по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Высокович Ксения Олеговна
Litera, 2022-1
Высокович К.О. - Легкая комедия и водевиль: специфика жанра c. 91-97

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.1.37247

Аннотация: Предметом исследования выступает легкая (салонная, светская, благородная) комедия «Своя семья, или Замужняя невеста», написанная в соавторстве А. А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. С. Грибоедовым, а также водевиль А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Цель – проанализировать сходные жанровые модели: легкую комедию и водевиль – вариант салонной комедии. Основным методом исследования выступает мотивно-образный анализ, который позволит выделить ряд общих мотивов, рассмотреть образы героев. Сравнительно-сопоставительный метод необходим для установления общего и различного между рассматриваемыми жанровыми моделями.    Новизна исследования заключается в сравнении двух близких жанровых моделей, выявление в их структуре общего и частного. В ходе исследования мы пришли к выводу, что водевиль и легкая комедия тесно связаны с большим количеством жанров: анекдотом, басней, комической оперой, интермедией, мелодрамой, а также зачастую выступают средством ведения литературной полемики. Внешним отличительным признаком водевиля является наличие куплета. Помимо этого, несмотря на схожесть фабулы, стоит отметить, что легкая комедия в большей степени тяготеет к высокой литературной традиции, внешний действенный комизм редуцирован, он выражается через манеру речи героев, остроумность диалогов, афористичность речи. Героями, как правило, являются светские молодые люди, место действия также ограниченно: это светские гостиные, помещичий дом и приусадебная территория. В свою очередь водевиль не ограничен рамками светской условности, его героями могут быть офицеры, актеры, слуги, крепостные и т.д. Помимо этого весь комизм положений героев усиливается внешними эффектами: буффонадой, множественными переодеваниями, стремительным и непредсказуемым развитием действия.
Litera, 2021-10
Высокович К.О. - Мотивный комплекс обмана в комедии У. Уичерли «Деревенская жена» c. 141-147

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36644

Аннотация: Предметом исследования выступает мотивно-образный анализ комедии У. Уичерли «Деревенская жена». В работе использовался метод мотивного анализа, который позволил выявить ключевые мотивы, а также рассмотреть их реализацию в тексте, структурный метод, позволяющий выявить закономерности и связи между мотивами. Особое внимание уделено не только анализу мотивного комплекса, но и образам героев. Отдельно рассматривается главный герой комедии мистер Хорнер, чей образ по-разному трактуется исследователями от хитроумного развратника до драматурга пьесы. Помимо этого, У. Уичерли выводит на сцену целую галерею лицемеров, где каждый из них пытается реализовать свои скрытые мотивы.    Комедия «Деревенская жена» считается вершиной творчества У. Уичерли и не раз была предметом научного рассмотрения, тем не менее, новизна исследования обусловлена тем, что впервые делается анализ мотивного комплекса обмана комедии У. Уичерли. В ходе исследования был выявлен целый комплекс мотивов, связанных с обманом: мотив обмана, мотив переодевания, мотив написания / передачи записки, мотив измены, мотив боязни измены (страх стать рогоносцем), мотив театра, который непосредственно связан с образом героя-лицемера Хорнера. Все эти частные мотивы создают общий фон произведения и являются составными частями мотива истинного / мнимого. Тип персонажа также значим для реализации мотивного комплекса, согласно классификации У. Янц в рассматриваемой комедии явно преобладает два вида лицемерия: моральное (леди Фиджет, миссис Дейнти Фиджет и миссис Скуимиш, мистер Спаркиш, мистер Пинчуайф) и интеллектуальное (мистер Хорнер).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.