ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Голубенко Константин Александрович
Административное и муниципальное право, 2022-3
|
Голубенко К.А., Олейник Д.С. - Письма органов власти: "за" или "против" бизнеса |
|
c. 1-17
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2022.3.38475
Аннотация: В статье рассматривается влияние писем органов власти России на бизнес-сообщество. В настоящее время регулирование издания и отзыва писем носит несистемный характер, а правовая природа писем до сих пор не определена. Отсутствие понятных и прозрачных процедур их принятия и применения приводит к тому, что письма органов власти также могут использоваться как элемент административного давления на бизнес: разъяснения органов власти могут налагать на компании новые обязанности, вмешиваться в их операционную деятельность, «обходить» установленные законом процедуры проверок. Предлагается определять письма органов власти как разновидность правовых актов, которые принимаются правоприменительными органами в отсутствие единой регламентированной юридической процедуры их издания, содержат разъяснения законодательства и (или) правила поведения, способные оказывать опосредованное влияние на неопределенный круг лиц и (или) применяться в конкретных правовых ситуациях. В целях снижения негативного влияния писем органов власти на субъектов экономических правоотношений предлагается юридическая регламентация издания писем органами власти. В рамках данной процедуры важно установить: общие правила оформления, ограниченный перечень оснований для их принятия; необходимость обоснования практической пользы принятия писем для невластных субъектов; установление приоритета писем, которые создают благоприятные условия для невластных субъектов правоотношений, в случаях противоречия писем между собой; ограниченный перечень должностных лиц, обладающих правом их подписания; порядок отмены (отзыва) писем органов государственной власти, включающего перечень субъектов, обладающих правом постановки вопроса об их отмене (отзыве). В качестве последних могут выступать органы Министерства юстиции и (или) Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в силу складывающейся практики, признающей за ними такую компетенцию). В завершение исследования дополнительно предлагается оценивать письма по критерию целесообразности и в рамках процедуры судебного нормоконтроля.
|