по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Булатов Иван Александрович
Человек и культура, 2023-2
Булатов И.А. - Роль «Дня русской культуры» в формировании идентичности русской эмиграции «первой волны» c. 91-101

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40016

Аннотация: Предметом исследования является День русской культуры, праздновавшийся в большинстве стран русской эмиграции в день рождения А.С. Пушкина. В статье это торжество рассматривается не как узко культурное мероприятие, а как национальный праздник, то есть мероприятие чья ценность признаётся всеми членами нации, которые как зрители или участники вовлекаются в торжества. Особое внимание уделяется трём ключевым функциям праздника: объединяющей, защищающей молодежь от денационализации и поддерживающей чувство коллективного достоинства. Рассматриваются и другие функции, самые очевидные из которых развлекательная и просветительская, но именно эти три влияли на формирование особой эмигрантской идентичности. Демонстрируется, что несмотря на сохраняющиеся разногласия, разные политические силы принимали участие в подготовке и проведении праздника. При этом взгляд на историческое значение русской культуры и роль Пушкина мог различаться, но полемика оставалась в рамках праздника, который служил площадкой для коммуникации. Отдельное внимание уделяется прессе и её влиянию на становление и развитие Дня русской культуры. В тексте отмечается, что День русской культуры был феноменом белой эмиграции, выражающим её ценности и чаяния. Данное торжество существовало и закрепляло белоэмигрантскую мифологию, одной из ключевых характеристик, которой была вера в скорое возвращение на Родину, «освобожденную» от коммунистов. Победа во Второй Мировой войне Советского Союза, привела к разочарованию эмигрантов в этой идее. Также в конце 40-г гг. в эмиграцию попала «вторая волна», сильно отличавшаяся по своим ценностям от предшественников. Эти факторы предопределили затухание и исчезновение, такого важного символа белой эмиграции, каким являлся День русской культуры.
Genesis: исторические исследования, 2022-7
Булатов И.А. - Влияние образа Петра Великого на внешкольное воспитание в поздней Российской Империи и в эмиграции. c. 117-124

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.7.38084

Аннотация: Частью образа Петра I в исторической памяти народа являются его товарищи по детским играм – «потешные». Благодаря им первый император России прочно ассоциируется с молодёжными объединениями. Предметом исследования выступает, то, как эта часть образа Петра Великого повлияла на становление и развитие детско-юношеских движений в Российской Империи и в межвоенном русском зарубежье. Особое внимание уделяется организации потешных, созданной весной 1909 г. в Бахмуте, и Национальной Организации Русских Разведчиков (НОРР), члены которой работали с детьми в большинстве стран русского рассеяния, а также старшему крылу этой организации – Петровскому Союзу. В работе делается вывод, что обращение к образу Петра Великого в Российской Империи было логичным, так как в исторической памяти русского народа не осталось других детских организаций кроме потешных. А их связь с гвардейскими полками, только усиливала престижность этого образа. В эмиграции же образ Петра Великого стал играть более значительную роль. Этому способствовало три фактора. Во-первых, выросла общеэмигрантская нужда в объединяющих символах. Главным культурным символом стал А.С. Пушкин, наиболее компромиссным же символом государственного деятеля стал Пётр I. Во-вторых, свою роль сыграла борьба внутри русских детских организаций, в рамках которой снова стали востребованы потешные, как альтернативная скаутингу точка отсчета. Третьим фактором, стали личные взгляды отдельных руководителей детско-юношеских организаций.
Genesis: исторические исследования, 2021-9
Булатов И.А. - Русские детско-юношеские организации Харбина в 1920-е – 1930-е гг. в современной отечественной историографии. c. 67-77

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.9.36444

Аннотация: Предметом исследования является историография, посвященная истории харбинских детских и подростковых организаций русской эмиграции в 1920-е – 1930-е гг., увидевших свет в последние тридцать лет. Цель работы дать общий обзор литературы и основных направлений внутри обширной темы. При этом не ставилась задача охватить абсолютно всю литературу, так или иначе затрагивающую молодёжные организации Харбина, по этой причине в обзор не попали вторичные работы, не привносящие ничего нового в изучение вопроса. Исследуемые работы анализируются и группируются в статье по типам рассматриваемых в них организаций, что позволяет лучше понять степень изученности всех движений, а также сравнить имеющуюся информацию. Это в свою очередь позволяет найти противоречия в разных работах (если они имеются) и наметить «белые пятна» требующие дальнейшего изучения.   В статье рассматриваются материалы посвящённые, как хорошо известным общеэмигрантским организациям, таким как скауты (НОРС-Р) и разведчики (НОРР), массовым, но исключительно маньчжурским: мушкетёры и юные фашисты, так и малочисленным, и практически неизвестным: 13, Черное кольцо, Черная рука и др. В заключении делается вывод о хорошей степени изученности основных детско-юношеских организаций Харбина и отмечается необходимость дальнейшего анализа программ и идеологий лежащих в основе этих организаций, которые в отличие от фактологии изучены хуже. Также отмечается желательность разработки универсальной классификации эмигрантских движений, которая помогла бы в дальнейшем их изучении.
Genesis: исторические исследования, 2021-2
Булатов И.А. - Национальная организация русских разведчиков: краткая история c. 8-17

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.2.35110

Аннотация: Предметом исследования статьи является история развития Национальной организации русских разведчиков (НОРР), одной из детско-юношеских организаций русского зарубежья. НОРР возникла в 1928 г., а в 1930-¬е гг. XX в. стала самой массовой эмигрантской детской организацией, но практически прекратила свою деятельность после Второй Мировой войны. Первые члены НОРР вышли из скаутского движения, и во многом строили свою идеологию на критике материнской организации. Однако, это не мешало им заимствовать наиболее эффективные методы скаутской работы, приспосабливая их под свою идеологию. Идеология эта заключалась в русском национализме имперского типа, патриотизме и милитаризме. Символом всех этих идей был избран Пётр I. В статье на широком круге источников, в т.ч. впервые вводимых в научный оборот, исследуется феномен национального воспитания во внешкольных организациях. Основным выводом проведенного исследования является тезис о том, что взлёт популярности и позднейшее затухание Национальной Организации Русских Разведчиков были связаны именно с национально-патриотической составляющей воспитания, игравшей большое значение в условиях эмиграции. Тот факт, что лидер этой организации П.Н. Богданович смог предложить широким кругам эмигрантской общественности систему русского национального воспитания, определил первоначальный успех. После Второй Мировой войны НОРР потеряла много активных членов и сократила свою работу, а русские скауты внедрили в свою работу больше национальных элементов, переманивая к себе патриотически настроенную молодёжь. Это и определило окончательное затухание НОРР.
Исторический журнал: научные исследования, 2021-1
Булатов И.А. - Празднование Дня Русской Культуры на примере Харбина. c. 151-158

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.1.35253

Аннотация: Предметом настоящего исследования является празднование Дня русской культуры в Харбине. Этот праздник широко отмечался в большинстве стран эмиграции в 20-е – 30-е гг. XX в., но потерял свою популярность после Второй мировой войны. В статье предпринимается попытка изучить и проанализировать порядок проведения Дня русской культуры в главном русском городе Северного Китая – Харбине. Для достижения этой цели подробно рассматриваются все ключевые аспекты торжества: его подготовку, основные мероприятия, как для взрослых, так и для детей, выпуск праздничного сборника статей. В работе используются как опубликованные, так и впервые вводимые в научный оборот, источники. К первым относятся однодневные журналы «День русской культуры» в которых публиковались отчеты о проведении праздника и статьи, лучше раскрывающие его суть. Из неопубликованных источников использовались материалы Государственного архива Хабаровского края, в частности документы по подготовке и проведению Дня русской культуры. В работе делается вывод о том, что праздник был важным событием в жизни русского населения Харбина, объединял разные эмигрантские организации и способствовал сохранению национальной культуры в условиях отрыва от Родины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.