ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Бобнева Анна Валентиновна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-5
|
Бобнева А.В. - К вопросу о формировании индивидуального стиля национального композитора ( на примере творчества М. Касумова). |
|
c. 43-55
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.5.30690
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению логики процесса стилеобразования в раннем периоде творчества национальных композиторов. Привлечение методологий этнопсихологии и социологии глубин позволило выдвинуть предположение о целесообразности интерпретации этого процесса рождения новой, индивидуально-авторской формы художественного синтеза европейского профессионализма и основ традиционной культуры собственного этноса с помощью структурной логики инициального обряда. Обозначенная проблема решается на основе анализа одного из ранних сочинений дагестанского композитора М. Касумова – Первого концерта для скрипки с оркестром (1971 г.). Использование не трех- (В. Тэрнер, Ю. М.Лотман, А.-Ж. Греймас) а четырехфазной модели инициации (Д. Фрезер, В. И.Тюпа), включающей еще и фазу «партнерства», позволило конкретизировать процесс ассимиляции русской музыкальной культуры и уточнить специфику момента превращения «чужого» в «свое». Осуществленный анализ Концерта М. Касумова показал, что принцип саморегуляции и самоорганизации стилевых систем гетерогенного типа связан с особой формой диалогового отношения двух канонов, относящихся к высшим сакральным ценностям европейской и традиционной культур. В силу этого сам процесс смыслообразования в раннем периоде творчества национального композитора включает в себя две стадии драматургического развития. Первая из них определяется необходимостью достижения культурной идентичности, а вторая, стимулируемая инстинктом самосохранения, устремлена к этнической самоидентификации. Обнаруженная двухстадийность процесса творческого испытания каждым национальным композитором решается оригинальным путем, формирующим индивидуальный облик его стилевой системы.
|