по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Капустина Татьяна Викторовна
Психолог, 2023-6
Люкшина Д.С., Капустина Т.В., Садон Е.В., Кадыров Р.В. - Личностный, социальный и поведенческий компоненты эмоционального выгорания у врачей (на примере исследования врачей Приморского края) c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69063

Аннотация: Предметом исследования является личностный, социальный и поведенческий компоненты эмоционального выгорания у медицинских специалистов. Эмпирическим объектом исследования выступили 340 врачей разных специальностей разного возраста, работающих в городах Приморского края и имеющих разный стаж работы. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают вывод о том, что основными внутренними компонентами эмоционального выгорания у медицинских специалистов следует считать: личностный (эмоционально-волевой) компонент, который представляет спектр определенных личностных характеристик и состояний, социальный (межличностный) компонент, влияющий и выстраивающий взаимоотношения с другими людьми, включая коллег и пациентов, и поведенческий (мотивационно-ценностный) компонент, определяющий профессиональную и мотивационную направленность личности и умение противостоять внешним воздействиям. Особое внимание уделяется именно внутренним факторам, поскольку внешние факторы мало зависят от личности врача. Методологической основой исследования является компонентная модель внутренних проявлений эмоционального выгорания, которая состоит из трех компонентов. Для проведения исследования использовались метод тестирования и проективный метод, позволяющие описать эти компоненты у врачей. Было выявлено, что эмоциональное выгорание характерно (от среднего до крайне высокого уровня) для 309 человек (90,9%). Проведенное эмпирическое исследование позволило описать проявления эмоционального выгорания с позиции этих трех компонентов. Научной новизной исследования следует считать использование трехкомпонентной модели внутренних факторов эмоционального выгорания. В ходе исследования также было определено, что общий стаж работы никак не соотносится с проявлениями эмоционального выгорания, а возраст, в частности, молодой и зрелый, в отличие от пожилого, ему способствует. Полученные данные и описания определяют мишеневые точки для профилактики и психологической коррекции эмоционального выгорания у медицинских специалистов разных специальностей, программы можно составлять, опираясь на проявления каждого компонента у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Психолог, 2023-3
Капустина Т.В., Гайдай А.С., Горшкова О.В., Кадыров Р.В. - Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.40912

Аннотация: Предметом исследования является эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях. Эмпирическим объектом исследования выступили специалисты коррекционных учреждений, имеющих стаж работы от 14 лет, поскольку они более подвержены эмоциональному выгоранию. Группу сравнения представили педагоги, не работающие в коррекционных учреждениях. Общая выборка исследования 104 человека. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают общий вывод о том, что синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как элемент профессиональной деформации. Подтверждением является то, что структура профессиональной деформации представлена описанием широкого спектра изменений, происходящих в психике в профессиональной среде, вызываемые также большим количеством всевозможных факторов. Синдром эмоционального выгорания является его элементом, так как искажения личности и психики в целом, вызываемые в процессе рабочей деятельности, могут быть вызваны длительным воздействием стрессогенных факторов, связанных как с общим повышенным эмоциональным фоном, так и вредоносными воздействиями, провоцирующими эмоциональные реакции. Все это истощает психику и способствует развитию профессиональной деформации. Тема эмоционального выгорания не нова, однако настоящая работа рассматривает эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации личности и описывает его проявления, опираясь на компонентную модель. Полученные статистические результаты, выявленные путем сопоставления выраженности эмоционального выгорания между специалистами коррекционных учреждений и педагогами, не работающими в коррекционных учреждениях, а также с помощью корреляционного анализа между проявлениями эмоционального выгорания и личностными характеристиками, позволили описать особенности проявления эмоционального выгорания как элемента профессиональной деформации на аффективно-когнитивном, физиологическом и поведенческом уровнях. Подробное описание позволяет более детально и точечно формировать программы профилактики и психологического сопровождения специалистов коррекционных учреждений.
Психолог, 2022-4
Черемискина И.И., Капустина Т.В. - Совладающее поведение у людей молодого возраста в ситуации переживания личностного кризиса c. 56-70

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.4.38431

Аннотация: Предметом исследования является совладающее поведение в ситуации переживания личностного кризиса. Эмпирическим объектом исследования выступили молодые люди, которые являются важным ресурсом социально-экономических преобразований в нашем обществе. Сам возрастной период, с психологической точки зрения, является временем становления личности, активного вхождения в новые виды деятельности, социальные роли, самореализации. Однако мир постмодерна задает очень высокий темп человеческого существования, смена жизненных ситуаций и ориентиров происходит резко, почти мгновенно, что обуславливает высокую стрессовую нагрузку на молодых людей, на фоне осознания рассогласования внешних обстоятельств и смысловых структур личности возникает переживание личностного кризиса, негативным последствием которого является её социально-психологическая дезадаптация.   Новизна исследования заключается в том, что оно базируется на трехкомпонентной модели Л.Г. Жедуновой, основываясь на которой были подобраны методики, позволяющие диагностировать переживание личностного кризиса у молодых людей. Оказалось, что больше половины исследуемых молодых людей находятся в состоянии переживания личностного кризиса. Особенностью их совладающего поведения является преимущественное использование стратегий «дистанцирование» и «избегание», им свойственно игнорирование стратегии «принятие ответственности». Также для них характерны стремление преувеличивать имеющиеся проблемы, повышенный уровень тревожности, сниженное настроение, пассивность, плохое самочувствие, повышенная чувствительность, впечатлительность, ранимость, отсутствие лидерских качеств, преобладание ведомости, внутриличностный конфликт, заключающийся в противостоянии двух противоречивых черт – конформизма и нонконформизма, преобладание мотивации избегания неудач, тенденция к конфликтному поведению. Полученные данные могут быть полезны как психологам консультантам, так и представителям служб психологического сопровождения, так как выявленные особенности молодых людей в состоянии переживания личностного кризиса могут стать мишенями психологической помощи по его преодолению.
Психолог, 2019-2
Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Горохова Ю.О. - Отношение к жизни и будущему у детей и подростков с онкогематологическими заболеваниями c. 46-55

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.2.29578

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является отношение к жизни и будущему у детей с онкогематологическим заболеванием, как тяжёлой хронической болезнью, которая меняет мироощущение пациента, трансформирует его отношение к жизненным событиям, будущему, другим людям и самому себе. Данное исследование представляет особую актуальность и значимость в период взросления, где складываются убеждения, ценности, мировоззренческие взгляды, конкретизируются представления о своём будущем, что является базисом для личностного самоопределения и воздействует на дальнейшие важные выборы человека в его жизни. В эмпирическом исследовании использовались метод тестирования, метод анкетирования и проективный метод. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни и точного критерия Фишера. Научная новизна исследования очевидна так как большая часть имеющихся работ ориентирована на взрослых или связана с психологическими аспектами реабилитации таких пациентов. В ходе исследования выявлено, что у младших школьников с онкогематологическими заболеваниями более четко определены цели на будущее по сравнению с группой сравнения, а отношение к прошлым событиям жизни связано с тревожными и негативными переживаниями. У подростков с онкогематологическими заболеваниями отношение к жизни складывается из субъективного опыта прошлого, который служит основой для жизни в настоящем. Отношение к будущему характеризуется его низкой осмысленностью, отсутствием четких целей и связывается с тревожными и негативными эмоциональными переживаниями. В системе ценностных ориентаций на первое место выходят духовные ценности, а также ценности, связанные с общением и принятием других людей.
Психолог, 2018-5
Капустина Т.В., Кадыров Р.В., Люкшина Д.С. - Стратегии совладающего поведения и психологические защиты у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами c. 25-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27644

Аннотация: Объектом исследования являются ранние дезадаптивные схемы. Предметом исследования – стратегии совладающего поведения и типы психологических защит у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами. Авторы рассматривают ранние дезадаптивные схемы как определённые стереотипы поведения, негативно сказывающиеся на жизнедеятельности. Делается акцент на актуальности использования полученных данных в психологическом консультировании при решении различных практических задач по преодолению жизненных трудностей, обусловленных проявлением ранних дезадаптивных схем, что может помочь психологу-консультанту осуществлять определенным образом психологическую поддержку. В работе использовались эмпирические методы и методы обработки данных. В качестве эмпирического метода применялось тестирование представленное Опросником для диагностики ранних дезадаптивных схем «YSQ-S3R», Опросником «Стратегии совладающего поведения» и методикой «Индекс жизненного стиля». Для статистической обработки данных и выявления взаимосвязи использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. По результатам проведенного эмпирического исследования у девушек в возрасте 21-30 лет с ранними дезадаптивными схемами преобладают стратегия совладающего поведения - дистанцирование и эго-защитный механизм - вытеснение. Полученные данные можно использовать в процедуре психологического консультирования клиентов или пациентов с ранними дезадаптивными схемами, для повышения результативности и эффективности психологической работы путем трансформации и изменения привычных неэффективных схем поведения. Новизна исследования и вклад авторов состоит в углублении эмпирического материала по изучению ранних дезадаптивных схем и возможности использовании полученных данных в психотерапевтической и психологической помощи.
Психолог, 2018-3
Капустина Т.В. - Экспресс-методы в психологическом консультировании c. 76-85

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26905

Аннотация: Объектом исследования являются психодиагностические экспресс-методы. Предметом исследования – классификация экспресс-методов, используемых в психологическом консультировании. Автор подробно рассматривает экспресс-методы, которые предлагаются создателями как способы стартовой экспресс-диагностики. Делается акцент на актуальность ее использования в психологическом консультировании при решении различных практических задач, поскольку она позволяет определять нужные для психолога личностные черты или проявления психики при минимальных временных затратах. Особое внимание уделяется методам, которые основаны на типологическом подходе к оценке личности, так как они в большей степени упрощают работу благодаря соотнесению клиента с определенным типом личности. Для решения поставленных задач в статье используются теоретические методы - анализ, систематизация и классификация психодиагностических экспресс-методов. Основными выводами проведенного теоретического исследования является заключение о том, что именно проективные экспресс-методики, основанные на типологическом подходе, будут наиболее эффективными в практической деятельности психолога-консультанта, поскольку являются наиболее «безопасными» и интересными для клиента, так как он, преимущественно, в процессе диагностики работает со слабоструктурированным стимульным материалом. Новизна исследования заключается в предлагаемой классификации психодиагностических экспресс-методов. Также основным вкладом автора в развитие темы является представление авторской проективной методики "Способ оценки личности - 12 архетипов плюс", как одного из экспресс-методов, применимого в психологическом консультировании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.