ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Карасева Светлана Николаевна
Карасева С.Н. - О необходимых условиях развития волевой сферы подростка в учебной деятельности |
|
c. 65-75
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2018.3.26733
Аннотация: Психологический феномен воли, начиная с древних греков и по сей день, неоднократно подвергался осмыслению, и исследованию. Как правило, в психологическом смысле воля рассматривается в контексте деятельностной среды, будучи определена как регулятор процессов деятельности. Выбрав объектом исследования волевое развитие подростков в учебной деятельности, автор сосредоточился на духовно-нравственных условиях такового развития. Особое внимание уделяется также исследованию структуры и содержания, психологических механизмов и внешних условий волевого развития подростка. Методы использовались следующие: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение (дневник), беседа, контент-анализ, анализ продуктов деятельности; Диагностические методики «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как поступать» (Г. М. Фриман), опросник ценностных ориентаций (Е. Б. Фонталова), тест-опросник уровней развития волевых качеств личности (И. И. Купцов, Ю. А. Ерёмкин), экспертная оценка, самооценка, сконструированный автором психологический эксперимент по волевому развитию подростков; для анализа данных использовались математико-статистические методы G-критерий знаков и метод углового преобразования Фишера). Особым вкладом в исследование поставленной автором проблемы является то, что теоретически изучено и конкретизировано значение терминов “волевое развитие”, “духовно-нравственные условия волевого развития”, "психолого-педагогические условия волевого развития", а также разработана авторская методика волевого развития в учебной деятельности для подростков и успешно апробирована.
|