по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Федорова Айталина Родионовна
Человек и культура, 2023-6
Федорова А.Р., Гоголев А.И. - Трансформация зимнего костюма в Якутия в эпоху модернизации конца XIX – середины ХХ вв. c. 114-129

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69142

Аннотация: В настоящей статье рассматривается процесс изменения повседневной одежды в Якутии конца XIX – середины ХХ вв. на примере зимнего костюма. Данный исторический период ознаменовывался активными модернизационными процессами в регионе, что отразилось и на материальной культуре населения. Актуальным в этом ключе является вопрос адаптации жителей крайнего севера к новым экономическим условиям: как происходил переход от традиционного уклада к советской культуре. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что культура и технологии традиционного пошива одежды из меха и кожи сохранились в изучаемый период именно из-за необходимости населения самообеспечивать себя зимней одеждой в условиях нехватки товаров и сырья. Хронологические рамки исследования охватывают период конца бытования традиционного якутского костюма и заканчиваются серединой ХХ века.  Для изучения зимнего костюма ХХ задействованы фотоматериалы, на которых запечатлены образцы повседневной одежды. Рассмотрены фотографии из фотофондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, куда входят снимки как из государственных, так и частных коллекций. Кроме того, для дополнения данных проводились консультации с информантами. Настоящая тема еще не становилась предметом специального изучения, поскольку костюм этого периода уже не является этническим. Тем не менее на наш взгляд она является интересной в контексте изучения адаптации народных традиций к модернизационным процессам. С использованием визуальных и полевых источников рассмотрена трансформация повседневной одежды в Якутии изучаемого периода. Авторы статьи пришли к выводам, что в эпоху модернизации произошла резкая смена уклада жизни, которая отразилась и на материальной культуре жителей Якутии. Унификации в гардеробе граждан советского государства первой половины ХХ века не всегда могли покрывать потребности жителей специфических климатических зон, в том числе и жителей северных республик. Это способствовало сохранению традиционных технологий ручного производства зимней одежды.
Человек и культура, 2022-2
Гоголев А.И., Федорова А.Р. - Современная якутская страшная история как жанр городского постфольклора c. 38-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37822

Аннотация: В данной статье производится рассмотрение особого жанра якутской устной словесности – современных якутских «страшилок». Этот новый жанр сформировался на основе традиционного фольклора в позднесоветский период в эпоху активных урабанизационных процессов в Республике Саха (Якутия) и представляет из себя жанр современного постфольклора. Исходя из точки зрения, что любые фольклорные трансформации являются индикаторами динамики общественных настроений, была предпринята попытка взглянуть на данный жанр как на отражение некоторых социальных переживаний, которые поддерживают и находят свое отражение в определенных сюжетах, которые остаются более устойчивыми. Источниками исследования послужили данные опроса, проведенного в 2018 году, в котором приняли участие 213 респондентов. При помощи полученных материалов были выявлены некоторые количественные данные, а также наиболее популярные и пугающие мотивы современной якутской страшилки по мнению опрашиваемых. Проведен обзор самых популярных сюжетов, приведена характеристика и региональные особенности жанра. Автор приходит к выводам, что якутская страшилка, возникая в период урбанизационных процессов являет собой результат разложения сельских коммуникаций, а персонажи современного хтонического спектра отличаются от традиционных своим упрощенных обликом и универсальностью по отношению к общемировой культуре.
Человек и культура, 2019-6
Федорова А.Р., Слепцова А.А. - Отражение образа мамонта в духовной культуре народов Якутии c. 164-170

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31072

Аннотация: Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов населяющих Якутию. Мамонтовая фауна всегда, так или иначе, влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов. Эти представления сыграли достаточно существенную роль в духовной культуре народов Якутии и в данной статье проводится попытка изучения в их фольклоре архетипа мамонта как части этнической культуры. При изучении данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, сравнительный, системный и метод абстрагирования. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора, систематизации и анализа данных о роли мамонта в фольклоре народов Якутии, выявление категории образов, отражающих традиционные представления о мамонте и определение их региональных особенностей. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления о мамонте у народов Якутии можно разделить на две категории: более реалистичные восточные (у автохтонов Севера юкагиров и чукчей) и более фантастический западный (у якутов, эвенов и эвенков). В целом, мамонт для всех перечисленных народов является важным и сакральным животным, который имеет хтонические черты, но и несет в себе религиозные посреднические функции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.