по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Аббасова Галина Эльбрусовна
Человек и культура, 2022-6
Аббасова Г.Э. - «Роза и перепелка». Метаморфозы в графике А.В. Николаева (Усто Мумина) 1930-х годов c. 32-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.29097

Аннотация: Расцвет творческой жизни Узбекистана, пришедшийся на 1920-е – 1930-е годы, был обусловлен не только оживленной деятельностью художественных группировок, выставками и целевыми командировками, но и активной работой художников в периодических изданиях различного толка. Графические циклы, публиковавшиеся на страницах газет и журналов, существенно расширяют устоявшиеся представления о темах, сюжетах и образах в творчестве мастеров советского Узбекистана. Порой эти публикации остаются единственным документальным подтверждением существования произведений, оказавшихся сегодня утраченными. Настоящая статья посвящена малоизвестной графике А.В. Николаева, работавшего под именем Усто Мумин, ее классификации, описанию и установлению связей между станковой живописью художника и графическими листами, которые он выполнял для таких изданий как “Maşala” («Машъала»), “Muştum” («Муштум») и «Правда Востока». В 1930-е годы поэтическая созерцательность, присущая ранней живописи Усто Мумина, уступила место строительству нового социального мифа. На данном этапе значительную роль в трансформации художественной манеры мастера сыграл его отъезд в 1929 году в Ленинград, где он посвятил себя работе над книжной и журнальной иллюстрацией. При этом художнику удалось найти то хрупкое равновесие, которое позволило при явной идеологической составляющей сохранить высокое художественное качество рисунка. Предметный мир своих произведений он наполнил образами, заимствованными из более ранних работ. Однако, извлеченные из мифологизированного контекста, они, как правило, лишались своей смысловой многозначности, приобретая приземленный характер. При этом безжалостная апелляция мастера к таким знаковым для его живописи 1920-х годов символам как роза и перепелка позволяют предположить, что изменения, происходившие в 1930-е годы в его творчестве, носили не только внешний характер, но были обусловлены более глубокими причинами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.