по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Желтикова Инга Владиславовна
Философская мысль, 2023-8
Желтикова И.В. - Концептуализация понятий «образ будущего» и «образ города» и их взаимный эвристический потенциал c. 41-51

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.8.43743

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вариантов значения научных категорий «образ будущего» и «образ города». Предметом исследования выступает процесс формирования понятийной определенности этих устойчивых словосочетаний. В качестве ведущего его метода выступает герменевтический анализ, направленный на выявление значений, в которых используются анализируемые словосочетания. Сравнительный анализ позволяет установить эвристический потенциал понятий «образ будущего» и «образ города», используемых в одном исследовании. В статье автор рассматривает появление анализируемых понятий во второй половине 20 века, их функционирование в различных научных контекстах. Особое внимание уделяется их эвристическому потенциалу в рамках социальной философии. Научная новизна исследования заключается в различении четырех значений понятия «образ города» - как «образа реального города», в котором на основании личных впечатлений формируется обобщенное представление, фиксирующее своеобразие конкретного городского пространства, «художественного образа города», запечатленного в живописи, литературе, кинематографе, музыке, «стереотипного образа города» как обобщенно-нормативного представления об известном, исторически значимом городе, и «философского образа города» как умозрительной модели человеческого поселения, основные параметры которой социально обусловлены. Основные выводы поведенного исследования касаются возможности рассмотрения образа города в качестве элемента образа будущего, запечатлевающего представления о социуме, его структуре, экономике, политике, духовных практиках, социальных ожиданиях. Автор статьи предлагает рассматривать изучение образа города как один из методов изучения образов будущего.
Культура и искусство, 2020-11
Желтикова И.В. - Варианты возможного будущего в современном российском кинематографе c. 36-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34473

Аннотация: Предметом этого исследования выступают десять отечественных фантастических фильмов, вышедших в прокат с 2013 до 2020 года. Целью этой статьи является изучение сценариев в видении будущего, представленных современным российским кинематографом. В статье дается обзор подходов к изучению визуальных образов. На их основе предлагается новая стратегия исследования кинообразов будущего, предполагающая различение в кинофильме трех групп элементов: когнитивных, визуальных и эмоционально-модальных и четырех тематических составляющих, соответствующих сферам жизни общества. В результате применения этой методики были выделены четыре основные темы, присутствующие в кинематографической репрезентации будущего – космос, вооруженные конфликты, индустрия развлечений и кардинальные изменения человеческой личности. Определено, что визуальная репрезентация будущего представлена четырьмя группами образов – универсальными образами, образами настоящего, образами прошлого, и образами, незнакомыми зрителю и репрезентирующими то небывалое, чем привлекательно будущее.     Приходится признать, что в большинстве фильмов будущее оценивается как недолжное, несправедливое, неправильное, вызывает нравственное несогласие. Изображаемое будущее – это не тот мир, в котором бы хотелось оказаться. В большинстве своем российские фильмы посвящены российскому же будущему, удаленность которого не превышает 50 лет. Такой подход повышает вовлеченность зрителей в изображаемые события и сообщает им общий пессимистический настрой на завтрашний день, присутствующий не только в сюжете, но и в визуальном ряде большинства картин. Целостные образы будущего, функционирующие в определенной культуре, могут быть выделены на основании сопоставления различных источников, и кинематограф, является всего лишь одним из таких источников. Поэтому делать выводы о восприятии будущего нашими современниками только на основании его одного, конечно, нельзя. Однако кинофильмы являются ценным источником информации по визуализации будущего и передаче общих настроений, с ним связанных.
Философская мысль, 2020-2
Желтикова И.В. - Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» c. 15-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.2.32302

Аннотация: В статье приводится обзор исследовательских подходов, объектом которых выступает будущее как элемент актуальной социальной реальности. Автор знакомит русскоязычных читателей с такими направлениями в исследованиях будущего, как «осознание будущего», «ориентация на будущее», «дальновидность», «проективность», «фьючерсная грамотность», «предвосхищение», объекты их изучения и цели. В качестве еще одного направления в исследованиях будущего предлагается «образ будущего». Дается авторская трактовка этого концепта как отражения коллективных представлений о будущем, имеющих характер законченной или почти законченной картины еще не существующей социальной реальности. Автор статьи рассматривает существующие методологии изучения образов будущего и предлагает собственную – комплексный гуманитарный анализ (КГА), позволяющий находить общий знаменатель социальных ожиданий в источниках разного типа. Комплексный гуманитарный анализ включает в себя четыре этапа, которые представлены в статье. В отличие от других ракурсов рассмотрения представлений о будущем, образ будущего дает возможность реконструировать картины будущего, функционирующие в прошлом, и соотнести их с реальным будущим. Изучение образа будущего позволяет оценить включенность социума во временную перспективу, его отношение к настоящему, степень удовлетворенности действительностью, конкретизировать представления о цели общественного развития и ценностях социума, в котором существует. Изучение образов будущего, функционирующих в прошлом, может помочь понять связь между представлениями о будущем и самим будущим, и в случае установления этой зависимости она может быть экстраполирована на образы будущего нашего настоящего и нашего будущего.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.