по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Александрова Ольга Игоревна
Педагогика и просвещение, 2024-1
Габелко О.Л., Александрова О.И. - Эпоха Эллинизма в российских школьных учебниках по истории Древнего Мира c. 17-24

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.68990

Аннотация: Предметом исследования является отражение истории эпохи эллинизма в актуальных школьных учебниках по истории древнего мира (5 класс). История эллинизма – один из интереснейших и сложнейших периодов истории не только Древней Греции, но и восточных цивилизаций, а также всего древнего мира в целом. Это время появления на политической карте новых государств и формирования сложной системы отношений между народами, их населявшими. Закономерно полагать, что столь важный период должен был найти соответствующее отражение в школьном курсе истории древнего мира и учебниках: знакомство с историей эллинизма помогает не только лучше понять исторические процессы, но и глубже изучить историю культуры и науки, достигших расцвета в эту эпоху. Анализ текста учебников, остающихся для школьников главным источником информации, дает, однако, весьма неоднозначную картину. Рассмотрение материала актуальных школьных учебников позволяет сформировать представление об общих тенденциях отображения истории эллинизма в рамках школьного образования. В результате рассмотрения соответсвующих тем учебников была выявлена общая тенденция в освещении истории эпохи эллинизма в школьных учебниках. Авторы пособий обращаются, как правило, к яркому примеру Александрии Египетской, акцентируя внимание на этом городе в гораздо большей степени, нежели на самом факте синтеза греческой и восточной культур. Имена правителей, как основателей эллинистических династий, так и их потомков, упоминаются нечасто, гораздо больше внимания уделено развитию науки и искусства. Учебники ограничены в отборе и подаче материала как когнитивными способностями учащихся пятого класса, которых важно не перегрузить информацией, так и большим объемом исторических событий, которые надо уложить в небольшой объем. В свете этого решение авторов сосредоточиться скорее на культуре и искусстве выглядит вполне логичным и закономерным, однако выбор конкретного материала не всегда представляется полностью обоснованным.
Педагогика и просвещение, 2023-4
Александрова О.И. - Отражение образов македонских царей Филиппа и Александра в актуальных школьных учебниках по всеобщей истории c. 70-78

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68848

Аннотация: Предметом рассмотрения являются образы знаменитых деятелей эпохи античности – царя Македонии Филиппа II и его сына Александра, и их отражение на страницах учебников по всеобщей истории для 5 класса школы. Особое внимание уделяется соответствию информации, содержащейся в школьных учебниках данным исторических источников и материалам исторических исследований, посвященных данным правителям. Анализируется полнота отражения образов двух самых знаменитых македонских царей, а также система заданий и вопросов, позволяющих углубить знания как непосредственно о выдающихся исторических личностях, так и о поворотном периоде древней истории в целом. Авторы приходят к выводу, что личность и деятельность Филиппа практически полностью затмевается ярким образом Александра, что соответствует общим историографическим тенденциям. О преобразованиях Филиппа, изменивших ход не только греческой, но и мировой истории, говорится кратко и вскользь или же рассматривается лишь одна из сторон его детельности (военная реформа). Это не позволяет в полной мере оценить значимость этого деятеля для Древней истории, проанализировать его вклад в трансформацию греческого мира. В это же время Александр представлен в учебных пособиях не просто как талантливый полководец, но, фактически, как величайший герой античности. Все отрицательные стороны его личности сглажены, о них практически не упоминается, в конечном итоге остается блестящий полководец и талантливый правитель. Как представляется, это может привести не только к искаженному восприятию деятельности конкретных исторических личностей, но к формированию порочного по своей сути убеждения в том, что соевременные реформы и преобразования имеют несравненно меньшую ценность, чем военные походы и завоевания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.