х гг. эти разработки были свернуты.
Genesis: исторические исследования, 2016-5
Трофимов Е.В. - Политико-правовые аспекты становления советской однопартийной системы (1917-1922) c. 74-98

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20002

Аннотация: Объектом исследования являются взаимоотношения РСДПР(б) – РКП(б) с другими политическими партиями после Февральской революции 1917 г., завершившиеся полной монополизацией власти большевиками и ликвидацией других партий. Политические процессы рассматриваются одновременно с юридическим ограничением многопартийности и политического плюрализма. Рассматриваются такие важные вехи становления советской однопартийной системы, как Октябрьский переворот, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (25-26 октября 1917), формирование ВЦИК и Совнаркома, переговоры в Викжеле и политическое поражение «правых большевиков», Чрезвычайный всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (11-25 ноября 1917), созыв Учредительного собрания, мятеж левых эсеров (6-7 июля 1918). Причины и условия ликвидации политического плюрализма в течение первых пяти лет советской власти анализируются с использованием официальных документов, материалов деятельности представительных учреждений и трудов В. И. Ленина. Исследованы изменения в советском законодательстве, касающиеся свободы деятельности политических партий. Обобщенно рассмотрен процесс ликвидации политических партий и их слияния с РКП(б). В контексте борьбы большевиков за власть с другими партиями дана политико-правовая оценка деятельности ряда представительных учреждений, а также взаимным позициям большевиков и других политических партий в период гражданской войны. Показана роль случайностей и объективных процессов в укреплении диктатуры большевиков.
Социодинамика, 2013-2
Трофимов Е.В. - Понятие и особенности наград c. 23-67

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.391

Аннотация: В статье исследуется награда как разновидность поощрений с целью выявления ее социально-правового потенциала как средства публичного управления. Выявление социально-правовой специфики наград произведено в контексте междисциплинарного подхода и основано на достижениях юриспруденции, истории, социологии, психологии, экономики и философии. В работе сформулированы специфические признаки наград, обособляющие их от рядовых поощрений, обозначены цели и функции наград, дана характеристика награды как социально-правового явления. Значительное место в статье уделено анализу формы и содержания награды и вопросу невозможности их расхождения без утраты наградой ее социально-правовых свойств. Награда определена автором как символическое правовое поощрение, изменяющее статус лица в системе общественных отношений и этикета, установленное и применяемое в определенной социальной группе за значительные заслуги, которые определяют биографию награжденного лица и которые существенны для социальной группы (объекта управления) и представляющего ее субъекта управления.
Юридические исследования, 2013-1
Трофимов Е.В. - Государственные награды субъектов Российской Федерации c. 1-147

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.1.430

Аннотация: Статья посвящена исследованию правового института государственных наград субъектов Российской Федерации. Автором выявлены особенности и тенденции правового регулирования государственных наград субъектов Российской Федерации. На основе статистических сведений, собранных и проанализированных автором на генеральной совокупности наградных систем всех субъектов Российской Федерации, проведен качественный и количественный анализ наградного законодательства и наградных систем субъектов Российской Федерации. Автором определены типичные модели наградной системы республики и наградной системы иного субъекта Российской Федерации, показаны их достоинства и недостатки, сформулированы и обоснованы рекомендации по их совершенствованию.
Юридические исследования, 2012-5
Трофимов Е.В. - Наградное дело и наградное право в системе правового регулирования c. 24-89
Аннотация: Статья посвящена исследованию правовых аспектов наградного дела и институту наградного права в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о правовой неоднородности наградного дела, определяет неофициальную наградную активность как реализацию конституционной свободы мысли и слова частными лицами, а официальное наградное дело считает выражением публичной власти. Наградное дело включает основной блок общественных отношений по установлению и применению наград и обеспечительный блок отношений, содержащий гарантии наградной деятельности и гарантии награжденных лиц. Отношения по установлению и применению официальных наград регулируются наградным правом. Наградное право характеризуется единством предмета, метода и принципов правового регулирования и рассматривается в качестве правового института, входящего в систему административного права. Административно-правовая природа наградного права определяется управленческим характером наградных правоотношений и поощрительным методом правового воздействия.
Политика и Общество, 2011-10
Трофимов Е.В. - Награды как особого рода поощрения
Аннотация: Статья посвящена малоисследованному вопросу - сущности награды как поощрения особого рода. С привлечением данных юриспруденции, психологии, семиотики и других отраслей научного знания автор выделяет характерные особенности наград, формулирует ее определение. Особое внимание автор уделяет целям и функциям наград.
Административное и муниципальное право, 2011-10
Трофимов Е.В. - Структура наградного производства
Аннотация: Статья посвящена анализу наградного производства. Автор исследует процессуальную форму, в которой протекает награждение официальными наградами, выделяет в рамках этой формы четыре вида (типа) наградных производств, дает им развернутую характеристику. В работе подвергается критике дедуктивный подход к выделению стадий наградного производства и предлагается авторский взгляд на структурирование и последовательность стадий наградного производства.
Право и политика, 2011-9
Трофимов Е.В. - Место наградного производства в структуре юридического процесса и поощрительного производства
Аннотация: Статья посвящена исследованию наградного производства как особой разновидности юридического процесса. Автор анализирует научные подходы к определению места поощрительного производства в структуре административного процесса, обосновывает недостаточность понятия "поощрительное производство" для обозначения всего разнообразия процессуальных явлений и предлагает собственный взгляд на содержание поощрительного производства и место в его структуре наградного производства.
Политика и Общество, 2011-5
Трофимов Е.В. - Официальное и общественное наградное дело
Аннотация: В статье рассматривается структура наградного дела. Основное внимание уделено типологическому описанию официального и общественного наградного дела как важнейших его элементов. Сравнительный анализ официальных и общественных наград позволяет выявить их социально-правовое значение.
Право и политика, 2011-4
Трофимов Е.В. - Принципы наградного дела
Аннотация: В статье рассматриваются принципы наградного дела. Автор исследует принципы наград и поощрений, изложенные в научных трудах и законодательстве. С учетом наградной практики сформулированы десять принципов наградного дела, раскрыты их содержание и значение.
Law and Politics, 2011-4
Трофимов Е.В. - Принципы наградного дела
Аннотация: В статье рассматриваются принципы наградного дела. Автор исследует принципы наград и поощрений, изложенные в научных трудах и законодательстве. С учетом наградной практики сформулированы десять принципов наградного дела, раскрыты их содержание и значение.
Право и политика, 2010-12
Трофимов Е.В. - Структура и содержание наградного правоотношения
Аннотация: В статье рассматривается проблема права на награду. Автоор анализирует мнения ученых по данному вопросу и формулирует собственный взгляд на содержание и субъектный состав наградного правоотношения.
Law and Politics, 2010-12
Трофимов Е.В. - Структура и содержание наградного правоотношения
Аннотация: В статье рассматривается проблема права на награду. Автоор анализирует мнения ученых по данному вопросу и формулирует собственный взгляд на содержание и субъектный состав наградного правоотношения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.