по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Жукова Евгения Михайловна
Культура и искусство, 2023-7
Жукова Е.М. - Российская традиция восприятия веротерпимости в трудах отечественных мыслителей XI-XX вв. и современные реалии c. 33-56

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.7.43513

Аннотация: Предметом исследования автора является этический принцип веротерпимости. Целью стало выявление и изучение российской традиции восприятия принципа веротерпимости и построение на ее основе теоретической модели веротерпимости, отражающей как исторический опыт, так и идеальные представления. В работе используются этический, культурологический и логико-методологический подходы. Первые два позволяют рассматривать веротерпимость как принцип (прежде всего, этический) и как одну из важных составляющих духовно-нравственной жизни человека, своеобразную вершину коллективных поисков социального идеала. Последний – способствует раскрытию принципа веротерпимости во всей его полноте, выявлению его элементов и связей между ними. Научная новизна работы состоит в том, что предложен этико-культурный подход к изучению принципа веротерпимости; выявлена и описана российская традиция восприятия веротерпимости, построена теоретическая модель веротерпимости; проведен логико-методологический анализ веротерпимости как этического принципа, позволивший раскрыть его сущность, структуру и взаимосвязанные элементы («золотое правило нравственности», милосердие, доброта, стремление к объединению, восприимчивость, взаимность, ответственность, справедливость и др.); важность, системность и динамка обращения отечественных авторов к теме веротерпимости продемонстрированы на материалах Национального корпуса русского языка. Перечисленные сюжеты, ни по отдельности, ни тем более в совокупности и во взаимосвязи, не были предметом рассмотрения российских и зарубежных исследователей. Результаты исследования совпадают с научной новизной. Актуальность исследования обусловлена возможностью ее использования при разработке (формулировании) национальной идеи России, потребность в которой ощущается многими слоями российского общества. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов в сфере образования и социально-гуманитарных наук, при разработке базовых и специальных курсов по религиоведению, философии, культурологии, истории, в законодательной, а также внутренне- и внешнеполитической деятельности государства.
Культура и искусство, 2021-8
Жукова Е.М. - Гуманистичность как сущность принципа веротерпимости (на примере идей Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. И. Пирогова) c. 28-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36146

Аннотация: В период глобализации различные страты общества выстраивают новую понятийную систему. В этом живом трансформационном процессе переосмысливается фундаментальное понятие веротерпимости: оно «дробится» и обрастает чуждыми коннотациями. Растущий по всему миру религиозный фанатизм ставит проблему веротерпимости чрезвычайно остро. Становится востребованным ее осмысление не только на примере опыта государств, но и в наследии видных представителей различных эпох. Объектом исследования является литературно-философское наследие Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и Н. И. Пирогова. Предмет исследования – принцип веротерпимости в мировоззрении этих мыслителей. Каждый из них представляет собою высокий образец гуманистичности в эпоху тесного взаимодействия различных этносов. Анализ творчества трех деятелей культуры показывает, что при разности мироощущений все они сходились в общегуманистической сути веротерпимости. Принятие веротерпимости как общекультурной универсалии основано на восприятии ими мира как единого организма, в котором различные религиозные традиции не унифицированы, а составляют «единство множественного». Так, если у Л. Н. Толстого гуманистическая природа веротерпимости раскрывается на уровне отдельного индивида, общностей и всего человечества, то у Ф. М. Достоевского эти размышления возникают в связи с темой войны и мира. В соединении с «космическим» мироощущением Н. И. Пирогова эти три взгляда по принципу дополнительности раскрывают различные грани веротерпимости. В работе используются персоналистический, историко-философский и компаративистский подходы.Изучение гуманистических идей русских мыслителей может внести вклад в создание методологической концепции веротерпимости как одной из основ государственной внутренней и внешней политики России в эпоху глобализации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.