по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Полубояринов Андрей Романович
Социодинамика, 2023-10
Полубояринов А.Р., Сурова Е.Д. - Общность природы идеологии и мифологии как объект социально-философского анализа c. 83-95

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68802

Аннотация: В данном исследовании авторы рассматривают мифологию и идеологию, их природу и происхождение, а также процессы их взаимоотношений. Утверждается, что идеология и мифология являются во многом взаимосвязанными явлениями, однако нередуцируемыми друг к другу. Между ними устанавливаются не императивные, а, скорее, комплиментарные отношения, когда они в процессе взаимодействия заимствуют те или иные элементы и структуры друг друга. Общность их природы и происхождения проявляется в общности их свойств и функций. Идеология имеет две стороны: рациональную и иррациональную. Исследование показывает, что иррациональная сторона идеологии является не менее важной и оказывает не меньшее влияние на конечных потребителей идеологии, чем ее рациональные и научные элементы. Иррациональная сторона выражается в мифическом, бессознательном, аффективном и воображаемом. Научная новизна исследования состоит в раскрытии сущности идеологических мифов, обозначающих мифы в структуре идеологии, установлении «мифомоторики» идеологии, а также выделении основных свойств идеологии и мифологии: стихийность и хаотичность происхождения; неорганизованный и а-центричный характер; развертывание в различных социальных полях и измерениях; передача одного и того же сообщения посредством нескольких кодов; всестороннее и всеобъемлющее воздействие на конечных потребителей; отсутствие полной ясности и ускользание от анализа; ритуальность и повторяемость. Делается вывод, что функциональная роль мифов в идеологии состоит в том, что они заполняют пустоту, образующуюся между идеологической системой и социальным порядком в тех местах, где они не соответствуют или открыто вступают в противоречие друг с другом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.