по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Валетов Тимур Якубович
Историческая информатика, 2024-1
Валетов Т.Я. - Опыт преподавания основ исторической географии и геоинформационных систем на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ c. 108-122

DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70218

Аннотация: В статье рассказывается об опыте преподавания курса «Историческая география и геоинформационные системы» в рамках специализации «Историческая информатика» на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ. У нас данная дисциплина преподается студентам III курса бакалавриата. В рамках курса предусмотрено несколько тематических блоков. Первый – историческая география России, здесь основная сложность заключается в том, чтобы уложить этот объемный курс в несколько занятий и оставить место для остальных блоков. Вторая часть – основы картографии, история картографической съемки в России (то есть источниковедение исторических карт), состояние электронных библиотек, где можно найти растровые и векторные исторические карты России. Третий блок посвящен содержательным основам работы с пространственной визуализацией. Этот блок представляется наиболее важным, потому что научиться работать с соответствующими программами – это важная, но простая (механическая) часть работы с ГИС, а для нормального их применения нужно разбираться с тем, чтобы правильно ставить задачи и учитывать смысловые сложности, которые сопровождают этот тип визуализации. В рамках этого блока рассматриваются как информационно-развлекательные проекты с историческими картами, так и научные статьи. Последним блоком вопросов, изучаемых в рамках описанной учебной дисциплины, являются основы работы с ГИС-программами. Базовой для изучения выбрана программная среда QGIS: она официально свободно распространяется (freeware), она кросс-платформенная, основана на распространенном формате шейп-файлов, она хорошо совместима с открытыми интернет-сервисами, такими, как OpenStreetMap и карты Google. Студенты учатся отрисовывать шейп-файлы по растру, присоединять к векторной карте данные из электронных таблиц и создавать тематические карты, привязывать растровые карты к географическим координатам и работать с проекциями. Надеемся, что наш методический опыт будет полезен преподавателям.
Историческая информатика, 2022-4
Зюзин К.А., Валетов Т.Я. - Роль Транссибирской магистрали в снабжении Дальнего Востока в 1903–1913 гг.: сопоставительный анализ внешнеторговой и транспортной статистики c. 1-35

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.4.39097

Аннотация: Статья посвящена вопросу значения Транссибирской магистрали в снабжении товарами Приморского края в 1903–1913 гг. (после ввода в эксплуатацию ее последнего участка, который проходил через Маньчжурию по КВЖД). Методологически статья строится на сопоставлении различных источников: статистики таможенной, портовой, железнодорожной, отчетов Добровольного флота и др. Делается вывод о том, что источниковой базы в целом достаточно для проведения исследования в рассматриваемый период, причем в его основу можно положить разные таблицы из внешнеторгового ежегодника и данные по перевозкам на Уссурийскую железную дорогу (по отчетам самой железной дороги и по сводной статистике железнодорожных перевозок).     Привлеченные сведения о привозе грузов в регион рассматриваются в двух разрезах: «импорт – привоз из России» и «морем – железной дорогой», что позволяет сделать выводы о том, откуда главным образом шли товары и каким путем они попадали на местный рынок. Сравнительная статистика в работе построена для важнейших категорий товаров: хлеб, сахар, топливо, лес, металлы, мануфактура и проч. Сравнение ввоза товаров по железной дороге и по морю показало, что по крайней мере до 1909 г. железнодорожный способ их поставки не был значительным, но начал расти к концу периода, и тогда железнодорожное сообщение края помогло уменьшению доли импорта, особенно в части снабжения текстилем и некоторыми категориями металлических изделий.
Историческая информатика, 2017-1
Валетов Т.Я. - Проект «Статистика внешней торговли Российской империи»: характеристика источника и цифрового ресурса c. 5-14

DOI:
10.7256/2306-0891.2017.1.22195

Аннотация: Статья посвящена описанию нового интернет-ресурса, содержащего подробные данные о статистике внешней торговли Российской империи за 1896–1917 гг. Проект содержит электронные таблицы о размере экспорта и импорта на протяжении данного периода, а по некоторым параметрам и за более долгий срок. В частности, впервые составлены сводные динамические ряды о сумме внешней торговли со всеми учтенными странами и регионами за весь период регистрации (с 1827 г.). Разбираются проблемы источника. Подробно описываются размещаемые в проекте статистические данные, рассматривается структура представленных на сайте таблиц. Создание представленного цифрового проекта является начальным этапом подготовки издания сводной статистики внешней торговли Российской империи. Эта статистика публиковалась ежегодно, а ее изучение требует обращения к динамическим рядам. В 1902 г. был издан сводный статистический сборник, но он требует существенных дополнений, которых с тех пор не было сделано, но планируется реализовать теперь, причем таблицы данных размещаются на сайте проекта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.