по
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Колобов Роман Юрьевич
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2023-2
Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б., Чердакова Л.А., Суворова А.В. - Особенности охраны трансграничных объектов всемирного природного наследия: российский и зарубежный опыт (часть 1) c. 42-60

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.2.40943

Аннотация: Настоящая работа является первой частью статьи, предметом исследования в рамках которой выступает практика выполнения Бенином, Нигером и Буркина- Фасо международных обязательств по охране трансграничного объекта всемирного природного наследия Комплекса «В-Арли-Панджари», а также практика управления деятельностью по охране такого объекта как Ваттовое море, расположенного на территориях Германии, Дании и Нидерландов. Авторами выделены общие проблемы охраны объектов всемирного наследия в рамках исполнения положений Конвенции, а также рассмотрены и проанализированы основные мероприятия по координации действий национальных органов власти по сохранению и поддержанию уникальных природных комплексов, в частности, в аспекте реализации планов управления.   Новизна настоящего исследования предопределяется тем, что практически отсутствуют юридические исследования практики охраны объектов всемирного наследия вообще и трансграничных (транснациональных) объектов в частности. Осуществленный анализ опыта сотрудничества властей Бенина, Нигера и Буркина-Фасо с органами системы охраны всемирного наследия в отношении Комплекса «В-Арли-Панджари», а также Германии, Дании и Нидерландов в отношении Ваттового моря приводит к выводу об эффективности взаимодействия национальных и международных средств охраны природы и о необходимости выработки мер, направленных на укрепление сотрудничества государств, в том числе в рамках функционирования наднациональных систем и правовых институтов в целях сохранения трансграничных объектов природного наследия.
Право и политика, 2022-7
Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б., Ганева Е.О., Шорников Д.В. - Проблемы сохранения международно-правового статуса озера Байкал в свете анализа практики исключения объектов из Списка всемирного наследия (часть 2) c. 22-33

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.7.38249

Аннотация: Статья является продолжением изложения итогов исследования современного состояния и рассмотрения в ретроспективе имеющихся случаев исключения объектов всемирного наследия ЮНЕСКО из Списка всемирного наследия. Акцентируя внимание на общих проблемах сохранения объектов всемирного наследия, авторы экстраполируют полученные выводы на ситуацию в сфере сохранения объекта всемирного природного наследия озеро Байкал в целях разработки предложений по улучшению ситуации, складывающейся в сфере обеспечения его охраны. В частности, отмечается проблема недостаточной определенности и четкости установления границ объектов всемирного наследия, в целях решения которой высказывается предложение о закреплении режима объектов всемирного природного наследия в законе «Об особо охраняемых природных территориях», с обязательным формированием единой администрации и утверждением границ такой ООПТ актом российского Правительства, с учетом требования Конвенции о всемирном наследии и Руководства по применению Конвенции при их изменении. Рассмотрена также проблема сохранения внешнего облика культурного наследия, поскольку вопрос эстетического восприятия озера и его непосредственного окружения считается важным с точки зрения выполнения обязательств по Конвенции об охране всемирного наследия (с учетом того, что Байкал признан всемирным наследием по всем четырем критериям оценки выдающейся универсальной ценности). Отмечается проблематика отсутствия представленности вопросов охраны природной красоты на национальном уровне, поскольку действующее законодательство не содержит инструментария охраны байкальских ландшафтов. По итогам анализа мировой практики исключения объектов всемирного наследия из Списка авторы приходят к выводу, что экстраполяция основных причин такого исключения на современное правовое положение озера Байкал как объекта всемирного природного наследия обуславливает необходимость, разработки государством и внесения соответствующих коррективов в законодательство об охране Байкала и в практику его применения, независимо от проведения соответствующих мероприятий ЮНЕСКО.
Право и политика, 2022-6
Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б., Ганева Е.О., Шорников Д.В. - Проблемы сохранения международно-правового статуса озера Байкал в свете анализа практики исключения объектов из Списка всемирного наследия (часть 1) c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.6.38174

Аннотация: Данная работа является первой частью статьи, в которой на основе анализа исторических прецедентов проводится исследование процедуры исключения объектов всемирного наследия ЮНЕСКО из соответствующего Списка всемирного наследия. Авторами выделяются общие проблемы в охране объектов всемирного наследия, интерполяция которых в отношении такого объекта всемирного природного наследия, как озеро Байкал, создает перспективы предотвращения наступления наиболее негативных последствий. Предлагается подробно освещенный, проводимый на основе мирового опыта анализ сложностей в деятельности по сохранению объектов всемирного наследия, которые приводят к исключению объектов из Списка всемирного наследия. В работе в качестве одной из проблем сохранения объектов всемирного наследия, послужившей, в частности, основной причиной для исключения из Списка такого объекта как Резервата аравийской антилопы, называется недостаточная определенность, а также недостаточная четкость установления границ объектов всемирного наследия. Авторы приводят обоснования данному тезису и делают вывод о значимости неукоснительного выполнения странами-участниками норм, сформированных в основных соответствующих международных документах. Кроме того, отмечается, что к исключению объекта из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО может приводить появившееся несоответствие объекта критериям выдающейся универсальной ценности.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2022-1
Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю. - Бразильская декларация судей по вопросам правосудия в области водных ресурсов 2018 года как источник мягкого экологического права c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.1.37280

Аннотация: В статье приведены результаты осуществленных в рамках формирования концепции международно-правовой охраны озера Байкал исследований итогов природоохранной работы неправительственных международных организаций в сфере охраны и устойчивого использования вод. Освещена информация о деятельности Всемирного водного совета. Особое внимание уделяется отражению основных результатов деятельности Всемирного водного форума, включая итоги его деятельности в форме принятой в 2018 г. Бразильской декларации судей по вопросам правосудия в области водных ресурсов. По итогам итогам работы с аутентичным текстом рассмотрены 10 основных принципов, содержащихся в Бразильской декларации судей, в той или иной степени отражающих природоохранный приоритет в деятельности по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел, связанных с вопросами использования и охраны вод, с раскрытием их основного содержания. В качестве одного из предложений называется формирование Экспертного совета по озеру Байкал на основе состава научных работников Сибирского отделения РАН, с включением иных экспертов из числа представителей научного сообщества, к полномочиям которого предлагается отнести подготовку заключений о научной обоснованности проектов документов в области охраны озера Байкал, оказывающих существенное влияние на природоохранную деятельность на Байкальской природной территории. Сформулировано предложение по включению в действующие, а также во вновь разрабатываемые программы обучения в рамках повышения квалификации судейских и прокурорских работников дисциплин, предусматривающих изучение основных аспектов правоприменительной практики в сфере охраны окружающей среды (в том числе, с учетом природной специфики региона осуществления судейскими работниками своей деятельности). Уделяется внимание деятельности Международной ассоциации водных ресурсов и результатам 16 Всемирного водного конгресса, прошедшего в г. Канкуне (Мексика). Анализируемый международный опыт экстраполируется на проблематику охраны экосистемы озера Байкал.
Право и политика, 2021-11
Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б. - Развитие устойчивого туризма на Байкальской природной территории посредством применения норм международного «мягкого» права c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.11.36847

Аннотация: Поднимается проблематика использования международного опыта в целях совершенствования нормативно-организационных основ регулирования туризма в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Проанализированы Глобальный этический кодекс туризма, Рамочная конвенция по этике туризма, промежуточные результаты деятельности десятилетней рамочной программы в области устойчивого потребления и производства (в части устойчивого туризма). Раскрывается основное содержание глобальной инициативы снижения потребления пластика в туризме и рекомендаций по совершенствованию закупочной деятельности в сфере туризма. Отдельное внимание уделяется усилиям по развитию устойчивого туризма в рамках Конвенции о биологическом разнообразии. Рассмотрены Руководящие принципы, касающиеся биоразнообразия и развития туризма, обеспечивающих его устойчивый характер и основные черты принятых в их развитие практических пособий.   Отмечены нечасто упоминаемые в юридической литературе Руководство по туристическим партнерствам и концессиям на охраняемых территориях и Руководящие принципы Агуэй-гу. По результатам проведенного анализа позитивных нормативных и организационных решений формулируются выводы о значении этих документов для развития туризма в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Отмечается важность общеполитического признания ценности туризма (в том числе, в особо охраняемых природных территориях) и отражение этого подхода в авторитетных документах международного уровня. Приводится мнение о значимости достоверного определения реальной рекреационной нагрузки на озеро Байкал и прилегающие к нему территории в современный период, а также расчета (на основе углубленных научных исследований) предельно допустимого уровня рекреационной нагрузки, превышение которого создает угрозу сохранности экосистемы Байкала.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2021-4
Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю. - Угрозы сохранению объекта всемирного наследия «Озеро Байкал» и меры по их снижению (по итогам 44 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО) c. 22-33

DOI:
10.7256/2454-0633.2021.4.36774

Аннотация: Предметом исследования в рамках статьи являются решения, принятые на сорок четвертой сессии Комитета всемирного наследия по вопросам сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал» в области таких актуальных вопросов, как строительство ГЭС на главном притоке Байкала - реке Селенге, а также противодействие таким явлениям, как лесные пожары и незаконное строительство в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Охарактеризовано содержание документов, утвержденных на недавно состоявшейся 44-ой сессии Комитета всемирного наследия по вопросам сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал», в рамках которых международным сообществом дается оценка действиям России по выполнению принятых обязательств по сохранению экосистемы озера Байкал. По итогам анализа перечисленных в указанной документации проблем сохранения байкальской экосистемы, на необходимость решения которых указано в итоговой документации по результатам 44 сессии, отмечен потенциал механизмов охраны всемирного наследия для решения проблемы строительства гидротехнических сооружений на реке Селенге. К ним относится расширение сферы применения соглашения «No-go» на область финансовых и страховых услуг, использование положительных последствий применения такого института, как Список всемирного наследия под угрозой, а также взаимодействие с Международной ассоциацией гидроэнергетики по выработке общих подходов к проблеме влияния возводимых гидротехнических сооружений на объекты всемирного наследия.
Международное право, 2021-3
Колобов Р.Ю., Дицевич Я.Б. - Проблемы международно-правовой охраны озера Байкал: итоги 44 сессии Комитета всемирного наследия c. 26-39

DOI:
10.25136/2644-5514.2021.3.36699

Аннотация: Предметом исследования в рамках статьи являются решения, принятые на сорок четвертой сессии Комитета всемирного наследия по вопросам сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал». В статье с использованием различных научных методов (синтеза, анализа, и др.) впервые проведен углубленный анализ содержания документов, утвержденных на недавней 44-ой сессии Комитета всемирного наследия по вопросам сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал», состоявшейся летом 2021 г., в рамках которых международным сообществом дается оценка действиям России по выполнению принятых обязательств по сохранению экосистемы озера Байкал. Цель исследования: рассмотрение и предложение путей разрешения отдельных проблемных аспектов международно-правовой охраны озера Байкал в контексте дискуссии, проведенной в рамках 44 сессии Комитета всемирного наследия. В статье рассмотрены законодательные изменения в регулировании разных групп общественных отношений в Центральной экологической зоне БПТ и сформулированы предложения по их совершенствованию. По итогам анализа отмечены несистемность правового регулирования в рассматриваемой сфере и связанное с этим отсутствие возможности прогнозирования изменений режима правовой охраны озера. Для решения этой проблемы формулируется предложение о необходимости разработки и утверждения долгосрочного плана управления объектом всемирного наследия «Озеро Байкал» с использованием подходов органов системы охраны всемирного наследия. Подготовке такого плана будет содействовать распространение режима зонтичной особо охраняемой природной территории на Центральную экологическую зону БПТ и создание ее единой администрации, управляющей, в том числе, и иными особо охраняемыми природными территориями, входящими в ее состав. Анализируются иные острые проблемы сохранения байкальской экосистемы, на необходимость решения которых указано в Решении 44 сессии Комитета. Авторы предлагают подготовить ряд изменений в федеральное законодательство в части усиления национальной правовой охраны объектов всемирного наследия.
Международное право, 2020-4
Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю. - Потенциал Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия для решения природоохранных задач на объекте всемирного наследия «озеро Байкал». c. 11-24

DOI:
10.25136/2644-5514.2020.4.34727

Аннотация: В статье отражены некоторые результаты исследования, выполненного в рамках реализации научного проекта № 20-011-00168, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований, посвященного проведению комплексного исследования международно-правовых режимов охраны озера Байкал. Центральным из них является режим охраны всемирного наследия, реализуемый на основании одноименной конвенции. Признавая позитивную роль, которую сыграли механизмы охраны всемирного наследия в сохранении уникальной экосистемы озера Байкал, авторы, вместе с тем, отмечают, что в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия существуют перспективные механизмы, в современный период не находящие отражения в практике охраны озера. К числу таких инструментов отнесен список всемирного наследия, находящего под угрозой; разработка плана управления объектом всемирного наследия; стратегическая экологическая оценка намечаемой деятельности, способной оказать негативное воздействие на объект всемирного воздействия. К основным отраженным в статье результатам исследования относится вывод о необходимости использования в деятельности по сохранению озера Байкал как объекта всемирного наследия следующих международно-правовых механизмов: включения озера Байкал в список объектов всемирного наследия, находящихся по угрозой, по инициативе Российской Федерации в случае строительства Монголией гидротехнических сооружений на реке Селенге без учета природоохранных приоритетов сохранения экосистемы озера; разработка плана управления охраной озера Байкал как объекта всемирного наследия. Формулируются выводы о необходимости разработки такого плана как средства гармонизации различных правовых режимов, обеспечивающих охрану озера Байкал. Уделяется внимание имеющимся в системе охраны всемирного наследия подходам к проведению оценки воздействия на окружающую среду. Предлагается учитывать рекомендации Международного союза охраны природы и природных ресурсов к проведению такой оценки на объектах всемирного наследия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.