по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Котляр Елена Романовна
Философия и культура, 2024-3
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А., Золотухина А.Ю. - Культурный код штетла в спектакле Григория Горина «Поминальная молитва» c. 21-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.69819

Аннотация: Предметом исследования нашей статьи является выделение культурных кодов восточноевропейских местечек-штетлов в спектакле Григория Горина "Поминальная молитва", либретто которого написано автором по мотивам произведений известного писателя на идиш Шолом-Алейхема. Автором статьи охарактеризована история и условия локализации еврейской культуры в Восточной Европе и Российской империи, особенности ее трансформации, трагическая история еврейского театра в первой трети ХХ в. После исчезновения местечек и выхода из употребления языка идиш, сохранение истории характерного бытового и философского уклада штетлов стало целью музейных деятелей, историков, писателей, драматургов, художников. В произведении на примере Тевье-молочника, его семьи и окружения выявлены характерные образы жителей местечек, среды их обитания, типов мышления и действий.  В статье использованы методы историзма в ретроспективе культуры местечек-штетлов, метод анализа в вычленении архетипов штетла, метод синтеза в обобщении совокупности характерных культурных кодов. Основными выводами исследования являются: 1. Восточноевропейские еврейские местечки-штетлы - небольшие поселения городского типа, с преимущественно еврейским населением, уникальная культура которых была обусловлена иудейским вероисповеданием, бытовыми и религиозными традициями, языком идиш, а также локализацией проживания на небольшой территории. 2. В период масштабных социальных потрясений начала ХХ в. и последующим выходом за пределы местечек их уникальная культура стала мифологемой, фундаментом для вышедших из нее писателей, художников, музыкантов, театральных деятелей. Одной из вех в сохранении этой культуры стал еврейский театр ГОСЕТ, существование которого было трагически оборвано в середине ХХ в. 3. Пьеса "Поминальная молитва", написанная Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема и поставленная в театре "Ленком" Марком Захаровым, стала квинтессенцией характерных образов штетла, и одновременно возрождением аутентичной еврейской культуры. Особым вкладом автора является выделение в пьесе образов-архетипов штетла, ставших культурными маркерами, или кодами иудейской идишистской культуры.
Litera, 2023-12
Котляр Е.Р., Резник О.В., Гоцанюк Н.Ю. - Паттерн Л. Н. Толстого в культурном ландшафте Крыма c. 41-54

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.12.69161

Аннотация: Культурный ландшафт как понятие является не гомогенным образованием, а, подобно мозаике, включает в себя паттерны культур как этносов, так и государственных и иных образований, религий, профессиональных традиций, искусства, литературы, науки. Отдельную роль имеют выдающиеся личности, привнесшие свой вклад в культуру данной местности. Крымский культурный ландшафт отличается богатством и многообразием, что естественно для полиэтнического региона с богатейшей многовековой историей. В культурный ландшафт Крыма внесли свой вклад многие выдающиеся деятели культуры и искусства, как, например, художники И.К. Айвазовский, М.А. Волошин, К.Ф. Богаевский, поэты и писатели А. Мицкевич, А. С. Пушкин, И. Шмелев, архитекторы А. Н. Бекетов, П.Я. Сэферов и Н.П. Краснов, композитор А. Караманов, этнограф и социолог Н.Я. Данилевский и многие другие. Предметом исследования данной статьи является вклад в культурный ландшафт Крыма выдающегося литератора, деятеля культуры и философии, Льва Николаевича Толстого. Методы исследования: метод историзма в ретроспективе деталей культурного ландшафта Крыма, метод историографии в уточнении понятия культурный ландшафт, ассоциативно-художественный метод в сопоставлении написанного Л.Н. Толстым о Крыме и его вкладе в культурный ландшафт. Научная новизна исследования состоит в осмыслении вклада Л. Н. Толстого в культурный ландшафт Крыма. Выводы: 1. Культурный ландшафт Крыма богат и многообразен благодаря как уникальной природно-климатической зоне, так и географическому расположению полуострова на пути с востока на запад, что с древнейших времен обусловило полиэтничность, полилингвальность, поликонфессиональность крымской культурной ойкумены. 2. На формирование крымского культурного ландшафта повлияли не только сообщества, но и выдающиеся личности, жившие и/или посещавшие полуостров в разное время. Вклад в крымскую культуру известного писателя, философа, просветителя Л. Н. Толстого состоит в его глубоком философском осмыслении местного культурного колорита, выразившегося в цикле "Севастопольские рассказы", а также в дневниках писателя, где он говорит о Крыме как месте, красота и гармония которого олицетворяют философскую гармонию мысли, понимание человеком и его вечное стремление к добру и свету как цели жизни.
Философская мысль, 2023-6
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А. - Культурный код "Числа" в иудейском изобразительном семиозисе Крыма c. 14-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.6.40797

Аннотация: Предметом исследования является культурный код «Числа», охватывающий числовые символы и их воплощение в изобразительном семиозисе иудеев Крыма. Объектом исследования являются традиционные композиции и образы, связанные с символикой чисел, в изобразительной практике иудеев Крыма. В исследовании применены методы семиотического и семантического анализа в дешифровке значений числовых символов и их воплощении в иудейском изобразительном семиозисе Крыма, метод анализа предыдущих исследований по теме, метод синтеза в обобщении значений числовых символов. В статье авторами рассмотрены такие аспекты темы как: определены коды изобразительного семиозиса иудеев Крыма, обозначена их система, этимология, ключевые смыслы и главный код. Подробно рассмотрен код Числа и его особенности.     Основными выводами исследования являются: 1. Итогом рассмотрения традиционной культуры иудеев Крыма стало определение пяти кодов иудейского изобразительного семиозиса, включающих группы изображений: фитоморфных , зооморфных, скевоморфных, числовых. Обобщающим является код Сэфер (Книга). Структурированы взаимосвязи кодов, вследствие чего выявлены ключевые смыслы – Творение, Рай, персоны Торы, мессианские чаяния. Определен смысловой центр кодов – Арон Гакодеш - хранилище Торы, являющейся источником всей иудейской доктрины. 2. Рассмотренный код Числа включает изображения, число которых имеет символический смысл, основа которого лежит в Торе. Рассмотрены основные числа, упоминаемые в Торе, их значения и воплощение в традиционной изобразительной практике. Помимо прямого упоминания чисел в Торе, значения числовых символов вытекают из Каббалы, переводящей буквенные значения в числовые (ввиду одинакового написания в иврите числовых и буквенных символов). Научная новизна исследования: впервые определены взаимосвязи культурных кодов в изобразительном семиозисе иудеев Крыма. Представлена авторская концепция сакрального геометрического кода чисел в иудаизме на основании изучения Торы, а также классической философии пифагорейцев и платонистов.
Человек и культура, 2023-6
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Модерн в архитектуре южнобережных вилл и дворцов как вклад выдающихся личностей их владельцев и архитекторов в культурный ландшафт Крыма c. 96-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69201

Аннотация: Стиль модерн в архитектуре конца XIX-первой трети ХХ в. отличался синтезом всех предшествующих стилей и свободной вариативностью композиции как основных архитектурных объемов, так и их декора. В зависимости от преобладания в конкретном здании того или иного стиля его причисляют к подстилям, например, неоготика, необарокко, неоренессанс, нео-рюсс и т.д. Характерной особенностью модерна также является использование архитекторами разнообразных этнических элементов. Предметом статьи является культурологическая характеристика вилл и дворцов Южного берега Крыма и отраженный в них архитекторами индивидуальный характер в соответствии с требованиями заказчиков, их национальной и профессиональной принадлежностью, интересами и увлечениями. Особым вкладом авторов является анализ приведенных примеров архитектуры и ее декора не абстрактно, а в тесной связи с личностью их владельцев и заказчиков.  В статье применены методы историзма и компаративистский метод в анализе принадлежности архитектурного объекта к тому или иному стилю; методы анализа и синтеза в характеристиках стилей как отдельных частей архитектурных памятников, так и всего здания в целом. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем авторами впервые описаны виллы и дворцы Южного берега Крыма не только с историко-архитектурной и историко-искусствоведческой точек зрения, а с точки зрения соответствия стилей зданий индивидуальным особенностям личностей их владельцев. Выводы. 1. Стиль модерн распространился в Западной и Восточной Европе, в том числе и в Крыму, с конца XIX в., и просуществовал на полуострове вплоть до 1930-х гг. Нарядный характер загородных вилл и дворцов, преимущественно белых, был особенно актуален в Крыму, контрастируя с синим небом и морем и яркой растительностью, создавая типичный южный колорит курортной местности. 2. Культурный ландшафт Крыма составляет пестрое разнообразие этнических культур, наследия государственных образований, а также выдающихся личностей, внесших в него свой вклад. В этом смысле неповторимые здания и их связь с личностями их владельцев представляют собой одну из характерных черт историко-культурного ландшафта Крыма.
Культура и искусство, 2023-5
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Испано-мавританский код Мудехар в крымском культурном ландшафте c. 12-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.5.40716

Аннотация: Предметом исследования является испано-мавританский код Мудехар в культурном ландшафте Крыма. Объектом исследования является испано-мавританская стилистика в декоре архитектуры Крыма. В работе применены следующие методы: культурологического (онтологического и семиотического) анализа в определении стилистических элементов, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в идентификации стилистических особенностей крымской архитектуры периода Модерна. В статье раскрыты следующие аспекты темы: выявлены и идентифицированы особенности испано-мавританского стиля Мудехар и его применение в архитектуре Крыма периода модерна, а также причины популяризации данного кода в культурном ландшафте Крыма.    Основными выводами исследования являются: 1. Полиэтнический крымский культурный ландшафт представлен культурами этносов, населявших Крым с древнейших времен до наших дней. Главным фактором идентификации и самоидентификации этносов является религиозная принадлежность, отраженная в народных традициях. Народное искусство является наиболее характерным примером проявления этнической идентичности. 2. Распространение испано-мавританского стиля Мудехар в крымской архитектуре не случайно, поскольку синтез восточных и западных черт органичен для Крыма, с древнейших времен лежащего на пути «из варяг в греки», на пересечении торговых путей из Европы в Азию. Мавританский стиль стал частью и географического, и культурного ландшафта Крыма, органично войдя в архитектуру летних дворцов и особняков. 3. Особым вкладом авторов в развитие темы является идентификация и обоснование кода Мудехар как одного из популярных в крымской стилистике модерна. Научная новизна исследования состоит в идентификации и стилистическом анализе кода Мудехар в крымском культурном ландшафте.
Философская мысль, 2023-4
Котляр Е.Р., Пунтус Е.Ю. - Культурный код «Бестиарий» в иудейском изобразительном семиозисе c. 19-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.4.39946

Аннотация: Предметом исследования является культурный код «Бестиарий», объединяющий символические изображения животных и химер в иудейском изобразительном семиозисе. Объектом исследования является традиционная символика в иудейской изобразительной практике. В статье использованы методы семиотического анализа в расшифровке значений элементов традиционного изобразительного иудейского семиозиса, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в обосновании совокупностей знаков. В своей работе авторами рассмотрены следующие аспекты темы: выделены основные коды иудейского изобразительного семиозиса, обоснована их морфология, взаимосвязи, ключевые смыслы и главный код. Подробно рассмотрен код Бестиарий его особенности, этимология и прочтение.   Основными выводами проведенного исследования являются: 1. На основании изучения иудейской традиционной культуры было выделено пять основных кодов изобразительного семиозиса в иудаизме, объединяющих группу символов: скевоморфных (предметных), фитоморфных (растительных), зооморфных (животных), числовых. Первоисточником всех кодов и объединяющим кодом является код Сэфер (Книга). Выявлены взаимодействия между кодами, ключевые смыслы – символика Творения, Рая, персон Торы и мессианских чаяний. Выявлен смысловой центр кодов – Тора и Арон Гакодеш, как хранилище Торы. 2. Подробно рассмотренный код Бестиарий представляет символику традиционных изображений животных и химер, что связано с запретом в иудаизме на изображение человека. Изображения представителей мира животных, птиц, рыб, а также мифических существ в иудейском прочтении передают смыслы человеческих добродетелей и отрицательных качеств, а также указывают на мессианские надежды, заложенные в Торе и особенно в мидрашах Талмуда. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проведен культурологический анализ и структурированы взаимосвязи культурных кодов в иудейском изобразительном семиозисе, с акцентом на код Бестиарий.
Философия и культура, 2023-4
Котляр Е.Р., Алексеева Е.Н. - Культурный код «Римон» в изобразительном семиозисе иудеев Крыма c. 131-154

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40429

Аннотация: Предметом исследования является культурный код «Римон», охватывающий фитоморфные символические изображения в иудейском изобразительном семиозисе. Объектом исследования является традиционная символика в изобразительной практике иудеев Крыма. В статье использованы методы семантического и семиотического анализа в дешифровке значений растительных символов изобразительного семиозиса иудеев Крыма, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в структурировании групп знаков. В работе авторами рассмотрены следующие аспекты темы: обозначены коды изобразительного семиозиса иудеев Крыма, обоснована их морфология, семантика, ключевые смыслы и главный код. Подробно рассмотрен фитоморфный код Римон и его особенности.   Основными выводами проведенного исследования являются: 1. В результате изучения традиционной культуры иудеев Крыма было выделено пять главных кодов иудейского изобразительного семиозиса, охватывающих следующие группы символов: скевоморфных (предметных), фитоморфных (растительных), зооморфных (животных), числовых. Источником всех кодов и обобщающим кодом является код Сэфер (Книга). Выявлены взаимосвязи между кодами, четыре ключевых смысла – Творение, Рай, персоны Торы и мессианские чаяния. Определен смысловой центр системы кодов – Тора и Арон Гакодеш, как хранилище Торы. 2. Рассмотренный фитоморфный код Римон представляет собой символику традиционных изображений растений, упоминание которых встречается в Торе, а также в Талмуде и мидрашах. Изображения растений в иудейском прочтении передают как смыслы человеческих добродетелей и отрицательных качеств, а также указывают на мессианские надежды, заложенные в Торе и особенно в мидрашах Талмуда. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проведен семантико-семантический анализ и определены взаимосвязи культурных кодов в изобразительном семиозисе иудеев Крыма, с акцентом на код Римон.
Урбанистика, 2023-4
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А. - Трансформация иудейского культурного кода Сэфер в социальных стратах штетла c. 32-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.4.69101

Аннотация: Предметом исследования является трансформация основного иудейского культурного кода Сэфер – Книга, от страты к страте в культуре еврейских местечек-штетлов. Штетлами назывались поселения городского типа в Восточной Европе – черте еврейской оседлости. Код Сэфер, первоначально олицетворяющий основы иудейского права и мировоззрения, письменную и устную Тору, указывал на путь к Всевышнему через ее изучение. Восприятие правил в пределах каждой страты отличалось рядом особенностей: у миснагедов, а также караимов и крымчаков было неукоснительное следование законам, а у хасидов восприятие было эмоциональным. С приходом еврейского Просвещения-Хаскалы, а позднее глобализации ХХ в, код Сэфер начал олицетворять свет знаний в целом, как главной цели, включая и религиозные, и светские источники. Образование в религиозной страте воспринималось как познание Бога и его творений, а в атеистической среде – как самоцель, во всех стратах оставаясь главной целью. Полученные результаты исследования могут быть применены и к этнокультурным исследованиям других этносов.  В исследовании был применен метод историзма в ретроспективе функционирования иудейских общин Восточной Европы, компаративистский метод в сравнительной характеристике культурно-религиозных концептов различных иудейских общин, методы анализа и синтеза в формулировке схемы культурных кодов и их сопряжений. В исследовании впервые охарактеризована авторская универсальная морфологическая схема иудейских культурных кодов, из которой понятна иерархия и взаимосвязи основных групп символов, а также ключевые смыслы и основной смысл, являющийся центром пересечения всех кодов. Выводы: 1. Культурный ареал восточноевропейских местечек-штетлов отличался устойчивыми паттернами, связанными с компактным проживанием иудейского населения и традиционными занятиями, а также мировоззрением, основанным на иудейской религии. После исчезновения штетлов по причине глобализации культурно-мировоззренческий фундамент стал основой деятельности и мышления вышедших из него ученых, деятелей литературы и искусства. 2. Культурный код Сэфер олицетворяет собой не только Тору и ее производные, но и вычленяет основную цель – получение знаний, единую для представителей всех социальных страт штетла – ашкеназов, сефардов, евреев, караимов, крымчаков, миснагедов, хасидов, представителей Хаскалы, а позднее и атеистов и агностиков.
Человек и культура, 2023-1
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Репрезентация стиля барокко в декоре крымской архитектуры периода модерна c. 33-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39804

Аннотация: Предметом исследования является характеристика стиля барокко и интеграция его элементов в декор архитектуры Крыма периода модерна. Объектом исследования является архитектура Крыма и ее декор периода конца XIX – первой трети ХХ в. В исследовании применены методы искусствоведческого анализа визуальных форм барокко и их интеграции в модерне, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в выводах относительно коннотаций барочной символики. Автор рассматривает такие аспекты темы как: общий обзор происхождения стиля барокко; особенности архитектуры крымского модерна; интеграция барочных элементов в декор модерна Крыма.     Основными выводами исследования являются: 1. Возникновение стиля барокко в архитектуре и декоре историки архитектуры относят к XVII в., однако его истоки следует искать в средневековье, поскольку многие элементы барокко повторяют арабески, привезенные крестоносцами в Европу. Барокко утвердилось в качестве церковного и дворцового стиля. В свою очередь, малоазийское (турецкое) барокко было синтезом традиционных арабских элементов и западноевропейского влияния в XVIII в. 2. Стиль модерн в архитектуре и ее декоре представляет собой синтез различных элементов предшествующих стилей, произвольно использованных архитекторами в соответствии с их личными вкусами, а также с пожеланиями заказчиков. Основой крымского модерна, репрезентованного в загородных виллах, особняках, дворцах, доходных домах, является классицизм, ренессанс и стиль мудехар, с привнесением в них индивидуальных черт с помощью декора. Использование барочных элементов оживляло здания, придавая им нарядность, южный колорит. Особым вкладом автора в исследование темы является уточнение периодизации и происхождения стиля барокко. Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые проведен анализ декора архитектуры Крыма периода модерна, выявлены и проанализированы элементы барокко, их происхождение и роль в стилистике модерна.
Философия и культура, 2022-12
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Сельджукский код в культурном ландшафте Крыма c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39248

Аннотация: Предметом исследования является сельджукский культурный код в культурном ландшафте Крыма. Объектом исследования является сельджукская стилистика в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Крыма. В статье использованы следующие методы: культурологического (онтологического и семиотического) анализа в расшифровке значений сельджукских элементов, метод историзма в онтологии сельджуков в Крыму, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в идентификации этнических знаков. В статье рассмотрены следующие аспекты темы: выявлена семантика сельджукского кода в культурном ландшафте Крыма, рассмотрены примеры и способы применения сельджукской стилистики в декоративно-прикладном искусстве и архитектурном декоре модерна и постмодерна. 1. Многонациональный культурный ландшафт Крыма составляют культуры этносов, населявших Крым в разные периоды. Ведущим маркером определения и самоопределения этносов является религия и народная мифология, воплощенная в национальных традициях. Наглядным примером, демонстрирующим этническую идентичность и ее преемственность, является народное искусство. 2. Появление сельджуков в Крыму и широкое распространение сельджукской стилистики, ставшей одной из основных составляющих «крымского стиля» в архитектуре модерна и постмодерна, не случайно и обусловлено многовековыми этническими миграциями и взаимовлиянием культур. Сельджукский стиль, таким образом, перестает быть чисто этнической принадлежностью, и становится частью культурного ландшафта Крыма, используемой в декоре независимо от этнического происхождения автора/владельца. 3. Особым вкладом авторов в исследование является выделение и обоснование сельджукского кода как одного из основных в крымской стилистике. Научная новизна исследования состоит в семиотическом и стилистическом анализе сельджукского кода в культурном ландшафте Крыма.
Философия и культура, 2022-11
Котляр Е.Р., Алексеева Е.Н. - Иудейский культурный код в визуальном семиозисе Крыма c. 7-29

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.11.39195

Аннотация: Предметом исследования является культурный код иудаизма в визуальном семиозисе Крыма. Объектом исследования является традиционная символика в декоре иудеев Крыма: евреев-ашкеназов, караимов и крымчаков. В статье использовались методы культурологического (семиотического, онтологического и герменевтического) анализа в континууме знаков традиционного иудейского семиозиса, идиографический метод в концепции совокупности знаков, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в обосновании морфологии знаков. В исследовании рассмотрены следующие аспекты темы: выделены пять основных кодов иудейской культуры, обоснована их морфология и взаимосвязи, а также ключевые смыслы и основной центральный код. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Полиэтнический ландшафт Крыма составляют культуры многочисленных этносов. Основным признаком идентификации и самоидентификации культур является религия. К иудеям Крыма относятся евреи-ашкеназы, караимы и крымчаки. Единым источником для культурных кодов в иудейском семиозисе является для всех трех этносов Тора (Пятикнижие Моисеево), и для двух из них (евреев и крымчаков) также толкования Торы – Талмуд. 2. На основании изученного материала выделено пять основных кодов иудейского визуального семиозиса Крыма, каждый из которых объединяет определенную группу символов: скевоморфных, фитоморфных, зооморфных, числовых. Объединяющим кодом и первоисточником всех кодов является код Книга (Тора). Выявлены взаимосвязи между кодами, ключевые смыслы – символы Творения, Рая, персон Торы и мессианских чаяний. Смысловым центром всех кодов является хранилище Торы – Арон Гакодеш, и сама Тора. Таким образом, выявлена кольцевая закономерность «от Торы к Торе». 3. Особым вкладом в исследование темы является систематизация культурных кодов иудейского семиозиса Крыма. Научная новизна состоит в том, что впервые проведен культурологический анализ и структурированы взаимосвязи культурных кодов в визуальном семиозисе Крыма.
Genesis: исторические исследования, 2022-10
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Этнические культурные коды в визуальном семиозисе Крыма c. 34-48

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.10.38974

Аннотация: Предметом исследования являются этнические культурные коды, транслирующиеся в визуальном семиозисе декоративно-прикладного искусства и архитектуры Крыма. Объектом исследования является архитектура и декоративно-прикладное искусство различных этносов Крыма. В исследовании применены методы семантического, семиотического и художественного анализа традиционных изображений, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в выводах относительно формирования единого крымского стиля в визуальном семиозисе. В исследовании автором рассмотрены аспекты темы: морфология и семантика элементов изобразительного семиозиса Крыма и их принадлежность к тому или иному коду этнических культур; полиэтничность в формировании крымского стиля архитектурного и предметного декора. Акцент сделан на поликультурности Крыма в процессе формирования семиотического универсума в изобразительном семиозисе. Основными выводами исследования являются: 1. Крым является поликультурной ойкуменой благодаря своему географическому расположению, взаимодействие этносов на его территории порождало различные культурные процессы, начиная от рецепции до интеграции, что привело к формированию уникального крымского стиля в изобразительном искусстве. Элементами этого стиля стали детали этнического искусства различных народов, населявших Крым с первых веков нашей эры и по настоящее время. 2. Этническими культурными кодами, определяющими идентификацию присутствия определенной национальной художественной культуры в едином крымском семиозисе архитектуры и декоративно-прикладного искусства являются элементы и символы, характерные для традиционного семиозиса того или иного этноса. С течением времени они изменялись и испытывали взаимовлияние, однако наиболее стойкие из них по-прежнему идентифицируются как принадлежащие к определенной национальной и/или религиозной культуре. 3. Научная новизна исследования состоит в том, что автор впервые проводит семантический анализ изобразительных символов в визуальном семиозисе Крыма, выявляет отдельные этнические культурные коды, анализирует их генезис, общность и различия элементов как части единой крымской стилистики.
Философия и культура, 2022-10
Котляр Е.Р., Кузнецова-Бондаренко Е.С. - Роль витража в сакральном визуальном семиозисе культовых сооружений Крыма c. 12-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.10.38998

Аннотация: Предметом исследования является роль витража в визуальном семиозисе религиозных сооружений Крыма. Объектом исследования является витражный декор сакральной архитектуры Крыма. В исследовании использованы методы культурологического (герменевтического и семиотического) и художественного (идиографического и структурного) анализа витражного искусства в сакральном пространстве архитектуры Крыма, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в выводах относительно развития витража в крымской культовой архитектуре. В исследовании авторы рассмотрели следующие направления темы: развитие витражного искусства Крыма в сакральной архитектуре; значение цветовой и предметной символики в витражных композициях культовых зданий Крыма. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Витражное искусство, точнее, его предметная составляющая, не является аутентичным для Крыма, оно появляется в декоре жилых и общественных зданий в период конца XIX в., начала эклектики модерна и подражания готическим и византийским образцам. Цветные стекла и в более ранние периоды украшали окна зажиточных домов представителей различных крымских этносов, однако, витраж как явление не был характерен для сакральных сооружений. 2. Крым вследствие своего географического положения является поликультурной и поликонфессиональной территорией, где развивались различные религиозные направления: античный пантеизм, византийское ортодоксальное христианство, католицизм и протестантизм с колонизацией времен Екатерины, ислам, иудаизм ашкеназийского и сефардского толка. Витражи в культовых зданиях различных конфессий, помимо декоративной функции, играют символическую роль, передавая посредством цвета, символики абстрактных и предметных форм тот или иной сакральный смысл. 3. Особым вкладом авторов в исследование темы является каталогизация, искусствоведческое и культурологическое описание примеров витражного искусства в сакральной архитектуре Крыма. Научная новизна исследования состоит в том, что авторы впервые проводят онтологический анализ витражного искусства в сакральном визуальном семиозисе Крыма и анализируют его семиотические аспекты.
Культура и искусство, 2022-3
Котляр Е.Р., Ширина Н.С. - Исторический акцидентный шрифт в произведениях художников «Культур-Лиги» c. 41-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37588

Аннотация: Предметом исследования является исторический акцидентный шрифт, используемый в произведениях членов еврейской художественной организации. «Культур-Лига». Объектом исследования является акцидентный шрифт как инструмент смысловой и стилистической дефиниции данных произведений в рамках еврейской культуры. В исследовании применены методы анализа визуальных символов в произведениях членов художественной секции «Культур-Лиги» и их семантики, методы синтеза и историзма в формулировке определения исторического акцидентного шрифта. На основании изученных работ А. Г. Шицгал, Т. О. Иваненко, В. И. Лесняка сформулировано определение исторического акцидентного шрифта; на основании работ А. Амишай-Майзельс, Г. Казовского, Б. Хаймовича определены предпосылки возникновения еврейского художественного авангарда и основания объединения «Культур-Лига»; работы по авангардной стилистике и семиотике еврейского искусства И. А. Сергеевой, О. А. Лагутенко, Е. Френкеля позволили осуществить семантико-стилистический анализ акцидентного шрифта в произведениях художников «Культур-Лиги».       Основными выводами исследования являются: 1. Исторический акцидентный шрифт является маркером определенной эпохи и этнонациональной культуры. Его применение позволяет художникам передать на уровне семиотики не только вербальное значение текста, но и расширить его значение до глобального, социокультурного уровня. 2. Еврейское объединение «Культур-Лига» являлось частью общемирового художественного авангарда первой трети ХХ в. Основной целью и программой объединения было развитие еврейской культуры с использованием новых стилистических методов в духе времени, с применением авангардных стилей. Акцидентный еврейский традиционный шрифт являлся четким указанием на принадлежность произведения к еврейской ветви художественного авангарда. Особым вкладом авторов является формулировка определения «исторический акцидентный шрифт». Авторами впервые проведен анализ применения акцидентного шрифта в произведениях художников «Культур-Лиги». Ключевые слова: исторический акцидентный шрифт, «Культур-Лига», авангард, кубофутуризм, экспрессионизм, еврейское местечко, штетл.
Человек и культура, 2021-5
Котляр Е.Р. - Иудейская ветвь культурного текста этнического орнамента Крыма c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.33470

Аннотация: Предметом исследования является континуум этнических символов орнамента иудеев Крыма. Объектом исследования является традиционное декоративно-прикладное искусство народов Крыма, исповедующих иудаизм: евреев-ашкеназов Крыма, караимов и крымчаков; символика этнического искусства рассматривается на основе анализа традиционного декора. В исследовании применены методы компаративистского анализа, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в выводах, касающихся коннотаций символики. Автор рассматривает такие аспекты темы как: морфология и семантика изобразительной символики в декоративно-прикладном искусстве обозначенных народов; коннотации символов. Особое внимание уделяется аспектам, характеризующим полиэтнический культурный ландшафт Крыма в контексте филогенеза. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Крым является полиэтническим регионом, на территории которого происходили различные культурные процессы, от рецепции до инкультурации и интеграции этносов, в результате чего сформировался крымский культурный ландшафт. Его особенности репрезентует этнический орнамент, примерами которого являются декорированные предметы быта и обрядовая атрибутика. 2. Символика элементов традиционного искусства евреев-ашкеназов Крыма, караимов и крымчаков имеет общие коннотации благодаря Торе, лежащей в основе вероисповедания всех трех этносов, и сходную морфологию. Искусство караимов и крымчаков более близко друг к другу, нежели к еврейскому. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация морфологии изобразительных символов в искусстве трех указанных этносов. Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые проведен сравнительный анализ искусства трех этносов Крыма, выявлены основы генезиса и континуума его элементов, их сходство и различия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.