по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шаронова Елена Александровна
Человек и культура, 2023-2
Шаронова Е.А., Шаронов А.М. - Исторические сюжеты о народе эрзя в русском фольклоре (на материале «Сказания о Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых») c. 39-47

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40514

Аннотация: Предметом исследования в статье является специфика отражения исторических событий и лиц в устно-поэтических произведениях. Объектом исследования стали сказание "О Скворце и Дятле" и песня "На горах на Дятловых". Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как художественное осмысление процессов развития государственности, трансформации народности и т.д. Особое внимание уделяется рассмотрению контактов народов-соседей, влияющих на формирование исторического контекста, в фольклорных произведениях. Цели и задачи работы обусловили выбор методов исследования: историко-литературного, описательного, генетического, на основе которых осуществляется анализ сказания «О Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых».   Научная новизна исследования определяется впервые проведенным анализом «Сказания о Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых» в философском и социологическом аспектах во взгляде на объединение русских и эрзян в один народ, представленного в них. Основными выводами стали: песня и сказание объединяют русский и эрзянский миры, формируют для них общий социум, где со-бытие двух народов не имеет антагонизма, направленных друг против друга социальных и нравственных сил. Особым вкладом авторов стало открытие, что песня художественно интерпретирует объединительные процессы, идеализирует их, превращает в поэтический образ, привлекательный и для русских и для эрзян. Объединение нижегородской эрзи с Московским государством явилось обоюдным благом, о чём говорит и русский царь, благодарящий Бога за то, что он вручил ему эрзянскую землю. Эрзянские старейшины тоже случившееся восприняли как должное, тем более что оно произошло во время их моления Верховному богу, который своим непротивлением все одобрил.
Филология: научные исследования, 2022-11
Шаронова Е.А. - Народная баллада: национальные аспекты жанра (на материале русского, эрзянского, мокшанского фольклора) c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.11.39204

Аннотация: Предметом исследования является жанровое своеобразие эрзянских, мокшанских и русских народных баллад, объектом исследования - типичные и редкие балладные сюжеты и персонажи, что позволяет рассмотреть явление во всем многообразии жанровых аспектов. В статье с опорой на научную литературу и фольклорный материал характеризуются поэтические приемы и изобразительно-выразительные средства, используемые в эрзянских, мокшанских, русских балладах. Особым вкладом авторов в исследование темы стало осмысление баллады через призму памяти о мифе, которая в ней настойчиво присутствует. Эрзянские, мокшанские и русские баллады едины в жанровом отношении при их тематическом разнообразии. Их персонажи и события представляют разные стороны жизни, иллюстрируют различные эстетические и нравственные кодексы, подчиняясь общей поэтической системе. Научная новизна заключается в рассмотрении в балладе элементов мифа, содержание которого в ней трансформируется, она не объясняет миф и не может этого сделать, ибо утратила его понимание. Но она оперирует данными мифа, сохраняет в своей поэтике атрибуты мифа, что позволяет ей иметь сложную жанровую конституцию, уводящую от упрощенного понимания сюжетов и образов действующих лиц. Эрзянские, мокшанские и русские баллады ‒ порождение национальной ментальности, художественно-эстетических, социальных, моральных воззрений. В них жизнь народа конкретизируется судьбами отдельных лиц, акцент делается на духовной жизни, на этических, социальных, нравственных представлениях – как традиционных, так и возникших на новом этапе исторического развития. Своим вниманием они обращены к трагическим сторонам бытия человека, обусловленным его негативной реакцией на мир.
Филология: научные исследования, 2021-8
Шаронова Е.А., Шаронов А.М. - О специфике мировоззрения эрзянских и мокшанских семейно-брачных мифов c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36164

Аннотация: Мифология есть форма сознания первобытнообщинного и раннеклассового общества, воспроизводящая взгляды человека на космос, Бога, общество. Объектом исследования являются эрзянские и мокшанские мифы о семейно-брачных отношениях. Предметом исследования выступает специфика мировоззрения эрзянских и мокшанских мифов, в основе сюжетов которых лежат семейно-брачные отношения. Авторы подробно рассматривают в эрзянских и мокшанских семейно-брачных мифах специфику звучания философских и социологических мотивов, возникших в период формирования патриархальной семьи, когда закладывались её социальные, моральные и юридические нормы существования, анализируют отраженное в мифах своеобразие брачных связей между богами и людьми, что позволяет получить концептуальное представление о типе и характере национальной семьи и о роли семьи в жизни человека. Основные выводы проведенного исследования констатируют, что создание семьи богами и людьми является продолжением творения мира в сфере семейно-бытовой и общественной жизни. Особым вкладом авторов в исследование темы является доказательство, что присутствие в мифе обозначенного аспекта есть выражение наивно-идеалистических и стихийно-материалистических воззрений, обоснование высокого гуманитарного статуса женщины в семейной жизни, обозначение как основополагающих присущих ей по праву рождения героических черт, осмысление в аспекте со-творчества отношений богов и людей в семейно-брачной сфере. Новизна исследования заключается в том, что впервые анализируются особенности мировоззрения семейно-брачных мифов, что вводит эту проблему в научный контекст. В процессе работы использовались культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, историко-типологический, описательный методы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.