ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Файзуллина Гузель Чахваровна
Исторический журнал: научные исследования, 2023-6
|
Файзуллина Г.Ч. - Служители мусульманского культа Тобольской губернии в конце 1890-х – 1920-х гг. |
|
c. 166-175
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2023.6.69320
Аннотация: Предметом исследования являются сведения о служителях мусульманского культа Тобольской губернии в конце 90-х гг. XIX в. – 20-х гг. XX в., содержащиеся в различных архивных источниках: мусульманские метрические книги на старотатарском языке, Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., документы (устав, протоколы учредителей, списки членов и опись имущества магометанских религиозных общин, договор об использовании магометанского богослужебного здания, протоколы общих собраний, списки прихожан и др.) магометанских религиозных общин за 20-е гг. (Иштамаских юрт, Комаровских юрт, Медянских юрт, Миримовских юрт, Сабанаковских юрт, Саусканских юрт, Суклемских юрт, Эскалбинских юрт). Цель исследования - изучение состава исламского духовенства посредством введения в научный оборот малоизученных источников. При изучении состава служителей мусульманского культа Тобольской губернии в конце 1890-х – 1920-х гг. использовались такие научные методы, как историографический анализ, сравнительно-исторический метод, источниковедческий анализ. Новизна исследования видится в привлечении малоизученных источников на русском и татарском языках и в систематизации разрозненных материалов о мусульманских духовных лицах по хронологическому принципу. Анализ архивных документов о служителях мусульманского культа Тобольской губернии в конце 1890-х – 1920-х гг. показал, что в организованных в начале 1920-х годов магометанских религиозных общинах продолжали нести службу священники, ранее утвержденные в духовном звании. Более того, в первые годы советской власти (вплоть до 1925 г.) утверждались новые лица в различных должностях – имам, имам-хатыб, мугаллим, мулла, муэдзин (кроме указного имама). Установлено, что в советский период продолжает прослеживаться преемственность в служении религиозному культу по кровному родству. Некоторые служители культа не переставали указывать свое этносословное происхождение, а именно бухарское. Автором выявлена вариативность в написании личных имен священников, что связано с формированием языковых норм, касающихся правописания антропонимов татарского населения: слитное, раздельное, полуслитное (дефисное).
|