по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Захарова Акулина Егоровна
Социодинамика, 2023-12
Захарова А.Е. - Цифровая трансформация в образовании: социальное самочувствие и стратегии адаптации (на примере Республики Саха (Якутия)) c. 71-80

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.12.69288

Аннотация: Цифровизация создает новое качество жизни, новые возможности и новые риски для общества, предпосылки для радикальной трансформации социальных систем, новые вызовы и новое – цифровое – неравенство. И одной из ключевых отраслей социальной сферы, на которую оказывает непосредственное влияние внедрение цифровых технологий, выступает сфера образования. В данной статье приводятся результаты социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», проведенного в 2021-2023 гг. в Якутии. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации образования и внедрения дистанционных форматов обучения на социальное самочувствие населения региона. Исследование фиксирует основные противоречия, возникшие в ходе экстренного перевода образовательного процесса на дистанционную форму работы, на локальном материале показаны возникающие социальные противоречия, формирующиеся под воздействием объективной дифференциации между городскими и сельскими территориями. Массовый социологический опрос был проведен в пяти социально-экономических зонах Якутии: с использованием комплекса полевых работ: face-to-face, онлайн опрос, опрос с привлечением «общественных корреспондентов». В исследовании использована многоступенчатая квотная выборка респондентов, выборочная совокупность составила 1320 респондентов. К одним из наиболее ощутимых последствий пандемии респонденты отметили возросший уровень стресса, психологической напряженности, увеличение времени провождения в социальных сетях и в целом в сети Интернет, рост финансовой нагрузки, расходов. Проблемы, связанные с осуществлением дистанционного режима работы и учебы, 26,8% респондентов отнесли к одним наиболее ощутимых последствий пандемии. Большинство респондентов выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, около половины респондентов в той или иной степени не удовлетворены качеством интернет-связи в месте проживания. Основными детерминантами цифрового разрыва между городскими и сельскими территориями, роста образовательного неравенства становятся неравномерность материально-технического оснащения и внедрения цифровых образовательных ресурсов, а также доступность и качество телекоммуникационных услуг связи.
Человек и культура, 2022-6
Винокурова У.А., Захарова А.Е. - Аксиологические основания экодуховных ценностей коренных народов Арктики c. 68-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39467

Аннотация: Арктика, занимающая шестую часть поверхности планеты, испытывающая глобальные изменения климата, является местом воспроизводства образа жизни коренных народов, их экодуховных ценностей, уникальных видов флоры и фауны. Символический универсум культуры определяется ее географическими и климатическими условиями. Планетарная гуманитарная мысль сосредотачивается вокруг Арктического океана, метафорически обозначаемого как современное Средиземноморье. Проблема состоит в признании духовного и интеллектуального наследия арктических коренных народов в процессе современного освоения ресурсов Арктики и во введении их экодуховных ценностей в образовательный процесс. Экодуховные ценности основаны на мировоззрении, признающем духовную взаимосвязь человека и природы, способствуют устойчивости экосистемы во всем ее многообразии природных и гуманитарных сфер. Целью нашего исследования является определение и выявление аксиологических оснований экодуховных ценностей коренных народов Арктики, значимых для межкультурных и межстрановых коммуникаций в северной циркумполярной зоне планеты. В работе использованы методология коренных учёных (Indigenous Methodology), метод системного анализа и синтеза, эмпирическое исследование в арктическом Хатанго-Анабарском регионе проведено в сочетании количественных и качественных социологических методов (стандартизированный анкетный опрос, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент). Выявлены пять фундаментальных мировоззренческих постулатов народов Арктики в качестве аксиологических оснований экодуховных ценностей, исходящие из этнокультурной модели отношения к Матери-Земле, сонастроенности с природно-климатическими особенностями и сопространственности экодуховных связей в среде обитания, геопсихических и духовных связей со священными местами, где происходит взаимосопряженность космических, земных и природных явлений с экодуховными ценностями человека.
Педагогика и просвещение, 2022-4
Захарова А.Е., Алексеева Г.Г., Явловская П.Е. - Особенности цифровизации образовательного процесса в спортивном вузе c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39410

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в спортивном вузе в период пандемии. Предметом исследования является процесс организации дистанционного образования в вузе в период ограничительных мероприятий по COVID-19. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта является одним из первых заведений высшего образования, расположенных в условиях сельской местности, более 90% студентов являются жителями наслегов и районов Республики Саха (Якутия). Отраслевая специфика вуза предполагает большой объем практических учебных занятий и ежедневные тренировки по избранным видам спорта в оборудованных спортивных помещениях. Дистанционный формат обучения внес значительные коррективы в содержание и формы проведения практических занятий, в частности, спортивных тренировок студентов. В анкетировании приняли участие 320 студентов очной и заочной формы обучения 7 направлений подготовки. В результате выявлены степень готовности студентов к переходу на дистанционное обучение, оценка возможности полноценной подготовки к зачетно-экзаменационной сессии и государственной итоговой аттестации, особенности проведения практических занятий по элективным курсам физической культуры и по спортивным дисциплинам, уровень удовлетворенности, достоинства и недостатки в организации дистанционного обучения в вузе. Полученные результаты исследования могут использоваться в совершенствовании организации дистанционного обучения в вузах, с сохранением качества и доступности образовательного процесса. Новизна исследования заключается в исследовании организации дистанционного формата обучения и отношения к этому студентов физкультурного вуза, расположенного в сельской местности. Установлено, что переход образовательного процесса на полностью дистанционный формат в спортивном вузе активизировал ресурсы института, форсировал использование информационных технологий в обучении, при этом выявил определенные трудности.
Человек и культура, 2020-6
Захарова А.Е. - Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) c. 105-115

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34739

Аннотация: Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020 году полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийского) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях.   Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.