по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лугавцова Алёна Петровна
Genesis: исторические исследования, 2022-12
Лугавцова А.П. - Монах О:баку Байсао: и развитие традиции сэнтя в Японии периода Эдо (1603–1868) c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39120

Аннотация: Школа О:баку, представляющая собой третье крупное направление дзэн-буддизма наряду с Риндзай и Со:то:, появилась в Японии в период Эдо (1603-1868) благодаря прибытию из Китая буддийских монахов-эмигрантов. В статье рассматривается жизнеописание монаха О:баку Байсао:, сыгравшего определяющую роль в развитии и популяризации традиции сэнтя (заваривания листового чая в горячей воде) в Японии периода Эдо. Данный способ заваривания чая, популярный среди монахов О:баку, которые на начальном этапе развития учения были представлены этническими китайцами, представлял собой отсылку к традициям чаепитий китайских интеллектуалов древности и фактически противопоставлялся Байсао: существующей японской чайной церемонии. Автор делает вывод, что именно знакомство с учением О:баку, олицетворявшее в Японии уголок минского Китая, определило жизненный путь Байсао:, связанный с китайской чайной традицией и существенно повлиявший на складывание культурного облика всей эпохи - движение за популяризацию сэнтя после смерти Байсао: приняло поистине масштабный размах. Можно сказать, что его активная деятельность по распространению в Японии чайной культуры, в которой сам Байсао: находил отражение своих духовных идеалов, привела к созданию полноценной альтернативы японской чайной церемонии, благодаря чему многие его современники и их потомки заново полюбили чаепитие в духе китайских мудрецов древности.
Genesis: исторические исследования, 2021-1
Лугавцова А.П. - Влияние Китая эпохи Мин (1368-1644) на формирование ритуальных и бытовых обычаев ранней школы О:баку и её восприятие в Японии c. 103-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.1.34687

Аннотация: Школа О:баку - это новое течение японского дзэн-буддизма, появившееся в Японии в период Эдо (1603-1868) благодаря прибытию на острова монахов-эмигрантов из Китая. В силу своего китайского происхождения учение О:баку являлось для Японии, придерживающейся политики изоляции от внешнего мира, несомненным новшеством, что обеспечило учению на раннем этапе его истории резкий всплеск популярности. В данной статье рассматриваются отдельные особенности ритуальной практики и быта школы О:баку, наиболее ярко характеризующие его связь с материком и, таким образом, представляющие особый интерес для населения Японии периода Эдо. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвящённых школе О:баку, поэтому при написании статьи особое внимание уделялось работам англоязычных и японоязычных авторов. Основной вывод статьи заключается в том, что, несмотря на то, что школе О:баку не удалось произвести революцию в буддийском сообществе Японии, она всё же имела на островах определённый успех. Во многом популярность нового учения была связана именно с его "инаковостью", "китайскостью", пришлое происхождение и связанные с этим культурные особенности привлекали в храмы О:баку большее количество зрителей, чем могли бы привлечь проповеди. Внешний антураж и экзотика: музыкальные инструменты, красочные ритуалы, китайский стиль одежды, причёски, монастырской еды и т.п. - во многом стали теми отличительными чертами, которые сформировали особый облик школы в глазах японцев и обеспечили ей мощный прирост популярности на новой земле.
Genesis: исторические исследования, 2019-5
Лугавцова А.П. - Искусство О:баку в истории культуры Японии периода Эдо (1603-1868) c. 61-73

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.5.29729

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема изменения культурного облика Японии эпохи Эдо (1603-1868), связанного с появлением на островах школы О:баку, нового течения японского буддизма, основанного мигрантами из Китая. Особое внимание уделяется традиционным видам искусства (живопись, каллиграфия, скульптура), в которых благодаря творчеству мастеров О:баку наиболее ощутимо проявились новые веяния. Трансформация этих областей культуры под влиянием новшеств минского Китая, описываемая в статье, наглядно демонстрирует важность вклада искусства О:баку в развитие художественного творчества эпохи Эдо. В статье используются различные методы исторического исследования, такие, как нарративный, историко-генетический, типологический, историко-биографический. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвященных школе О:баку в целом и её творческом наследии в частности, поэтому при написании статьи особое внимание уделяется работам англоязычных и японоязычных авторов. Основной вывод заключается в том, что, несмотря на закрытие страны, даже в изолированной от мира Японии имел место фактор внешних заимствований, оказавших существенное влияние на духовную сферу жизни японского общества. Искусство О:баку, проникшее на Японские острова с монахами-эмигрантами, внесло весомый вклад в формирование уникальной картины эдосской культуры, превратившись в ту движущую силу, которая повлекла реформирование традиционных стилей в живописи, каллиграфии и других видах искусства. Даже краткий обзор искусства О:баку наглядно показывает важность его роли в складывании культурного облика Японии периода Эдо, и оценка масштабности его влияния заслуживает дальнейших исследований.
Genesis: исторические исследования, 2018-12
Лугавцова А.П. - Ингэн Рю:ки (1592-1673) и его роль в истории японской культуры периода Эдо (1603-1868) c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.12.27953

Аннотация: Эпоха Эдо (1603-1868) занимает особое место в истории Японии. С 1641 года сёгунат Токугава закрыл страну от внешнего мира, однако, несмотря на изоляцию, в Японии того времени происходили значительные преобразования самых разных уровней общественной жизни. Данная статья посвящена проблеме изменения религиозной и культурной сфер Японии эпохи Эдо (1603-1868) на примере зарождения школы О:баку, нового течения японского буддизма, основанного мигрантами из Китая. Особое внимание уделяется творческой деятельности и жизнеописанию основателя школы Ингэна Рю:ки (1592-1673), во многом благодаря которому Япония познакомилась с достижениями культуры минского Китая. В статье используются различные методы исторического исследования, такие, как нарративный, историко-генетический, типологический, историко-биографический. Научная новизна исследования обоснована отсутствием в отечественном японоведении специальных работ, посвященных школе О:баку в целом и персоне её основателя в частности. В связи с этим особый акцент при написании статьи был сделан на работы англоязычных и японоязычных авторов. На примере отдельных аспектов культурной жизни Японии, таких, как каллиграфия, даётся разбор значительности культурного влияния Ингэна и его учеников. Основной вывод исследования заключается в том, что, невзирая на закрытие страны и консервативную политику сёгуната, новый культурный идеал, заимствованный из Китая и передаваемый через монахов-эмигрантов, тесно вплёлся в культуру эпохи Эдо. Появление "китайских стилей" в каллиграфии и живописи служат наглядной иллюстрацией силы творческого наследия учения О:баку, а также таланта и харизмы её основателя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.