по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лавров Дмитрий Евгеньевич
Культура и искусство, 2023-3
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность художественных промыслов мстёрской и холуйской лаковой миниатюры в 1930-е гг. c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.3.36694

Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ выставочной деятельности мстёрской и холуйской артелей лаковой миниатюры в 1930-е гг. – период зарождения и становления этих известных промыслов русской народной культуры. Цель данной статьи – на примере участия указанных промыслов в советских и зарубежных выставочных проектах показать благотворную роль советского государства на развитие народного искусства. Автор сравнивает события 1930-х гг. с состоянием лаковых промыслов в современной России и предлагает использовать советский опыт информационной и организационной помощи промыслам лаковой миниатюры для их выхода из текущего кризисного состояния. Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный метод исследования, автор показывает успешность выставочных практик мстёрской и холуйской артелей в 1930-е гг., а также ту поддержку, которую оказывали лаковым промыслам органы государственной власти СССР. Научная новизна исследования состоит в попытке преодоления сложившегося взгляда на современное кризисное состояние российских лаковых промыслов как следствие лишь недостаточно «инновационного» руководства на местах. Позиция автора заключается в том, что причину подобного кризисного состояния следует искать, прежде всего, в общей ситуации отсутствия реальной поддержки российским лаковым промыслам со стороны государства, что и является основным выводом статьи.
Культура и искусство, 2022-10
Лавров Д.Е. - Традиционные орнаментальные техники в изделиях федоскинской лаковой миниатюры советского периода c. 55-62

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.36728

Аннотация: Предметом исследования является анализ путей восстановления орнаментальных техник промысла лукутинской лаковой миниатюры, утраченных к концу XIX в. и воссозданных в течение советского периода. В статье рассматривается деятельность художников-миниатюристов Федоскинской трудовой артели – преемника лукутинского предприятия – по возрождению забытых технологий создания орнамента на лаковых изделиях. Особое внимание уделяется помощи в этом процессе, которую оказало промыслу советское государство. Цель статьи – на примере успешного решения проблемы восстановления утраченных орнаментальных техник федоскинского промысла показать значимую роль поддержки государства в развитии русского народного искусства советского периода.   Используя сравнительно-исторический, историко-типологический, а также историко-генетический методы, автор даёт характеристику различным орнаментальным техникам лукутинских изделий, сравнивая их с особенностями федоскинских изделий ХХ в. Научная новизна исследования состоит в анализе деятельности экспериментальной лаборатории при Федоскинской трудовой артели, восстановившей орнаментальные техники лукутинской миниатюры, а также тому вкладу, который внесли в этот процесс федоскинские мастера М. С. Чижов, В. В. Корсаков, С. Н. Тардасов. Основным выводом статьи является утверждение важности изучения указанных техник промысла для понимания причин расцвета орнаментальных мотивов в федоскинских изделиях в поздний советский период, а также настоящее время.
Культура и искусство, 2022-8
Лавров Д.Е. - Палехский художник И. И. Голиков и его оформление книги «Слово о полку Игореве»: к вопросу о творческих заимствованиях c. 102-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.36523

Аннотация: Предметом исследования является анализ иллюстраций, созданных палехским художником Иваном Ивановичем Голиковым для «Слова о полку Игореве» – крупнейшего памятника книжной графики палехского искусства. Подробно раскрывается предыстория, причины предоставления И. И. Голикову заказа на иллюстрирование книги издательством «Academia», ход работы И. И. Голикова над его выполнением, а также то впечатление, которое произвело это издание на заказчиков и советское общество. Цель статьи – помимо показа возможности плодотворной работы художника-миниатюриста в области искусства, не связанной с традиционной для Палеха лаковой миниатюрой, дать анализ творческого метода И. И. Голикова при работе над иллюстрированием указанного издания. Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и иконографический методы исследования, автор в то же время акцентирует внимание на качествах И. И. Голикова как новатора и экспериментатора в искусстве, что и предопределило как заказ на иллюстрирование «Слова» именно этому палехскому мастеру, так и грандиозный успех, выпавший на долю этого книжного издания. Именно в исследовании этих новаторских качеств И. И. Голикова, пытающегося «уйти» от стилистики лаковой миниатюры в своей работе над изданием «Слова», состоит научная новизна исследования. Основным выводом статьи является положение об универсальности И. И. Голикова как художника, которая и позволила ему проиллюстрировать издание «Слова о полку Игореве», сразу после своего выхода ставшее общепризнанным шедевром искусства советской книжной графики.
Человек и культура, 2022-6
Лавров Д.Е. - Работы художников промысла палехской лаковой миниатюры в области оформления театральных постановок 1930-х – 1970-х гг. (Палех и театр) c. 9-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37011

Аннотация: Предметом предлагаемого исследования является исторический анализ работ мастеров палехского промысла 1930-х – 1970-х гг. в области оформления театральных постановок – малоизученного феномена русской народной культуры ХХ в. Автор статьи привлекает наиболее показательные примеры, обращаясь к эскизам, созданным художниками Палеха для постановок советского театра. Особое внимание в исследовании уделяется крупнейшим деятелям промысла, работавшим в области театрального оформления: И. И. Голикову, П. Д. Баженову, Н. М. Парилову, А. А. Котухиной. Цель статьи – на обширном материале многочисленных постановок крупных театров Москвы, Ленинграда и других городов показать важное значение творческого вклада палехских мастеров в развитие театрально-декорационного искусства советского времени.   Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и иконографический методы исследования, автор подчеркивает важность знания о работах палехских художников в области оформления театральных постановок для правильного понимания общей истории палехского промысла в ХХ в. Научная новизна исследования состоит в попытке анализа рассматриваемой темы как единого комплексного явления. Основным выводом статьи является тезис о неразрывной связи «театральных» работ палешан с лаковой миниатюрой: театрально-оформительские работы мастеров Палеха появляются в одно время с их опытами с лаковой миниатюрой; с театрами работали крупнейшие палехские миниатюристы; в течение всего советского периода опыт палешан в театрально-декорационном искусстве был востребован так же сильно, как и их лаковая миниатюра.
Человек и культура, 2022-6
Лавров Д.Е. - Работы палехских миниатюристов советского периода в области оформления художественных открыток (Палех и открытка) c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37077

Аннотация: Статья посвящена феномену художественной открытки в палехском лаковом промысле в 1960-е – 1980-е гг. – малоизученной области народного искусства позднего советского периода. Предметом исследования является анализ свыше 20 комплектов палехских художественных открыток, имевших широкую популярность среди ценителей искусства, в их числе произведений К. С. Бокарёва, Б. Н. Кукулиева, А. М. Куркина и Е. И. Пашкова. Цель статьи – на широком круге привлекаемого автором материала показать важность изучения данной темы для познания истории и художественной специфики палехского лакового промысла в XX в., а также для успешного возрождения этих традиций в наше время.   Используя метод сравнительного анализа, а также иконографический и историко-системный методы исследования, автор подчёркивает важность значения выбранной темы, указывая на то, что, в отличие от всех других видов художественной продукции промысла, именно палехская открытка, издававшаяся миллионными тиражами, являлась истинно народным изделием, в советское время встречавшимся практически в каждом доме. Научная новизна исследования состоит в самой попытке комплексного анализа указанной темы; в частности, автор указывает на то, что основными жанрами изделий открыточной продукции промысла в 1960-е – 1980-е гг. являлись иллюстрации пушкинских и русских народных сказок, а также былин и идеологически значимых текстов. Основным выводом статьи является обоснование важности графических работ палехских художников-миниатюристов для понимания их общей творческой эволюции.
Человек и культура, 2022-5
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1945-1989 гг.) c. 117-125

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.36910

Аннотация: Исследование является продолжением статьи «Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.)», опубликованной в научном журнале «Человек и культура». Предметом предлагаемой работы является анализ выставочной деятельности палехского лакового промысла в послевоенный период, ограниченный второй половиной 1940-х и концом 1980-х гг. Цель статьи – используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, показать специфику указанного периода в истории выставочной деятельности палехского промысла. Подчёркивая преемственность выставочной деятельности 1940-х – 1980-х гг. с довоенным периодом, автор в то же время указывает и на те новые черты, которые появляются в выставочных практиках промысла в послевоенное время.   Научная новизна исследования состоит в том, что автор подвергает анализу наиболее важные художественные смотры Советского Союза, на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры в 1940-е – 1980-е гг. Особое внимание в статье уделяется деятельности Государственного музея палехского искусства, ставшего после своего открытия в 1935 г. важным выставочным центром изделий лакового промысла, рассматриваются персональные, ретроспективные, тематические и передвижные выставки. Основным выводом статьи является обоснование важности рассмотренной темы для понимания того общественного признания и известности, которые приобрёл промысел палехской лаковой миниатюры в поздний советский период, а также в постсоветское время.
Человек и культура, 2022-4
Лавров Д.Е. - Палехский промысел лаковой миниатюры в 1980-е гг.: накануне катастрофы c. 57-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36650

Аннотация: Предметом исследования является анализ путей развития промысла палехской лаковой миниатюры в 1980-е гг. – последнее десятилетие советского периода, ставшее также и последним сравнительно благополучным временем развития самого промысла. Особое внимание в статье уделяется анализу так называемого палехского «раскола» – уничтожению единой организации Палехских художественно-производственных мастерских, последовавшему в 1989 г. и закончившему советский период в истории палехского промысла. Цель статьи – охарактеризовать то состояние, в котором один из самых благополучных советских промыслов народного искусства – знаменитый промысел палехской лаковой миниатюры – вошёл в трагическую эпоху 1990-х гг.   Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного исследования позднего этапа истории палехского лакового промысла в 1980-е гг., что также позволяет осознать и проблемы его современного кризисного положения. Используя историко-системный метод, а также метод сравнительного анализа, автор исследования приходит к выводу о том, что 1980-е гг. (до «раскола» 1989 г.) стали, как и предыдущие десятилетия истории промысла палехской лаковой миниатюры (несмотря на некоторые отдельные издержки) временем его поступательного развития, а основной причиной распада единой организации промысла в 1989 г. стали финансовые разногласия его участников.
Человек и культура, 2022-4
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.) c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36873

Аннотация: Статья посвящена анализу выставочной деятельности мастеров палехской лаковой миниатюры. Автор избрал в качестве хронологического периода первые пятнадцать лет существования данного промысла – от его зарождения в первой половине 1920-х гг. до начала Второй мировой войны. Предметом исследования, таким образом, является анализ выставочных практик палехского художественного промысла довоенного времени (1923-1939 гг.) Статья показывает важность выставочной деятельности палехского лакового промысла на всех этапах этого краткого, но, тем не менее, крайне насыщенного событиями периода. Цель статьи – показать то значение, которое выставочная деятельность имела для успеха и общественного признания Палеха как нового и быстро ставшего самым известным лакового промысла России.     Научная новизна статьи состоит в том, что, используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, автор анализирует наиболее важные отечественные и зарубежные смотры 1920-х – 1930-х гг., на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры. Автор подчёркивает важное обстоятельство: само становление и укрепление промысла палехской лаковой миниатюры в первой половине и середине 1920-х гг. было вызвано именно успехом выставлявшихся опытных образцов на крупнейших выставках того времени, таких как Всероссийская выставка 1923 г. в Москве, а также Международная выставка в Париже 1925 г. При этом показано, что успех на смотрах сопутствовал изделиям Палеха и далее (выставка «10 лет Октября» 1927 г., Советская выставка в Нью-Йорке 1928 г., Международная выставка в Париже 1937 г. и многие другие выставки, анализируемые в статье). Таким образом, именно обоснование успешности выставочной деятельности промысла палехской лаковой миниатюры как важного фактора его общественного признания является основным выводом статьи.
Человек и культура, 2022-4
Лавров Д.Е. - Работы палехских художников-миниатюристов в области оформления фарфоровых изделий (палехский фарфор) c. 114-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.37124

Аннотация: Статья посвящена истории производства и росписи художественных фарфоровых изделий в палехском промысле – малоизученной странице в летописи Палеха ХХ в. Предметом исследования является анализ технических и художественных трудностей, стоявших перед палехскими художниками в деле освоения производства и росписи фарфора в 1920-е – 1930-е гг., а также причин того, что оно, в отличие от производства и росписи папье-маше, не смогло быть поставлено на промышленную основу. Цель статьи – на примере альтернативного для Палеха художественного материала расширить наше представление о том богатстве путей развития, которое имел палехский промысел в течение раннего советского периода. Используя метод сравнительного анализа, а также нарративный и структурный методы исследования, автор рассматривает роль А. В. Бакушинского и других представителей советской интеллигенции в деле освоения палехскими художниками росписи по фарфору. Научная новизна исследования состоит в попытке рассмотрения указанной проблемы как комплексного явления: в статье даётся анализ фарфоровых изделий Палеха как довоенного периода, так и 1950-х – 1970-х гг. Основным выводом статьи является утверждение о том, что несмотря на постепенное затухание интереса палехской промысловой организации к данному материалу, многие палехские художники в течение советского времени продолжали создавать талантливые и самобытные изделия из фарфора.
Человек и культура, 2022-3
Лавров Д.Е. - Празднование 50-летнего юбилея промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. c. 94-101

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.36593

Аннотация: Предметом данного исследования является анализ 50-летнего юбилея советского промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. Подробно раскрывается предыстория и ход проведения праздничных торжеств, даётся характеристика тем направлениям деятельности, которые использовали советское государство, интеллигенция и общество для популяризации и признания палехского промысла. Цель статьи заключается в попытке доказательства важной роли официального празднования 50-летия палехской лаковой миниатюры для развития этого промысла, а также утвердить принципиальный тезис о важности исследования данного феномена – праздновании юбилеев промысла палехской лаковой миниатюры советского периода – для изучения его истории.   Используя нарративный, ретроспективный и историко-системный методы исследования, автор акцентирует внимание на важности поддержки государства и общества для жизнедеятельности палехского промысла советского периода, что является крайне актуальной проблемой и в наше время, когда промысел, по мнению многих палехских художников, переживает упадок именно вследствие недостаточного внимания со стороны государства. Таким образом, научная новизна исследования состоит в попытке комплексного описания конкретного исторического явления, которое способно послужить моделью для будущей государственной политики по отношению к Палеху как уникальному достоянию российской культуры. Высказанное мнение о необходимости повтора советского опыта и является основным выводом предлагаемой статьи.
Человек и культура, 2021-2
Лавров Д.Е. - П.Д. Баженов, И.К. Балакин, В.А. Белов – художники-новаторы в русских лаковых промыслах XX века c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.32765

Аннотация: Предметом исследования является анализ творчества трёх крупных художников различных центров производства лаковой миниатюры России ХХ века – П.Д. Баженова (Палех), И.К. Балакина (Мстёра), В.А. Белова (Холуй). Цель статьи – помимо попытки создания «сравнительного жизнеописания» художников различных лаковых промыслов, показать саму возможность плодотворной работы миниатюриста-новатора в различных областях искусства, не связанных с традиционным народным творчеством. Среди проявлений этого новаторства рассматривается «уход» перечисленных художников-миниатюристов в другие области изобразительного искусства, такие как станковое панно, театральные постановки, плакат, шарж. Используя биографический метод исследования, автор в то же время акцентирует внимание на экспериментировании и новаторстве как основной черте, объединяющей всех трёх мастеров данных лаковых промыслов: П.Д. Баженова в Палехе – в 1930-е г., И.К. Балакина во Мстёре – в 1940-е – 1950-е гг., В.А. Белова в Холуе – в 1960-е – 1970-е гг. Научная новизна исследования заключается в изучении практик внедрения перечисленными художниками особенностей перечисленных видов искусства в произведения лаковой миниатюры. Основным выводом статьи является принципиальное положение о правомерности творческого поиска любым художником народного искусства, которое оспаривалось в советский период истории русского народного искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.