ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Устименко Юлия Александровна
Педагогика и просвещение, 2023-4
|
Грибер Ю.А., Устименко Ю.А. - Цвет, основанный на фактах: эксплоративное исследование количества и качества знаний о цвете будущих российских дизайнеров |
|
c. 122-135
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2023.4.69016
Аннотация: Актуальность представленного в статье исследования обусловлена новыми тенденциями в современном образовании, связанными с необходимостью грамотного внедрения результатов современных кросс-дисциплинарных исследований цвета в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Цель работы заключается в том, чтобы, используя апробированную в Швеции и Великобритании методологию, установить количество и качество знаний о цвете будущих российских дизайнеров и сравнить эти параметры с соответствующими показателями иностранных студентов. Объектом исследования является цветокомпетентность российских студентов, предметом – кросс-культурные различия принципов и механизмов использования цвета в повседневной дизайнерской практике. Авторы подробно рассматривают основные направления исследований, составивших научную основу доказательного дизайна в области цветового проектирования. Для оценки количества и качества знаний студентов о цвете использовалась модифицированная методика Дж. Дженсенса и Б. Микеллидеса. Ответы собирались в ходе онлайн-опроса, в котором приняли участие 187 студентов программы «Дизайн» (147 женщин и 40 мужчин) в возрасте от 17 до 48 лет (средний возраст 20.43, SD=3.5). Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что российские студенты имеют довольно высокий индекс знаний о цвете и по этому показателю даже превосходят студентов, обучающихся в Великобритании и Швеции. Величина индекса общих знаний о цвете практически совпадает у студентов первых и последних курсов. Более низкий индекс знаний о цветовом зрении пожилых людей у начинающих свое обучение студентов по сравнению с выпускниками коррелирует с различиями в выборе источников знаний о цвете. У студентов старших курсов наблюдается рост интереса к доказательному дизайну и изменение целевой установки на использование в разработке проектных решений классической теории цвета в сочетании с проверенными эмпирическими данными, что отражает антропологический поворот современного дизайна и урбанистики в целом. Результаты анализа имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению художественного образования в мире.
|