ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Маслюк Павел Максимович
Право и политика, 2021-12
|
Вронская М.В., Маслюк П.М. - Институт завещания в чрезвычайных обстоятельствах как нетипичная форма фиксации волеизъявления наследодателя: актуальные проблемы правоприменения |
|
c. 117-126
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2021.12.37093
Аннотация: Наследственное право предусматривает несколько видов завещания, одним из которых является завещание в чрезвычайных обстоятельствах, относящееся наукой к нетипичным формам завещания, – что и выступает предметом исследования. Данный способ фиксации последней воли наследодателя призван облегчить механизм совершения завещания в обычной форме в силу чрезвычайности ситуации, в которой находится человек. Однако, как показывает анализ гражданского законодательства РФ и судебной практики, нормы о завещании в чрезвычайных обстоятельствах содержат больше препятствий, чем упрощений процедуры его составления. В этом состоит проблема исследуемого правового явления. В данной статье подробно рассматриваются нормы наследственного права, регламентирующие завещание в чрезвычайных обстоятельствах, доктринальные положения в вопросе эффективности его правовой регламентации, а также судебная практика по этому вопросу в целях поиска проблем и противоречий указанного правового явления, которой и уделяется особое внимание, поскольку все недочеты законодателя всегда проявляются посредством правоприменения. Новизна исследования заключается в анализе практики применения института завещательного распоряжения в чрезвычайных обстоятельствах с целью определения круга актуальных вопросов, и предложений, направленных на совершенствование правовой регламентации нетипичной формы завещания. Основными выводами авторов выступают возможность применения электронных или технических средств удостоверения завещания в чрезвычайных обстоятельствах; отказ от положений абз. 2 п. 1 ст. 1129, закрепляющего в качестве обязательных требований действительности такого завещания, наличие двух свидетелей и собственноручное изложение последней воли и подписание такого документа завещателем; необходимость законодательного закрепления признаков чрезвычайности положения, и определения перечня ситуаций, которые должны быть расценены правоприменителем как угрожающие жизни, к которым наряду с внешними обстоятельствами, следует относить внутренние – в частности, состояние здоровье и резкое его ухудшение.
|