по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Похаленков Олег Евгеньевич
Litera, 2023-7
Похаленков О.Е. - Сравнительный анализ образа «немца-нациста» в немецкой литературе о Второй мировой войне c. 77-83

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.7.40130

Аннотация: В представленной работе автор рассматривает немецкоязычную прозу о Второй мировой войне. Компаративистский анализ осуществляется на материале романа одного из самых знаменитых немецких прозаиков и писатлей-антифашистов "Время жить и время умирать" Эриха Марии Ремарка и романе современного немецкого прозаика Уве Тимма "На примере брата". Объектом исследования выступает поэтика вышеназванных произведений в сравнительном аспекте. Предмет - реализация центрального образа произведения - образа "немца-нациста", который является участником Восточного похода. Автор подробно останавливается на реализации образа, включая в анализ образ художественного пространства произведений и мотивную систему. Основной вывод исследования основывается на различном подходе к интерпретации образа "немца-нациста" у Ремарка и Тимма. В своем романе Ремарк четко указывает на вину своих соотечественников в развязывании войны и массовых убийствах мирных жителей. Образ немца-нациста ассоциируется с образом идеологического врага. Современный немецкий автор придерживается другой точки зрения, которая, во многом, опирается на его личный опыт, тк герой романа - это брат писателя. Образ немца-нациста в его произведении коррелирует с образом заблудившегося немца, который поверил патриотический риторики и выполнял приказ.
Litera, 2022-12
Похаленков О.Е., Никуличева С.Е. - Художественная танатология романа Э.М. Ремарка «Жизнь взаймы или Небо не знает фаворитов» c. 109-116

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.12.39144

Аннотация: В представленной работе рассматриваются танатологические мотивы в творчестве немецкого писателя Э.М. Ремарка. Предполагается влияние исторических событий не только на фабульный и идейный уровни романа, но также и на образный. Выдвигается и доказывается гипотеза о тенденции в творчестве Э.М. Ремарка к широкому использованию образов, традиционно связанных со смертью. Целью работы является доказательство особого авторского осмысления темы смерти и ее реализации в романе Э.М. Ремарка "Жизнь взаймы или Небо не знает фаворитов". Объектом исследования становится особое ремарковское представление категории смерти и ее место в литературе «потерянного поколения». Новизна исследования состоит в том, что авторы представляют новую интерпретацию названия романа в связи с изначальной принадлежностью персонажей к загробному миру. Основное содержание исследования составляет анализ поэтологических уровней романа; мотивы, мифологемы и образы смерти анализируются на идейно-тематическом, сюжетном, персонажном, пространственно-временном и жанровом уровнях; приводятся цитатные примеры на различные коннотации смерти для каждого персонажа романа Э.М. Ремарка "Жизнь взаймы или Небо не знает фаворитов". Особое внимание уделяется феномену смысловой подмены реального определения понятия жизни на антонимичный. В заключение раскрывается роль смерти на композиционном уровне произведения.
Litera, 2021-11
Похаленков О.Е., Клевцова А.М. - Образ врага в политической коммуникации (на материале газеты «Знамя» за 1944 г.) c. 188-195

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.34361

Аннотация: Представленная статья посвящена рассмотрению реализации образа «врага» в политической коммуникации (на примере подборки газеты «Знамя» за 1944 г.). Особое внимание уделяется анализу образа «врага» на разных уровнях публицистического текста: языковом, образном, ассоциативном. В ходе исследования было установлено, что образ носит сложный многоуровневый характер, состоящей из макропарадигм и минипарадигм в пространственных зонах, основанных на оппозиции «свое» – «чужое». Макропарадигмы и минипарадигмы, находящиеся в поле зрения авторов, состоят, преимущественно, из следующих, например: немец - фашист, немец - убийца, немец - зверь, враг - приспешник фашистов. Особым вкладом авторов в представленное исследование является тот факт, что в научный оборот вводится новый архивный материал (ранее не рассматриваемая подборка газеты "Знамя" за 1944 г.), который дает возможность проанализировать образ "врага", который ранее не становился объектом исследования в публицистическом тексте регионального СМИ. Научная новизна работы заключается в комплексном использовании таких методов , как сравнительный и структурный. Сравнительный метод позволяет проследить сходства и различия в реализации основных парадигм образа "врага", а структурный метод способствовал определению состава и наполнения парадигм образов.
Litera, 2021-5
Похаленков О.Е., Никуличева С.Е. - Женские образы в романе Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка» c. 165-173

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.5.35263

Аннотация: В статье предлагается анализ женских образов в романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка», в частности, их символического смысла, заложенного автором в некоторых из героев. В качестве исследовательской задачи выступает анализ женских образов в культурном, художественном и литературоведческом аспектах. В работе применяется структурный анализ с опорой на методологию Н.В. Павлович. Особое внимание уделено отсылкам к мифам в описании того или иного образа. Обосновывается идея о связи каждой из героинь со временем и местом ее первичного пребывания или происхождения. В частности рассматриваются: Жоан Маду – посредственная актриса и певица, любовница главного героя; Кэт Хегстрем, являющаяся пациенткой Равика и его близкой подругой; Сибилла – возлюбленная немецкого доктора, погибшая в гестапо.      Научная новизна вышеприведенного исследования заключается в рассмотрении образов героинь с точки зрения ассоциативно-образного, метафорического значения прототипов, используемых автором при создании и описании персонажей. Дается сравнение композиционных ролей вышеназванных героинь. Отдельно рассматриваются девушки из публичного дома «Озирис», (который является немаловажной локацией в романе и играет значительную композиционную роль в тексте) и их «хозяйка» Роланда. Замечается сходство заведения с пансионатом для благородных девиц и несколько других сопоставлений девушек легкого поведения с воспитанными в духе викторианский эпохи леди. В представленной работе выявляются некоторые интертекстуальные связи в историко-литературном и культурно-историческом контексте. Некоторое внимание также уделено рассмотрению философских взглядов романиста и процесс их реализации посредством разработки идей героев. В работе отмечается влияние идей философии «потерянного поколения» на действующих лиц романа и их жизненную позицию. Затронута тема любовных отношений и поведения в них героинь.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.