по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хингеева Лариса Михайловна
Человек и культура, 2021-3
Хингеева Л.М. - Проблемы бурятского общества конца XIX-начала XX вв. (по архивным материалам Республики Бурятия и Иркутской области) c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.31063

Аннотация: В конце XIX и начале XX веков бурятский народ находился на грани выживания из-за целого ряда социальных проблем, накопившихся к этому времени в обществе. Отсутствие элементарной санитарии, низкий культурный уровень, падение моральных норм, повсеместное распространение пьянства привели к массовым инфекционным заболеванием, проблемам с воспроизводством населения. Сложившаяся угрожающая ситуация освещена в трудах исследователей и медиков, представителей европейской академической науки, работавших в это время в байкальском регионе. Целью данной работы является дать описание существовавших проблем при взгляде изнутри бурятского общества. Методом данного исследования является поиск и анализ ранее не опубликованных материалов из хранилищ Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Иркутской области. В результате проведенной работы впервые публикуются записи малоизвестного народного исследователя Мангутхана Маласагаева. Он является представителем бурятского народа и всю жизнь провел в прибайкальском регионе, занимаясь традиционным крестьянским хозяйством. Но обладая начальным образованием, позволявшим ему вести записи собственных наблюдений, и живым аналитическим умом, он оставил значительный объем рукописей с описанием и анализом различных аспектов жизни бурят. В статье приводятся его наблюдения о социальных проблемах бурятского общества.
Человек и культура, 2019-2
Хингеева Л.М. - Происхождение анималистических элементов в костюмном комплексе бурятских шаманов c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.25684

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является бурятский шаманизм – сложная система религиозных воззрений, норм, обрядов и традиций бурятского народа. Научные данные показывают, что традиционной религии бурят присущи черты анимализма, зоолатрии и тотемизма, а костюмный комплекс бурятского шамана репрезентирует их в различных атрибутах зооморфного характера. Предметом исследования являются анималистические элементы в костюмном комплексе бурятских шаманов. Объем накопленных знаний весьма велик и разнообразен, в основном – это описания, классификация, каталогизация по признакам происхождения, символизма, использования в обрядовых ритуалах, в то же время практически отсутствует анализ происхождения изучаемого предмета в целом. Методом анализа генезиса анималистических элементов в костюмном комплексе шаманов в статье предпринимается попытка выявить истоки анимализма и зоолатрии в религиозных воззрениях бурят, опираясь на ретроспективу истории развития бурятского этноса, происхождения традиционных верований бурят и процессов межкультурной диффузии с другими народами, оказавшими влияние на формирование бурятского шаманизма. Нами выдвинута гипотеза о том, что зооморфные атрибуты костюмного комплекса бурятского шамана являются заимствованием из традиций других народов в процессе межкультурной диффузии. Так, имитация змей в костюме забайкальских шаманов и наличие 12 знаков додекады на толи, предположительно, обусловлены влиянием индоиранских религиозных традиций. Использование же в обрядовой деятельности бурятского шамана шкурок горностая, соболя, белки, зайца, колонка в качестве онгонов, а также наличие стилизованных оленьих рогов на головном уборе шамана и кафтана из звериных шкур под названием оргой, вероятно, являются результатом заимствования традиций эвенкийского шаманизма.
Философия и культура, 2018-4
Хингеева Л.М. - Белый и черный шаманизм в генезисе традиционных верований бурят c. 39-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.4.24997

Аннотация: Шаманизм является традиционной религией бурят, это основа культурного пространства бурятского народа. Одной из характерных особенностей бурятского шаманизма является его дуалистический характер, существование двух параллельных конфессий, «белой» и «черной». Для большинства мировых религий не присуще возникновение, развитие и существование духовных традиций в форме двух различных ветвей, поэтому изучение генезиса подобного феномена в бурятском шаманизме представляет несомненный интерес. В статье предпринята попытка выявления причин разделения основной религии бурят на данные сосуществующие ветви. Религиозные теории рождаются и интегрируются в культурное пространство в ходе социально-исторического развития этноса, соответственно, и изучать эти процессы следует в ретроспективе истории этого народа. Метод данного исследования – анализ исторического пути развития различных этнических групп, входящих в состав бурятского народа, выявление различий и взаимосвязей их религиозных воззрений. В ходе проведенного анализа сформулирована гипотеза генезиса дуалистического характера шаманизма бурят как отражения культурно-исторического развития полиэтнического бурятского народа. Выдвинуто предположение, что определение двух типов шаманизма могло отражать взгляд со стороны булагатского этноса, охарактеризовавшего собственный вариант религии как «белый», в противоположность воззрениям эхиритов и хори-бурят, обозначенным как «черный» шаманизм. Впоследствии эта точка зрения закрепилась как общепринятая.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.