ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Калашникова Дарья Игоревна
Философия и культура, 2022-5
|
Калашникова Д.И. - Метафора лабиринта в музыкальной культуре второй половины XX века: балет «Лабиринты» А. Шнитке |
|
c. 38-45
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.5.38182
Аннотация: Метафора лабиринта во второй половине XX века становится знаковой моделью постмодернистского мироустройства. В пространстве музыкальной культуры феномен лабиринта обрел значение символа интертекстуальности, игры с культурными кодами и музыкальным наследием прошлого, многовариантности, изменчивости, неопределенности. Балет «Лабиринты» Альфреда Шнитке является примером воплощения лабиринтовой парадигмы и составляет объект исследования. Предметом исследования является своеобразие претворения идеи лабиринта на композиционно-драматургическом уровне балетного цикла. В свете индивидуальной авторской интерпретации лабиринтовая модель обретает вид «макролабиринта» и «микролабиинта», где макроструктурой выступает конструкция целого, а микроструктурой – последняя, пятая часть. Новизна исследования заключается в рассмотрении композиционно-драматургических особенностей балета "Лабиринты" в контексте метафоры лабиринта. Концепция «макролабиринта» способствовала рельефному показу принципов симметрии и централизации, свойственных лабиринту классического критского типа. Симметрия в балетном цикле нашла выражение в строении крайних частей, в их авторском делении на разделы, наличии репризы в Maestoso и Meno mosso, единой тональной организации с вкраплениями модальных эпизодов, утверждением терции c–e в интонационной системе частей. Централизация критского лабиринта отразилась в наделении четвертой части свойствами кульминационной точки, отличающейся усилением сонорных качеств, обилием кластерных вертикалей, разнородной стратифицированной тканью. Концепция «микролабиринта» способствовала изображению многовариантности лабиринта-путаницы в пятой части балета. Нелинейное движение героев по разветвленной лабиринтовой модели осуществлялось взаимодействием контрастирующих разделов, соотносимых с отклонением в различные эмоциональное состояния. Проведенное исследование позволило сделать вывод о новой интерпретации в балете лабиринтовой парадигмы в свете индивидуального авторского почерка Шнитке.
|