ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Пригодич Никита Дмитриевич
Genesis: исторические исследования, 2023-4
|
Пригодич Н.Д., Богомазов Н.И. - Иностранные закупки для нужд российского транспорта в годы Первой мировой войны: постановка проблемы и историографические аспекты |
|
c. 10-18
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.4.40377
Аннотация: В статье рассматриваются общие теоретические соображения о факторе иностранных закупок в решении транспортного кризиса России в годы Первой мировой войны. Вместе с этим основной акцент сделан на историографическом обзоре проблемы, который позволяет сформулировать вектор дальнейших исследований. Уже с конца 1914 года политическому и военному руководству страны стало очевидно, что требования военного времени в некоторых отраслях значительно превышают возможности отечественных производителей. В первую очередь это касается железных дорог, фронтовых и тыловых, которым постоянно требовалось огромное количество новых рельсов и скреплений к ним, стрелочных переводов, бандажей, вагонов разных типов, локомотивов и других материалов. Невозможность произвести необходимые материалы в нужном количестве на российских предприятиях естественным образом приводила к необходимости закупать их за рубежом, в первую очередь, в США и странах-союзницах — Великобритании и Франции. С 1915 года зарубежные заготовки и закупки принимают широкий размах. В качестве основных выводов проведенного исследования представлено положение военных и гражданских властей, которые, пытаясь улучшить работу транспорта, критически важную в условиях военного времени, постепенно расширяли номенклатуру заказываемых за границей товаров транспортного назначения, включая в неё также автомобили, материалы для авиации и флота.
Педагогика и просвещение, 2023-2
|
Пригодич Н.Д., Васильев А.В. - Использование методики проектной деятельности при подготовке студентов технических специальностей по гуманитарным дисциплинам |
|
c. 22-29
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2023.2.40446
Аннотация: Предметом данного исследования является преподавание гуманитарных дисциплин студентам технических специальностей. Объектом исследования является методика проектной деятельности в системе высшего образования, направленная на расширение профессиональных компетенций студентов-инженеров. Авторы подробно рассматривают такие аспекты как междисциплинарный и персонифицированный подходы в системе высшего образования и ключевые параметры их взаимосвязи с проектной работой. Особое внимание в статье уделяется тем задачам, которые решает проектная деятельность. Среди них формирование знаний, умений и навыков по ключевым компетенциям, работа в междисциплинарной области, формирование навыков командной работы и умение ее оценки. В рамках исследования подробно представлено описание реализованных проектов в Университете ИТМО. Научная новизна заключается в представлении результатов апробации проектов разной научно-педагогической ориентации. Основные выводы исследования убедительно демонстрируют, что прикладной характер проектов является ключевым для развития навыков в историко-культурной области. Вместе с этим происходит адаптация актуальных знаний о современном состоянии исторической науки. В результате ориентация на междисциплинарный и персонифицированный подходы находит прямое отражение в рамках проектной работы за счет интеграции исторических знаний с цифровыми методами и исследовательскими и инструментами технических наук.
Исторический журнал: научные исследования, 2023-2
|
Пригодич Н.Д., Васильев А.В. - Сравнительный анализ потерь авиации Ленинградского фронта в период блокады |
|
c. 65-74
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2023.2.40449
Аннотация: Предметом исследования в рамках данной статьи являются потери авиационных сил на Ленинградском фронте в период блокады. Авторы подробно рассматривают статистические данные о потерях в составе авиации, оборонявшей Ленинград, с позиции комплексного подхода к изучению истории блокады города, как единого неразрывного процесса, что представляет собой важное расширение научных знаний о затрагиваемой проблеме. Кроме того, в основе настоящего исследования использованы материалы штаба ВВС Ленинградского фронта, впервые вводимые в научный оборот. Особое внимание в статье уделяется сравнительному анализу потерь среди личного состава с потерями самолетов за аналогичный период. Основные выводы представленного исследования демонстрируют, что периоды увеличения потерь личного состава и материальной части закономерно связаны с этапами массированных контрнаступательных операций в сентябре 1942 г., январе и сентябре 1943 г., в январе 1944 г. Однако приведенные данные свидетельствуют и о целом ряде уникальных положений. В результате, представленные сведения позволяют несколько расширить имеющиеся данные о действиях авиации в обороне Ленинграда. Использование статистических материалов позволяет задать некоторые важные вопросы, научный ответ на которые будет неразрывно связан с более общими проблемами истории обороны и блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Исторический журнал: научные исследования, 2021-3
|
Пригодич Н.Д. - Авиапромышленное производство в Ленинграде в период блокады (по материалам горкома ВКП(б)) |
|
c. 130-137
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.3.36087
Аннотация: Предметом исследования является процесс авиапромышленного производства в Ленинграде в период блокады. В условиях выхода в свет новых документальных комплексов о работе высших партийных органов власти в период с 1941-1944 гг. эта тема обретает новую актуальность. Сложившееся положение вещей было обусловлено уникальной ситуацией, в которой оказался Ленинград летом-осенью 1941 г. В условиях оторванности от «большой земли» полное оперативное управление ресурсной базой города легло на плечи советских и партийных органов власти, которые получили дополнительные полномочия. Вместе с этим возросла и ответственность. В рамках исследования проводится попытка альтернативного рассмотрения работы ленинградских заводов НКАП, не с точки зрения классического реконструирования истории авиапромышленности в СССР в годы войны, а с позиции конкретной управленческой задачи, которую решало партийное руководство города при использовании общей ресурсной базы. В ходе изучения автор приходит к выводу, что несмотря на эвакуацию подавляющего числа производственных мощностей авиационной промышленности в ходе военных действий ресурсная база была адаптирована под конкретные задачи Ленинградского фронта. В городе был налажен выпуск промышленной продукции по заказам и спецификации штаба ВВС. Во многом, мобилизация ленинградской промышленной базы под задачи авиационных частей в годы войны стала важнейшим фактором в сохранении боеспособности ВВС, особенно в наиболее трудный период зимы 1941/1942 гг., когда пополнение авиационных соединений новой техникой практически остановилось.
|