по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Антонов Игорь Владимирович
Genesis: исторические исследования, 2022-11
Антонов И.В. - О времени принятия ислама населением Южного Урала c. 74-88

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.11.39242

Аннотация: Объектом исследования является вопрос о времени принятия ислама населением Южного Урала. Предметом исследования является вопрос о времени принятия ислама на территории современного Башкортостана – наиболее крупного региона Южного Урала. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как историография вопроса, распространение ислама среди башкир по данным нарративных источников – сведений иностранных путешественников и башкирских преданий, археологические памятники с мусульманским погребальным обрядом. В историографии вопрос о времени принятия ислама башкирами неоднократно пересматривался в сторону удревнения. Нарративные источники связывают исламизацию башкир с деятельностью миссионеров из Волжской Булгарии и Золотой Орды. В археологии распространение ислама на территории Башкортостана связывается с чияликской культурой XII-XIV вв. Особое внимание уделяется погребальным памятникам кочевого населения степного происхождения, датированным XIII-XV вв. Поселившись на земле башкир, кочевники принимали ислам.   Особым вкладом автора в исследование темы является сравнительный анализ «языческих» и мусульманских погребений XIII-XV вв., выявленных в пределах республики. Всего учтено 84 погребения. Из них 31 погребение совершено по «языческому» обряду, датировано XIII-XIV вв., 53 погребения совершены по мусульманскому обряду, датированы XIV-XV вв. Сделан вывод, что данные археологии соответствуют письменным источникам, сообщающим о принятии ислама в Башкирии в XIV в. Новизна исследования заключается в уточнении датировки трех основных этапов исламизации населения края. Проникновение ислама в среду башкир происходит в домонгольский период, распространение ислама – в золотоордынский период, утверждение ислама – после XV в. Процесс исламизации завершается с исчезновением курганного обряда погребения и переходом к современному мусульманскому погребальному обряду. Добровольное вхождение в состав России гарантировало башкирам свободу вероисповедания.
Genesis: исторические исследования, 2021-11
Антонов И.В. - Чияликская культура и Золотая Орда c. 82-94

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.36801

Аннотация: Объектом исследования является проблема взаимодействия лесного и лесостепного населения Восточной Европы в золотоордынский период. Предметом исследования является проблема взаимодействия чияликской культуры, сформировавшейся в лесостепной зоне Волго-Уральского региона, и культуры Золотой Орды, сформировавшейся в степной зоне Западной Евразии. Памятники чияликской культуры – грунтовые могильники, селища и городища – локализуются в долинах Камы, Белой, Ика, Демы, Чермасана, Сюни и других рек в восточных районах современного Татарстана и северо-западных районах современного Башкортостана, датируются XII-XIV вв. Носители чияликской культуры по происхождению являлись уграми, подвергавшимися активной тюркизации и исламизации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как сведения нарративных (повествовательных) источников об отношениях приуральских угров с монголами, данные археологии о предметах золотоордынского импорта на памятниках чияликской культуры. Особое внимание уделяется сравнительному анализу нарративных источников и данных археологии по проблеме взаимодействия чияликской культуры и Золотой Орды как синхронных исторических феноменов. Нарративные источники сообщают о завоевании территории чияликской культуры монголами, местное население платило дань и несло повинности в пользу завоевателей. На поселенческих памятниках предметы золотоордынского импорта найдены: на городище Уфа-II – серебряные серьги и монеты, на селище Иске-аул – медные монеты, на селище Подымалово-I – гончарная керамика и медные монеты. В Такталачукском и Азметьевском могильниках найдены серебряные золотоордынские монеты. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что малочисленность находок объясняется отсутствием крупных поселений, мусульманским погребальным обрядом. Новизна исследования заключается в установленном факте одностороннего влияния золотоордынской культуры на чияликскую культуру: в обмен на предметы золотоордынского импорта вывозилось сырье – предметы скотоводства, охоты и бортничества.
Genesis: исторические исследования, 2020-11
Антонов И.В. - Восточная политика Менгу-Тимура (1266-1282) c. 66-75

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.11.34476

Аннотация: Объектом исследования является политическая история улуса Джучи как составной части Великой Монгольской империи. Предметом исследования является восточная политика Менгу-Тимура – шестого правителя улуса Джучи (1266-1282). Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как взаимоотношения Менгу-Тимура с правителями улусов Хулагу – Абагой, Чагатая – Бораком, Угедея – Хайду, решения, принятые представителями улусов Джучи, Чагатая и Угедея на Таласском курилтае. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимоотношений Менгу-Тимура с правителем Центрального улуса – Хубилаем, основавшим империю Юань. Выполнен сравнительный анализ письменных источников и работ исследователей по заявленной теме. Осуществлена реконструкция событий в хронологическом порядке.     Автор согласен с предшественниками в том, что Менгу-Тимур стал первым суверенным правителем улуса Джучи. Научной новизной исследования является вывод, что принятие Менгу-Тимуром титула независимого монарха не было решением Таласского курилтая. На Таласском курилтае 1269 г. Хайду был признан лидером правого крыла Монгольской империи, в состав которого входили улусы Джучи, Чагатая и Угедея. Об отношениях с великим ханом на курилтае речь не шла, независимость улусов не провозглашалась. В начале 1370-х гг. Менгу-Тимур принимает титул каана, т. е. верховного правителя, стоявшего выше хана. В 1277 г. сыновья Хубилая Нумуган и Кукджу были схвачены мятежниками, отославшими их к Менгу-Тимуру. Он не поддержал мятежников, но сыновей Хубилая задержал у себя. Теперь Менгу-Тимур не подчинялся ни Хубилаю, ни Хайду, он не вмешивался в конфликт между ними, удерживая их обоих от военных столкновений. Сохраняя мирные отношения со всеми остальными улусами, Менгу-Тимур так и не добился признания за ним каанского титула.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.