по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тришин Иван Германович
Исторический журнал: научные исследования, 2023-3
Тришин И.Г. - База данных в исследовании истории усадеб Подмосковья: наполнение, обогащение и аналитика c. 29-39

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.3.39859

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема накопления и систематизации информации в исследованиях, посвященных 3D-реконструкциям объектов историко-культурного наследия. При наличии большого количества разнородных источников исследователь может путаться в накопленных данных, что значительно осложняет его работу. Поскольку в исследованиях, результатами которых становятся виртуальные реконструкции, текстовые источники используются совместно с графическими, научно-технической документацией, а также физическими объектами, проходящими предварительную оцифровку, учетом и каталогизацией источников нельзя пренебрегать. Решение этой проблемы позволяет наиболее полно и оперативно использовать все имеющиеся в исследовании материалы, что, в конечном итоге, влияет на качество получаемого результата реконструкции.    В данной статье на примере проекта реконструкции усадебных комплексов Подмосковья автор демонстрирует разработанную систему накопления и обогащения источниковой информации с помощью современных систем управления базами данных и инструментов программной работы с данными. Агрегированная и описанная в базе данных MySQL информация дополняется сведениями из открытых источников с помощью технологии веб-скрапинга в языке программирования Python, приобретает сквозную идентификацию и приобретает удобство использования в различных исследованиях. Стандартизованная информация позволяет быстро находить нужный источник с самого верхнего уровня, а ее обогащение дает дополнительные возможности анализа и синтеза всего агрегированного материала.
Исторический журнал: научные исследования, 2022-2
Тришин И.Г. - Специфика работы с историческими источниками в виртуальных реконструкциях объектов культурного наследия (на примере изучения подмосковных усадеб) c. 53-60

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.2.38071

Аннотация: В статье подробно рассматривается специфика работы историка с историческими источниками в рамках проектов виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия. Автором работы отражена базовая классификация проектов 3D-реконструкций, выполняемых сотрудниками и студентами кафедры исторической информатики Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе выделены основные проблемы использования научно-технической документации и графических источников, а также способы решения этих проблем. Основным примером подобных проектов стали виртуальные реконструкции подмосковных усадебных комплексов, выполненные студентами кафедры в сотрудничестве с Центральным государственным архивом Московской области (ЦГАМО). Автор данной работы, как участник одного из "усадебных" проектов виртуальных реконструкций, принимал участие в обсуждении и решении проблем работы с отобранными для исследований историческими источниками. В 2020 году участники проекта создали пять виртуальных реконструкций подмосковных усадебных комплексов, продолжается работа над другими объектами. Разнородная информация, полученная исследователями из источников, была дополнена фотоматериалами, отснятыми во время выездов на объекты. В статье отмечена верифицируемость этих проектов за счет синтеза исторических источников разной таксономии. В заключении автором сделаны выводы о перспективах проекта виртуальных реконструкций и его роли в изучении феномена дворянской усадьбы Подмосковья.
Историческая информатика, 2020-3
Тришин И.Г. - Трехмерная реконструкция усадебного комплекса Никольское-Урюпино (Красногорский городской округ, Московская область): методы и технологии исследования c. 211-234

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.3.33955

Аннотация: В данной статье предметом исследования является пространственная реконструкция усадебного комплекса с использованием технологий 3D-моделирования и 3D-визуализации. Актуальность проблемы обусловлена большим количеством памятников дворянской архитектуры Московской области, частично или полностью утраченных, но имеющих культурно-историческую ценность местного или регионального значения. Немногие из этих памятников будут реставрированы, но большинство из них связаны с известными и влиятельными дворянскими родами, игравшими свою роль в истории Российского государства. Компьютерная реконструкция этих комплексов – один из вариантов «оживления» этой истории и поиска новых аспектов в жизни подмосковного дворянства XVII – н. XX вв.   В статье отражены основные методы и технологические решения пространственной реконструкции усадебного комплекса на примере Усадьбы Никольское-Урюпино (Красногорский городской округ, Московская область). Усадьба приобрела известность благодаря роду Голицыных, устроивших в своем имении изысканный архитектурно-парковый ансамбль. Текущее состояние комплекса и наличие большого количества разнородных источников информации позволяет провести подробную реконструкцию основных зданий, а также создать близкое к оригинальному пространство, окружавшее эти здания. Процесс реконструкции описан поэтапно, начиная с источниковедческого анализа и методических изысканий, и заканчивая описанием визуализации разработанного в виртуальной среде проекта.
Историческая информатика, 2018-4
Тришин И.Г. - Визуальное цифровое наследие сегодня: обзор конференции “CHNT Congress Visual Heritage” (12-15 ноября 2018 г., Вена, Австрия) c. 152-157

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28529

Аннотация: С 12 по 15 ноября в г. Вена (Австрия) проводилась 23-я ежегодная конференция “CHNT Congress Visual Heritage”. Конференция была посвящена использованию цифровых технологий при работе с объектами культурного наследия и музеями. Более 400 участников, представляющих 41 страну (29 европейских, 6 ближневосточных и азиатских, 5 стран американских континентов, одно африканское государство). 17 секций, 4 мастер-класса, 2 тренинга, 5 круглых столов, 9 секций общей тематики вобрали в себя 239 различных докладов. На конференции обсуждались такие методы исследования, сохранения и визуализации объектов культурного наследия, как фотограмметрия, лазерное сканирование, информационное 3D-моделирование (BIM), разработка программного обеспечения для музеев, а также многое другое. Данная статья представляет обзор этой конференции, составленный посетившим ее делегатом от МГУ им. М. В. Ломоносова. В статье указаны основные аспекты пребывания на конференции, ключевые доклады, описаны работавшие на мероприятии секции, затронуты некоторые методологические проблемы работы исследователя с цифровым культурным наследием.
Историческая информатика, 2018-2
Тришин И.Г. - Опыт создания программного обеспечения на базе игрового движка Unity 3D для решения задач реконструкции фасадов Георгиевского собора г. Юрьев-Польский (Владимирская область) c. 68-74

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26602

Аннотация: Предметом исследования является создание трехмерной реконструкции фасадов Георгиевского собора (г. Юрьев-Польский) на основе анализа белокаменного декора путем создания собственного программного обеспечения. Данная статья посвящена проблемам разработки такой концепции программы, которая при минимальных затратах ресурсов позволяет решить задачи реконструкции мелких объектов путем совмещения их моделей, выполненных в натуральную величину. Данная программа будет интересна как исследователям, работающим над проектами реконструкций памятников культурного наследия, так и читателям, интересующимся новыми разработками в данной области исторического знания. Основные методы, применявшиеся в данной работе - фотограмметрия (оцифровка каменных рельефов) и программирование рабочей среды Unity 3D на языке C# (си-шарп). Особым вкладом автора в данное исследование является создание собственного программного обеспечения, ориентированного на исследователя с минимальными навыками владения персональным компьютером. Пока не существует специализированных программ для реконструкции объектов, а потому предложением своих решений автор надеется оказать помощь текущим исследованиям Георгиевского собора, а также дать простор для новых идей разработки компьютерных программ в историко-архитектурных исследованиях. Результатом работы является разработанная программа, которая на данный момент модифицируется и проходит тестирования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.