ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Вэй Синьи
Вэй С. - Использование ценностного метода в литературоведческих исследованиях (к интерпретации творчества Н.А. Некрасова в аксиологическом аспекте) |
|
c. 14-23
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.8.38328
Аннотация: Творчество Некрасова представляет собой определенную проблему для изучения с точки зрения выраженной в нем системы ценностей. Несмотря на то, что достаточно большое количество работ было в советское время посвящено этой проблеме, она не представляется решенной. Наиболее продуктивным подходом к решению вопроса об этических основаниях поэзии Некрасова представляется реконструкция понимания связи между эстетикой и этикой, характерного для общественно-философской мысли его времени. Русская либеральная интеллигенция на протяжении 1830-1850-х годов в поисках ответов на вопрос о месте искусства в мире обращалась к немецкой классической философии. От философии Канта, резко разделившего этику и эстетику и отрицавшего возможность непосредственного воздействия искусства на мир и общество, она перешла к «системе трансцендентального идеализма» Шеллинга. Не удовлетворившись потенциальным «имморализмом» этой системы, русская либеральная мысль приняла философию Гегеля, с одной стороны, признававшую необходимость «принятия» действительности для философа, с другой – оставлявшую за художником право критики этой действительности как не соответствующей своему «понятию». В 1850-е годы мыслителями круга Чернышевского и Добролюбова были внесены дополнения на основе философии Фейербаха, однако по сути она остается без изменения. Эти концепции и позволяют по-настоящему понять некрасовскую аксиологию, по-настоящему приблизиться к его специфической «поэзии действителньости», сочетающей стремление к эстетическому совершенству, философское приятие мира в его полноте и острую критику современного общества.
Вэй С. - Крестьянская реформа 1861 года в поэме Н.А. Некрасова «Коробейники» |
|
c. 10-18
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.7.38212
Аннотация: Поэма Н.А. Некрасова «Коробейники», написанная летом 1861 года, отразила размышления поэта о начинавшейся крестьянской реформе (объявленной Манифестом 19 февраля 1861 года). Вопреки свидетельствам Н.Г. Чернышевского отношение Некрасова к реформе не было полностью негативным. Понимая, что в некоторых своих аспектах условия изменений были несправедливы по отношению к крестьянам, поэт тем не менее видел в реформе начало позитивных сдвигов – движение к капиталистическим, рыночным отношениям. Описывая недавнее прошлое, Некрасов, используя специфические фигуры бродячих торговцев-коробейников, моделирует ситуацию рынка, на котором помещики и крестьяне выступают не в качестве хозяев и рабов, но в качестве покупателей. Научная новизна исследавания заключается в том что, в анализе автор опирается также на достижения актуальной методологии «новой экономической критики». Русский национальный характер Некрасов показывает как не чуждый любви к рыночным отношениям, ситуации купли-продажи, следовательно, возникающие новые условия жизни, как вполне благоприятные для развития России. Необходимыми условиями для того, чтобы это развитие действительно совершалось шло в правильном направлении, направлении улучшения жизни и дворянства и крестьян, как видится из данного анализа, являются отсутствие тяжелых разорительных войн (подобных Крымской, во время которой перенесено действие поэмы) и защита отечественного рынка от экспансии европейских товаров.
|