ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Ярцев Сергей Владимирович
Genesis: исторические исследования, 2023-11
|
Ярцев С.В., Бобин Р.М. - Проблема интеграции Армении в Римский мир в послетраяновский период |
|
c. 31-44
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.11.68974
Аннотация: Объектом исследования является буферная зона Римской империи, расположенная между античной цивилизацией и варварским миром. Предметом исследования является история Армении во времена правления римских императоров Адриана и Антонина Пия (117–161 гг.), а также в период парфяно-римской войны 161–166 гг. Опираясь на сравнительно-исторический метод исследования, авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как отказ Адриана от дальнейших завоеваний и переход к оборонительной стратегии государства. При этом особое внимание уделяется панэллинскому проекту Адриана по созданию эллинского содружества, объединяющего всех греков античного мира. Отдельно акцентируется внимание на последовательность и расчетливость действий императоров по отношению к Армении, что плохо согласуется с мнением о переходе империи при Адриане к стратегической защите периметра римских границ. Использование сравнительно-исторического метода исследования, позволило лучше понять плохо освященную в источниках историю Армении указанного времени. Особенно это касается событий антиримских выступлений армян в ходе парфяно-римской войны 161–166 гг., которые имели, как схожие черты, так и резкое отличие от похожего восстания 132–136 гг. в Иудее. Основными выводами проведенного исследования являются то, что начиная с Адриана, римская экспансия, на самом деле, не была остановлена, а просто приняла другие формы (экономические и культурные), которые фактически должны были подготовить мирное вхождение той или иной буферной территории в империю. Возможно, что на Кавказе, и в частности в Армении, этот процесс планировался римлянами в форме эллинизации, опираясь на предшествующий опыт адаптации греческой культуры к местным традициям. Это, в конечном итоге, неизбежно приводило к восприятию уже римских богов чуждым населением, знакомство с которыми, так или иначе и обеспечивала указанная эллинизация. Новизна исследования заключается в том, что авторы рассмотрели панэллинский проект Адриана в контексте вышеуказанных процессов и в качестве важнейшей составляющей, не только внутренней, но и внешней политики по отношению к буферным зависимым государствам.
Человек и культура, 2022-5
|
Ярцев С.В., Шушунова Е.В. - К вопросу об усилении хтонического начала в возрожденном культе Афродиты в Северном Причерноморье в первые века нашей эры |
|
c. 35-47
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2022.5.39053
Аннотация: Объектом исследования является область религиозного мировоззрения эллинов Северного Причерноморья в античную эпоху. Предметом исследования является проблема возрождения культа Афродиты на Боспоре и в Херсонесе в первых веках нашей эры и усиление в данных верованиях хтонического начала. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как мифологическое происхождение, наличие различных эпиклез греко-варварской Афродиты, ее связь с другими женскими божествами, а также особенности хтонических функций, изначально присущих этой богини любви и семейной жизни. Особое внимание уделяется участию Афродиты в погребальном обряде и покровительству божеством умерших душ. Основные выводы проведенного исследования связаны с выявленными многофакторными причинами популярности культа Афродиты в Северном Причерноморье в римский период. Важнейшие из них, это распространение у самих римлян культа данного божества, возможность Афродиты охватить божественной защитой достаточно широкий круг местного населения, включая моряков, а также особенность реакции местных эллинов на римскую культурную экспансию. При этом особым вкладом авторов в исследование темы является установление связи коренных изменений почитаний Афродиты в Северном Причерноморье с демократизацией апофеоза умерших в первых веках нашей эры. Новизна исследования заключается в проведении первого в историографии комплексного исследования по указанной тематике, которое позволило выявить одну из главных причин возвращения популярности, а также архаизации культа Афродиты в Северном Причерноморье в римский период. По мнению авторов, это была возросшая необходимость в обожествлении умерших родственников, с целью обеспечения покоя их душ и достижения бессмертия. Именно Афродита – древнейшее и старшее эллинское божество, в качестве Владычицы потустороннего мира, с большей долей эффективности могло вдохнуть в покойного божественные силы, а также обеспечить его рождение в новом качестве.
|