по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Макеева Владислава Игоревна
Genesis: исторические исследования, 2021-7
Макеева В.И. - Греческие демоны, убивающие детей c. 54-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.7.36131

Аннотация: Статья посвящена характеристике древнегреческих мифологических персонажей, которым приписывали склонность к убийству детей: Ламии (Λάμια), Мормо (Μορμώ) и Гелло (Γελλώ). Суеверия, связанные с этими демонами, сохранились в Греции и сейчас. Хотя их образы претерпели некоторую трансформацию. Объектом исследования являются мифологические представления древних греков, предметом — демоны, убивающие детей. Цель работы: определение роли детских страшилок в жизни древнегреческого общества. Автор разбирает свидетельства о таких персонажах как Ламия, Мормо, Гелло и Эмпуса в греческих и римских текстах, и даёт характеристику их образов на основе сравнительного анализа. Проведённый анализ позволил выделить общие черты демонов, убивающих детей: устрашающий внешний вид, сочетание человеческих и животных черт, способность к трансформациям, отождествление с Гекатой, а также рассказ о несостоявшемся материнстве, лежащий в основе истории появления демона. Главные функции этих мифологических персонажей заключались в объяснении внезапной детской и материнской смертности, характерной для древности, а также в воспитании детей и взрослых. Первых можно было устрашить подобными историями, а вторые должны были почерпнуть из «сказки», демонстрирующей вред безрассудного следования соблазнам или отказа от выполнения предписанных социальных ролей, социально приемлемое поведение.
Человек и культура, 2021-4
Макеева В.И. - Коринфский культ детей Медеи c. 134-142

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36407

Аннотация: История Медеи и её детей известна нам прежде всего как история матери, убивающей собственных детей ради мести мужу. Чаще всего мы вспоминаем её по одноимённой трагедии Еврипида. Однако, у разных авторов можно встретить другие обстоятельства гибели детей. В этих вариациях истории Медея напрямую не убивает детей, но, видимо, косвенно становится причиной их гибели, пытаясь, наоборот, защитить их от смерти. По одной версии она пытается сделать их бессмертными, но её попытки оканчиваются неудачей. Хотя, фактически, дети Медеи всё же приобретают своё бессмертие — в культе.   Другая версия связана с виной коринфян. Дети ищут спасения в храме Геры Акрейской, где их убивают разгневанные коринфяне. Эта история соответствует образцу, который обычно встречается в мифах, связанных с культами искупления. За убийством следует наказание сообщества – мор, обращение к оракулу, требуются успокоительные жертвы и установление постоянного культа. Анализ составляющих культа и сравнение с другими культами, которые состоят из смешения обрядов посвящения и героических подношений, позволяет предполагать, что коринфский культ детей Медеи был связан как с трауром, требующим искупления и оплакивания, так и с обрядами посвящения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.