ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Бахарева Марина Дмитриевна
Философская мысль, 2021-8
|
Бахарева М.Д. - Развитие философских взглядов Р.М. Рильке в контексте его художественного творчества на рубеже XIX-XX веков |
|
c. 25-40
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.8.36316
Аннотация: Творчество Р.М. Рильке, одного из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века, поэта-философа, не теряет своей актуальности и продолжает вызывать устойчивый интерес исследователей. Целью данной работы является рассмотрение развития философских взглядов Р.М. Рильке в контексте его художественного творчества на рубеже XIX-XX веков. В качестве основного исследовательского метода был выбран герменевтический подход, в рамках которого тексты произведений Р.М. Рильке были интерпретированы в контексте социально-исторических условий, существовавших на момент их написания. Систематизация и обобщение полученных данных позволили оценить формирование и значение философско-эстетических взглядов Рильке, показать их противоречия. Рильке не был сторонником каких-либо философских систем, однако в его творчестве нашли отражение философско-мировоззренческие принципы и установки эпохи, прежде всего символистская эстетика, философия жизни и метафизика искусства Ницше. Философские взгляды Рильке на ранних этапах его творчества формировались в поиске самобытного и во многом субъективного отношения к жизни. Проведенный анализ раннего творчества Рильке показывает процесс философской переориентации от субъектно-центрированных признаний великого творца к объективному миру вещей. В лекции о Морисе Метерлинке (1902) Рильке удается четко выразить идеи о функции искусства, задачах и возможностях художника. После знакомства с творчеством Родена Рильке обращается к жанру «стихотворения-вещи», при этом понятие вещи охватывает у Рильке всю вселенную. Установление трансцендентно-поэтического единства между субъектом и миром является одной из важных философских идей творчества Рильке. Художник, объективно изображая «вещность» мира, является посредником между Богом или божественным началом в его взаимодействии с реальным миром и человеком, осуществляет связь времен и пространств и сохраняет вечные ценности, составляющие основу культурного кода каждого народа.
|