по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кудаев Александр Егорович
Философия и культура, 2023-12
Кудаев А.Е. - Бердяев и Флоренция. Эстетические пересечения c. 48-90

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.12.39234

Аннотация: Статья посвящена первому итальянскому путешествию Бердяева, оказавшему «огромное влияние» как на его творческую судьбу, так и на развитие его собственно эстетических взглядов. Показательно, что одним из определяющих мотивов посещения Италии являлось его желание «вернуться на родину под впечатлением величайшей красоты»! Поскольку первое путешествие философа было связано с Флоренцией, представлялось целесообразным уделить должное внимание достижениям этого города и его определяющему вкладу в формирование и развитие культуры Возрождения. Показывается становление возрожденческих принципов во флорентийской литературе, изобразительных искусствах; формирование теории (Альберти) и истории искусства (Вазари), а также целого ряда сопутствующих этим процессам культурных явлений, определивших в итоге художественно-эстетический облик Флоренции и превративших ее в столицу итальянского Возрождения. В результате это позволяет в полной мере понять и оценить выбор Бердяевым именно данного города, тем более что Флоренция не только произвела на него «самое сильное впечатление», но и стала «ключом» к пониманию как собственно флорентийского искусства, так и художественно-эстетической культуры итальянского Возрождения. Научная новизна статьи заключается в том, что это первая в отечественной литературе попытка рассмотреть и проанализировать флорентийское путешествие Бердяева как один из источников его творческого наследия, которое обычно упускается из виду и до сих пор не стало предметом специального изучения. А между тем, его первая собственно эстетическая работа «Смысл творчества» явилась результатом, в том числе, и данного путешествия, которое раскрывается на широком историко-культурном и художественно-эстетическом фоне становления флорентийского Возрождения. Актуальность подобной тематики определяется и существующей путаницей по данному вопросу, которая явилась прямым следствием его не разработанности, на преодоление которой, в том числе, и направлена статья.
Философская мысль, 2020-5
Кудаев А.Е. - Эстетическое «мирочувствие» Николая Бердяева: истоки и подходы к философии красоты c. 61-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.5.32356

Аннотация: В статье анализируются истоки одной из центральных проблем философско-эстетической мысли Бердяева – философии красоты. Показывается важность феномена красоты как для формирования его собственно эстетической концепции, так и мировоззрения в целом. Выявляются основные источники, определившие его повышенный интерес к феномену красоты и повлиявшие на особенности решения данной проблемы. Учитывая определяющий характер личностного, эмоционально-чувственного отношения Бердяева к окружающей красоте, главное внимание уделяется раскрытию данного источника, как наиболее важного для понимания всей последующей эволюции его философско-эстетической мысли в целом, так и формирования философии красоты в частности. В связи с этим рассматривается ряд жизненных обстоятельств, оказавших в своей совокупности определяющее влияние на его эстетическое развитие, которое в итоге приведет к тому, что эстетическая составляющая станет едва ли не определяющей в его мировоззрении, а красота превратится в универсальный критерий оценки самых различных явлений. Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке эстетики, философии, культурологии, биографического жанра, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Статья является первой в отечественной литературе попыткой исследования и реконструкции истоков его эстетического развития. Выявляются основные источники, определившие его повышенный интерес к феномену красоты. Раскрывается ключевая роль проблематики красоты не только в формировании его собственно эстетической концепции, но и философской мысли в целом. Впервые подробно анализируется один из основных источников его эстетических взглядов, кардинальным образом повлиявший на развитие его философии красоты
Философия и культура, 2018-2
Кудаев А.Е. - Теургия и трагедия творчества в эстетике Н. А. Бердяева c. 56-68

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.24280

Аннотация: Статья является продолжением предыдущей работы автора «Феномен теургии в эстетике Н. А. Бердяева: истоки и подходы к проблеме» («Философия и культура», 2017. № 8), в которой анализируется ключевая проблема бердяевского наследия – проблема теургии, неразрывно связанная с его концепцией трагедии творчества. Именно понимание творчества как трагического по своей природе обусловило обращение Бердяева к проблеме теургии, в которой автор видел возможность преодоления творческой трагедии. Данный аспект и является предметом статьи. В центре ее внимания – наиболее характерные признаки, из которых складываются общие контуры будущей эпохи и особенности нового творчества, выделяемые автором в первую очередь. Это и богочеловеческий характер творчества, и понимание его природы как имманентно-религиозной. Рассматривается интерпретация Бердяевым символизма как выражения глубочайшего кризиса культуры и одновременно – завершающего акта трагедии творчества, которые призвана преодолеть теургия. Но поскольку теург будет «творить мир в красоте», то новое творчество окажется способным выявить и собственно эстетическую основу и сущность мироздания. Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке философии, эстетики, религиоведения, культурологии, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции бердяевской концепции теургии. Раскрывается ключевая роль данной проблемы как для философско-эстетической мысли Бердяева, так и концепции трагедии творчества. Анализируются определяющие, согласно Бердяеву, признаки будущей эпохи Творчества и особенности творчества теургического, а также связь последнего с «неудачей культуры», символизмом и собственно эстетической проблематикой.
Философия и культура, 2017-8
Кудаев А.Е. - Феномен теургии в эстетике Н. А. Бердяева: истоки и подходы к проблеме c. 90-107

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.21675

Аннотация: В статье анализируется одна из важнейших проблем творческого наследия Бердяева – проблема теургии, связанная неразрывно с главной темой всей его «жизни и мысли» – темой творчества и, прежде всего, с трагедией человеческого творчества. Именно понимание творчества как трагического по своей природе и обусловило обращение Бердяева к проблеме теургии, в которой автор видел как выход из общего «трагического состояния мира», так и преодоление трагедии творчества. Показывается связь проблемы теургии с эстетикой Бердяева. Учитывая важность данной проблематики не только для эстетики Бердяева, но и всей русской религиозной философско-эстетической и художественной мысли, дается краткий экскурс в историю формирования понятия теургии, его проникновение в философию, в частности, в философию неоплатонизма. Тем более что у своих истоков – в качестве целостной теоретической концепции – теургия уже тогда имела ряд основных важнейших положений, которые мы без труда узнаем в работах русских мыслителей, писателей, художников, в том числе – и в эстетике Бердяева. Показывается преемственность бердяевского понимания теургии как с позднеантичной, так и отечественной, традицией. В то же время подчеркивается особенность его решения данной проблемы, связанной с глубинным – метафизическим – пониманием автором природы творчества, которое рассматривалось им в контексте учения о Богочеловечестве. Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке философии, эстетики, религиоведения, культурологии, истории, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих положений бердяевской концепции теургии, позволяющей характеризовать его эстетику не иначе как теургическую. Особым вкладом автора в исследование темы является раскрытие важности теургической проблематики для всей философско-эстетической мысли Бердяева и неизбежность его выхода на ее осмысление, а также выявление специфики понимания философом теургии и вписанность ее не только в широкий исторический контекст (как неоплатонической, так и отечественной религиозной философско-эстетической мысли), но и в не менее широкий авторский контекст философии творчества в целом и концепции творческой трагедии в частности, предопределившей выход Бердяева на осмысление теургической проблематики.
Философия и культура, 2015-2
Кудаев А.Е. - Цивилизация versus культура в философии Николая Бердяева

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.14151

Аннотация: Статья является продолжением предыдущей работы автора «Философия культуры Николая Бердяева в контексте его проблематики трагического» (опубликованной в журнале «Философия и культура», 2015. № 1), в которой анализируется одна из важнейших проблем творческого наследия Бердяева – философия культуры. Новизна статьи заключается в том, что заявленная тема реконструируется исключительно в контексте бердяевской проблематики трагического, позволяющей постичь метафизические основания бытия, в том числе и бытия культуры. Последняя, таким образом, предстает в своем глубинном измерении, получая соответствующее освещение и выявляя при этом свое собственно трагическое содержание. Именно в этом своем трагическом измерении проблема культуры продолжается оставаться и предметом данной статьи. В центре ее внимания, пожалуй, одно из самых парадоксальных противоречий культуры: онтологический конфликт с самой жизнью, трагическая противоположность бытию, и неизбежный переход культуры в цивилизацию. Показывается их внутренняя взаимосвязь и трагический антагонизм, который Бердяев считал неизбежным и который может быть сформулирован следующим образом: когда общество – в лице своих выдающихся представителей – направляет творческую энергию на создание культурных ценностей, оно вынуждено ограничивать и даже подавлять «волю к жизни», приносить «жажду к жизни» в жертву культуре. И, наоборот, когда в обществе просыпается неукротимая «воля к жизни», власти и могуществу, тогда на жертвенный алтарь приносится культура. И антагонизм этот в пределах существующей – мирской, греховной – культуры, с его точки зрения, непреодолим и порождает в свою очередь целый ряд противоречий (между целями и средствами, смыслом жизни и существованием, человеком-творцом и его творением) со всеми вытекающими отсюда последствиями для развития и культуры, и цивилизации, и для всей творческой судьбы человека, определяя ее трагический характер. Реконструкция носит комплексный характер, находясь на стыке культурологии, философии, эстетики, религиоведения, истории, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих, базовых положений философии культуры Бердяева, анализируемых исключительно в контексте его центральной проблематики трагического, которая являлась для философа определяющим «первофеноменом», благодаря чему заявленная тема предстает в своем глубинном, предельном измерении, получая соответствующее освещение и выявляя при этом свое собственно трагическое содержание.
Философия и культура, 2015-1
Кудаев А.Е. - Философия культуры Николая Бердяева в контексте его проблематики трагического

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.13749

Аннотация: В статье анализируется одна из важнейших проблем творческого наследия Бердяева – философия культуры. Новизна статьи заключается в том, что заявленная тема реконструируется исключительно в контексте бердяевской проблематики трагического, которая являлась для философа определяющим «первофеноменом», позволяющим постичь метафизические основания бытия, в том числе и бытия культуры. Последняя, таким образом, предстает в своем глубинном, предельном измерении, получая соответствующее освещение и выявляя при этом свое собственно трагическое содержание. Именно в этом своем трагическом измерении проблема культуры является предметом данной статьи. Показывается, каким образом у Бердяева трагедия культуры была не только органически связана с проблемой творчества вообще и трагедией творчества в частности, но и определялась ими, неизбежно оказываясь трагической по своей природе. Рассматриваются основные внутренние противоречия культуры с породившим ее культом, в котором Бердяев видел одновременно исток культуры и источник ее собственно религиозной трагедии, и с самой жизнью, ее трагическую противоположность бытию, и неизбежный переход культуры в такое состояние, которое, по словам философа, уже не может быть названо культурой. Реконструкция носит комплексный характер, находясь на стыке культурологии, философии, эстетики, религиоведения, истории, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих, базовых положений философии культуры Бердяева, анализируемых исключительно в контексте его центральной проблематики трагического, благодаря чему заявленная тема культуры предстает в своем глубинном, предельном измерении, получая соответствующее освещение и выявляя при этом свое собственно трагическое содержание.
Психология и Психотехника, 2014-10
Кудаев А.Е. - Психоанализ культуры Зигмунда Фрейда

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.10.13054

Аннотация: В статье рассматривается одна из важнейших проблем творческого наследия З. Фрейда – психоаналитическая концепция культуры. Реконструируются основные, базовые ее положения, на которых, как на своем фундаменте, и будет выстраиваться все здание фрейдовской теории культуры. Анализируются вопросы о взаимосвязи психоанализа и культуры; об определении культуры, ее «основах» и, наконец, один из важнейших в психоанализе – вопрос о происхождении культуры, поскольку, согласно Фрейду, лишь обращение к истокам и позволяет выявить бессознательное самой культуры, в контексте которого только и могут быть поняты все исторические состояния культуры, постигнут ее сокровенный внутренний смысл, что и составляло главную задачу культурологических устремлений З. Фрейда. Реконструкция носит комплексный характер, находясь на стыке психоанализа, культурологии, философии, религиоведения, истории, что и определило применяемую комплексную историко-философскую и психоаналитическо-культурологическую методологию. Специфика материала обусловила применение феноменологического, герменевтического, компаративистского подходов к осмыслению рассматриваемых феноменов, нашедших отражение в самых различных текстах З. Фрейда, повлиявших на формирование его психоаналитической концепции культуры. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих, базовых положений фрейдовского психоанализа культуры. Несмотря на всю важность и значение этой проблемы в творческом наследии Фрейда, он не оставил ее систематического изложения. У него нет специальной работы, в которой были бы сведены воедино и последовательно выстроены все его многочисленные высказывания, суждения и оценки, имеющие прямое отношение к данной проблематике. Поэтому психоаналитическая концепция культуры Фрейда – именно как целостная система – может быть представлена только в реконструированном виде. На осмысление указанных первооснов и направлена данная статья, которая таким образом может рассматриваться как один из возможных вариантов подобной реконструкции, приближающих нас к аутентичному ее постижению.
Litera, 2013-1
Кудаев А.Е. - Метафизические и антропологические основы философии творчества Николая Бердяева c. 1-95

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.1.572

Аннотация: В статье анализируются базовые положения религиозной метафизики и христологической антропологии Бердяева, оказавшие определяющее влияние на формирование его «главной темы» всей «жизни и мысли» – философии творчества. Выявляется специфика понимания автором последней, ее вписанность в контекст учения о Богочеловечестве. Реконструируется бердяевская мифологема о человеке, повлиявшая на осмысление философом творческой природы и творческого призвания человека. Человек рожден для того, чтобы стать в свою очередь творцом, он должен продолжать творение мира, в противном случае божественному замыслу не суждено будет осуществиться и «миротворение не удастся». Определяется центральная роль «первофеномена» трагического во всей философско-эстетической концепции Бердяева, оказавшего непосредственное влияние на формирование как его концепции творчества в целом, так и трагедии творчества в частности, со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно понимания будущего развития «творческого дела» человека.
Филология: научные исследования, 2012-4
Кудаев А.Е. - Метафизика творчества Николая Бердяева в контексте его философии трагического
Аннотация: В статье анализируется важнейшая проблема всего наследия философа – проблема творчества, раскрывается ее специфика и вписанность в контекст проблематики трагического. Реконструируется бердяевская мифологема о человеке, анализируются ее базовые положения, повлиявшие на осмысление автором творческой природы и творческого призвания человека, выявляется центральная роль «первофеномена» трагического, определившего всю содержательную сторону философско-эстетической теории Бердяева и оказавшего влияние на формирование как его концепции творчества в целом, так и трагедии творчества в частности.
Философия и культура, 2010-8
Кудаев А.Е. - Проблема трагедии творчества в эстетике Н.А.Бердяева
Аннотация: В статье рассматривается одна из центральных проблем философии творчества Н.Бердяева, которую сам автор определял как «роковую неудачу» творческого акта, трагедию творчества. Показывается важность и неизбежный характер появления данной проблемы в творческом наследии философа. Анализируется одно из основных противоречий творческого процесса (между замыслом и его практическим осуществлением), предопределяющее его трагедию, которое и вывело философа как на постановку данной проблемы, так и на необходимость осмысления самых различных ее сторон, и послужило той основой, на которой и будет формироваться все здание его концепции трагедии творчества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.